Занятие 26. Куда идём?
В каждом походе время от времени надобно делать привалы. Вот и в нашем, прямо скажем, нелегком путешествии в глубины (или к высотам?) души настал момент для отдыха. Присядем, поговорим о всяком - разном. Например, о том, что нами уже пройдено, и что еще предстоит пройти.
Мне представляется, что одна из основных проблем современного высокообразованного человека и одновременно одно из тяжелейших препятствий на пути его воцерковления - то есть принятия сердцем идеи Бога-Спасителя, вселенской роли Церкви и изменения себя во Христе – заключается в неспособности критически оценить свою душу, свой интеллект, свою жизнь. Говорю это не просто так – по себе знаю. Огромный пласт святоотеческих знаний лежит прямо перед нашими глазами – только руку протяни. Знаний не отвлеченных, не «вообще и обо всем», а предельно конкретных, адресных, обращенных к каждому человеку в отдельности. Ко всем нам как любимым чадам Божиим. Знаний о том, кто мы есть, откуда взялись и зачем живем на этой земле. Из каких частей состоим, чем страдаем (и не только телом, но и душой) и как лечиться. Как достигать максимума своих сил и талантов, и как освобождаться от докучливых страхов, страстей, боли. Как в непроглядной тьме будущего, тем не менее, различать свой персональный «узкий путь». Как прожить эту жизнь радостно и встретить неминуемую смерть достойно, то есть в любой момент быть готовыми, насколько это возможно, к нелицеприятному суду Божию.
Разве все это неважно или второстепенно?
До прихода в храм я десять лет истязал себя бизнесом и, кстати, за все эти годы не прочитал, пожалуй, ни одной серьезной книги. После заслуженного кризиса – локального суда Божия надо мною как вконец заблудшей личностью – тяга к чтению вернулась, но она стала в корне иной. С тех пор меня не интересует беллетристика и новостная лента: какой смысл копаться в хитросплетениях чужих судеб – их, между прочим, столько же, сколько людей на планете, - если я не могу толком разобраться в самом себе и своей собственной судьбе? Зачем тратить на чепуху драгоценное оставшееся мне до смерти время (тем паче, что я даже не знаю, сколько его осталось, и осталось ли вообще) на расчистку «чужих сараев», коли мой собственный «сарай» - простите, это я о душе – захламлен и нечист?
Интеллектуалу наших дней действительно трудно признать, что он «чего-то там» не знает. Что он в чем-то невежда. Незримый «подсказчик-опекун» из числа падших духов тщательно следит за тем, чтобы у гордеца не снижалось воспаление «председательской железы». Да и вся система нынешнего образования устроена (этими же, заметим, тварями) таким образом, чтобы ни семья, ни школа, ни вуз, ни, наконец, информационная среда взрослого обитания не содержали в себе богооткровенного знания «науки из наук» и не позволяли малейшим ее элементам просочиться в сознание современных людей.
Впрочем, есть и положительный момент. Современный человек имеет чрезвычайно развитый интеллект и способен поглощать и усваивать куда больше информации, чем его недавние предки. Следовательно, при серьезном отношении к делу ему не составило бы большого труда понять, чего от него добивается Господь через Евангелие и труды Святых отцов Православия.
Итак, прежде чем войти в ограду храма, нужно серьезно поработать над собой. Восполнить, так сказать, досадный пробел знаний о себе, о вселенной, о Боге. Создать цельную и панорамную картину мироздания, исходящую не из научных предположений, которые страдают как раз из-за отсутствия цельности и завершенности (ибо происходят все-таки от весьма ограниченного человеческого разума и потому постоянно меняются), а из тех сведений о Себе и человеке, которые нам сообщил сам Господь.
Порой эта искомая картина, а, лучше сказать, евангельское миропонимание представляется мне в виде некого «лего», состоящего из тысяч различных плотно примыкающих друг к другу частей. Это «лего» никогда не сложится в цельное полотно и не поразит воображение ума своей красотой и гармонией, пока в нем остаются пробелы. В нашем же мировосприятии, увы, присутствуют не просто зияющие лакуны невежества, но еще и немало ересей и духовных суррогатов, грязи, вброшенной из того же незримого темного пространства. То есть, проще говоря, большинству из нас предстоит одновременно и постигать новое, и вычищать вредоносное старое.
Наш путь к свету начинается, таким образом, не с комфортной «нулевой» отметки, а со дна темной и холодной ямы собственного невежества и богооставленности. «Азы» это ступеньки или, если угодно, недостающие кусочки «лего», из которых, Бог даст, сложится искомая картина. Речь, конечно, не идет о богословии в высоком, академическом значении этого слова. Речь идет именно о начальных, но, тем не менее, насущно необходимых, базовых знаниях о вере, человеке и Боге. Поняв себя, осознав свою избранность и в то же время поврежденность, уяснив, что есть грех и страсти, и как бороться с ними (это еще впереди), усвоив относительность смерти и ответственность свою перед вечностью, научившись взывать к помощи Божией и жить по Христу, человек действительно в корне меняется. Он становится Божьим. Все ненужное ему и все, недостойное его высокого звания, постепенно счищается с его души, словно под скальпелем незримого Врача, и он, независимо от своих текущих жизненных обстоятельств, начинает ощущать то, что апостол Павел называл радостью бытия.
Ну, а если между частичками «лего» вы и обнаружите нестыковки или зазоры, не расстраивайтесь. Обратитесь к Евангелию и Святым отцам, покопайтесь в книгах, и недоумение растает, как дым. Не забывайте - мы с вами проходим лишь начальные классы «науки из наук», «азы» это арифметика веры – не алгебра. Зато, когда после «курса молодого бойца» мы вступим под своды храма и после божественной Литургии услышим проповедь священника, многое из того, что сейчас нам кажется непонятным, вдруг обретет ясность и четкость. И даже обидные реплики «церковной бабушки», которые многих новичков (некоторых, увы, навсегда) отвратили от церкви, покажутся обоснованными и даже заслуженными. Помните апостольские слова: гордым Бог противится, а смиренным дает благодать?
…Что ж, отдохнули, пора и честь знать. Двинемся в путь - дальше по ступеням «азов» к свету Истины.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.