Занятие 23. Жизнь в настоящем
Умение жить в настоящем – одно из главных достоинств верующего человека. Так говорят Святые отцы. Я бы еще добавил: это еще и признак глубокой религиозности….
Но, что такое настоящее? Возможно, сам этот вопрос кому-то покажется нелепым. И даже глупым. Настоящее это то, что есть здесь и сейчас, – разве не ясно? Конечно, это так, но в том-то и дело, что подлинная сущность настоящего много глубже и сложнее любых внешних и поспешных о нем представлений: не случайно над этой загадкой бились и до сих пор бьются лучшие умы, целые философские школы и магистральные религиозные течения. И ведь есть еще и практический аспект – надо научиться жить настоящим.
Если представить себе время в виде бесконечной линейки с делениями, то, очевидно, настоящее это одно из делений на линейке. Следуя дальше этой логике, жизнь можно представить как чередование делений (или мгновений). Перешагивая с одного деления на другое, мы движемся во времени от рождения до смерти. Позади себя оставляем прожитые деления. Они уже в прошлом, и физически их нет, Впереди – будущие, ожидающие нас мгновения, которые еще не наступили и, в общем-то, не факт, что наступят - в этом смысле, физически их тоже нет. Реально существует только одно мгновение – настоящее. Можно сказать, что и вся жизнь это одно непрерывное настоящее мгновение. Все прочее – либо отработанный ресурс, либо виртуальное предположение.
Понятно, что настоящее микроскопически мало – как острие иглы. Вот оно здесь, и, смотришь, нет его: ускользнуло, растаяло, как дым. Помните в «Фаусте» у Гете: «Остановись мгновение, прекрасно ты!» Но мгновения не останавливаются, Фауста обманул лукавый сатана. Они неумолимо чередуются, с невообразимой скоростью сменяют друг друга, принося с собой неповторимые и невозвратные чувственные ощущения и мысли…. Но даже и это еще не все. Особенность человеческого восприятия заключается в том, что реалии жизни, как правило, поступают в наше сознание не непосредственно, а с некоторой задержкой. На своем пути от настоящего до его ментального образа они проходят фильтры чувственного восприятия и умственных оценок. Строго говоря, в финальных ощущениях мы получаем не «здесь и сейчас» в чистом виде, а как бы его отпечаток, оттиск, ушедшую тень. Мы словно бы крутим слайд-шоу только-только состоявшихся (но уже состоявшихся) событий, в то время как реальная жизнь идет себе спокойно, всякий раз на шаг-другой опережая наши чувства.
Впрочем, вернемся еще разок к нашему секретарю-рассудку. Теперь, надеюсь, понятно, как и почему неутихающие ментальные бури в наших головах становятся непреодолимым препятствием для нашего пребывания в настоящем. Само настоящее никуда, разумеется, не девается, однако, чем больше гвалта в голове, чем продолжительнее «доработка» реальности всякого рода субъективными оценками (индеец Дон Хуан в известном романе Карлоса Кастанеды называл этот процесс «индульгированием»), тем труднее установить с ним контакт. Выходит, и само мышление – проблема? Разумеется, нет. Мышление, как таковое, – не проблема. Проблема – это неуправляемое, непроизвольное и неосознанное рассудочное мышление. Бормотание рассудка.
Но почему же для нас так важно настоящее? Господь говорит: Аз есмь сый. Я – сущее. А сущее это то, что есть, то, что реально пребывает здесь и сейчас. Мечтами и фантазиями, виртуальными страхами и воспоминаниями мы увлекаемся прочь от этого настоящего, а значит, и прочь от Бога. Потому-то Отцы и предостерегали от «мечтательности», призывая к трезвению и бдительности. «Блюдите, како опасно ходите» - говорит апостол Павел.
Напротив, тишина ума («тайна будущего века»), которой мы потихоньку начали учиться на прошлом занятии, есть не что иное, как антипод рассудочного гвалта и, следовательно, пропуск в настоящее. Когда ум молчит, он перестает осуждать и сравнивать, вешать ярлыки и самоуправствовать, надеяться и терзается. Он присутствует в настоящем и наблюдает. Тогда ничто не мешает ему общаться с Богом.
Впрочем, здесь необходима важная оговорка. Отстраненное присутствие в настоящем вовсе не означает автоматического общения с Живым Богом. Может случиться и иначе. Все до одной эзотерические восточные практики и учения, в той или другой форме тоже проповедуют «тишину ума», однако, в предлагаемой ими духовной тишине нет места истинному Богу и, следовательно, вместо света они влекут нас во тьму, а там – демоны-мучители. Это надо знать и об этом надо постоянно помнить, чтобы в поисках целительного настоящего не сбиться (точнее, не позволить себя сбить) ненароком с «узкого пути», ведущего в жизнь.
Православная молитва, как уже говорилось, - лучшее средство усмирения рассудка и отражения «огненных стрел» (помыслов и прилогов), посылаемых незримым врагом. Действие молитвы усиливается постом, а вместе они, по словам Господа, одолевают «род сей» - духов злобы поднебесной.
«Всегда молитесь» - учит апостол, и этим он призывает нас блюсти чистоту и тишину ума, пребывать в настоящем, избегать мечтательности, бдительно и внимательно переступать с одного деления «линейки времени» на другое – как движется опытный охотник по незнакомому лесу. Каждый момент жизни уникален, и каждый может стать последним….
Когда вас одолевает уныние, страх, раздражение, зависть, тщеславие и все такое, помолитесь Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, - и вы скоро почувствуете, как рваные и болезненные мысли стихают, ожесточение или угнетение души испаряется, наступает покой и сосредоточенность. Но это не пустота. Это та добрая почва, на которой, часто неожиданно для нас самих и как бы ниоткуда, вдруг произрастают решения и идеи, открывающие пути в, казалось бы, беспросветных тупиках, разрешающие самые запутанные отношения и конфликты, дающие энергии и силы для движения вперед. Так Господь ласково прикасается к верной и любящей душе. Так настоящее проступает из сумрака времени и становится нашим верным союзником.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.