переправа



Владимир Соловьев. Заключение



Опубликовано: 28-02-2015, 01:13
Поделится материалом

Вера, Культура


Владимир Соловьев. Заключение

 

Подводя итоги затянувшегося повествования, кратко резюмируем основные вопросы  и ответы на них. 

 

Можно ли считать Соловьева христианским философом? Да. Вся его философия христоцентрична, и иначе он просто не мыслил.

 

Какие сделал ошибки?  Его «система», по слову ап. Павла, «сгорела». Ошибочным было его западничество и филокатоличество. Он долгое время думал, что в этом и есть истинное христианство. И лишь в «Трех разговорах» он от этих идей дистанцируется.

 

Что верного высказал философ? Всех его замечательных идей не перечислить. Но отметим одну, главную – это мысль о социально активном христианстве, необходимости участия Церкви в преображении социума. Сейчас его идеи нашли место в церковном документе «Основы социальной концепции РПЦ». Этим он и послужил Церкви, исполнив то предназначение, на которое посвятил его, еще девятилетнего, дед священник. Правда, Соловьев слишком оптимистично смотрел на возможность христианизации социума. Он считал, что преображение социума не только возможно, но где-то неизбежно, поскольку является следствием теории всеединства.

 

Жил ли Соловьев по-христиански? Да. И это – несмотря на «нецерковность» и прочие грехи. Он ощущал себя рабом Божиим, которому велено просвещать мир силой своей мысли. И он изнемогал под тяжестью этой задачи. Последние слова его были: «Трудна работа Господня». И все же работу он исполнил. Ибо для Соловьева истина была выше собственных амбиций, и, однажды поняв свою философскую неправоту, он сумел честно признаться в этом.

 

Спаслась ли душа Соловьева в вечности? Соловьев бескомпромиссно и пламенно исповедовал Христа Спасителя, Его Божество, Его Воскресение. Так, как этого не умеют многие из его нынешних православных обличителей.  А ведь о грешнице Господь сказал: «прощаются грехи ее за то, что она возлюбила много» (Лк.7,47).  Не нам решать. Но мы уповаем на милость Божию. И более того, надеемся, что этот рыцарь Христа, рыцарь истины, добра и красоты ушел в непредставимые для нас выси Божьего Царства.

 

А лучше сказать – наполнены промыслом Божиим. Но как этот промысел расшифровать? Думается, что тут надо руководствоваться замечательно глубокими словами ап. Павла:

 

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –  каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор.3,11-15).

 

Прежде всего укажем, что «дело» Соловьева, его философско-религиозная концепция, – христианская. Христианская в том смысле, что в основание своей системы философом положен Христос. Тут, как представляется, двух мнений быть не может – сам Соловьев истово верил во Христа и ставил Его в центр своей философии. У него все сводится ко Христу, все подчиняется Ему, все поет Ему славу.

 

Но основательно ли само «дело»? Оно из золота или из соломы? Или иначе, провозглашал ли философ истину, или его концепция – иллюзия, игра гениального ума? Сам философ долгое время был уверен, что его дело – из золота, и, несмотря на отчаянную критику, отстаивал его. Но Господь исподволь вел философа к пересмотру своих идей. И к покаянию, которое произошло в «Трех разговорах».

 

Николай Сомин

 

Метки к статье: Сомин, Соловьев, философия
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Владимир Соловьев. Заключение"
Имя:*
E-Mail:*