В начале 1836 г. Хомяков делает предложение Екатерине Михайловне Языковой, сестре известного поэта Николая Языкова. И получает согласие. Внешняя обыденность этого события скрывает его явную промыслительность.
Еще в детстве мать Хомякова, Мария Алексеевна, урожденная Киреевская, взяла со своих сыновей Федора и Алексея клятву блюсти чистоту до брака. И надо сказать, что оба сына наказ матери исполнили. Соблазнов в жизни всегда много, но Хомякова они не задели. Так, в 20 лет он вдруг едет в Париж учиться живописи. Сами понимаете, модели, натурщицы... Но все это Хомякова нисколько не задело. Правда, после этой поездки он всегда квалифицировал Париж как средоточие разврата.
Эта нравственная безупречность имела в основе крепкую православную веру. Мария Алексеевна была очень набожной, почитала Преподобного Серафима и эту любовь к преподобному передала детям. Строгое религиозное воспитание Хомякова наложилось на удивительно здоровую, цельную натуру будущего мыслителя, так что в его жизни никогда не было религиозных переворотов и даже сомнений. Его вера была ровной и бескомпромиссной, образуя прочную, прямо таки железную основу всего миросозерцания Хомякова. А надо сказать, что таким людям Господь частенько дает полное семейное счастье.
Катенька была удивительно чистым, чудесным цветком, тихо расцветавшим в дружной семье Языковых. Ее ясный ум и веселый характер производили огромное впечатление. Еще ей не было 16-ти, как в нее влюбился Александр Мотовилов, «служка Серафимов». Мотовилов пошел к преподобному Серафиму за благословением, но тот неожиданно сказал: «нет, она суждена другому, а твоя невеста еще слишком мала – ей нет еще 9-ти. Так что подожди». Но Мотовилов не стал ждать, сделал Языковой предложение, получил отказ, чем и был несказанно удручен.
В Катеньке, как он ее называл в письмах к друзьям (а в письмах к ней самой – Kitty), Хомяков нашел свою вторую половину. Они встретились в одной из гостиных; ей – 18, ему – 32. И оба сразу поняли, что это судьба. Совместные занятия английским языком упрочили это чувство. И вот свадьба, о которой заговорили в обществе. Пушкин, знаток женщин, писал своей жене о невесте: «не красавица, но хорошенькая фигурка». Впрочем, Хомяков также интересовался личными делами Пушкина. Но несмотря на то, что они были на «Ты», дружбы между двумя великими людьми не было.
Любовь и семейная гармония между супругами Хомяковыми никогда не омрачались. Все это придавало Хомякову дополнительные силы. Именно после женитьбы он создал славянофильский кружок и написал все свои знаменитые работы.
Девять человек детей. Но случилась трагедия: двое умерло в детском возрасте от скарлатины в одну ночь. Об этом у Хомякова есть стихотворение «К детям» (1839) – одно из лучших в его творчестве:
Бывало, в глубокий полуночный час,
Малютки, приду любоваться на вас;
Бывало, люблю вас крестом знаменать,
Молиться, да будет на вас благодать,
Любовь вседержателя Бога.
Стеречь умиленно ваш детский покой,
Подумать о том , как вы чисты душой,
Надеяться долгих и счастливых дней
Для вас, беззаботных и милых детей,
Как сладко, как радостно было!
Теперь прихожу я: везде темнота,
Нет в комнате жизни, кроватка пуста;
В лампаде погас пред иконою свет.
Мне грустно, малюток моих уже нет!
И сердце так больно сожмется!
О дети, в глубокий полуночный час
Молитесь о том, кто молился о вас,
О том, кто любил вас крестом знаменать.
Молитесь, да будет и с ним благодать,
Любовь вседержателя Бога.
Остальные дети выросли и вошли во взрослую жизнь. Один из сыновей, Николай Хомяков, октябрист, – председатель III Государственной думы, другой, Дмитрий – философ консервативного направления, занимавшийся актуализацией философского наследия своего отца и издавший полное собрание сочинений А.С. Хомякова.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.