переправа



Кампанелла. «Город Солнца»



Опубликовано: 1-02-2014, 09:18
Поделится материалом

Вера, Общество


Кампанелла. «Город Солнца»

 

Еще одним известным произведением, невостребованным католической социальной доктриной, является книга монаха Томмазо Кампанеллы (1568-1639) «Город Солнца».

 

Джованни Кампанелла родился в бедной семье сапожника. В 15 лет вступил в доминиканский орден (ради получения образования) и получил имя Томас. Увлекается философией и астрологией. В Неаполе Кампанелла стал организатором заговора против испанских властей. Заговор был раскрыт, и его, конечно же, казнили бы, но ему был предъявлены и обвинения в ереси, что требовало вмешательства Церкви. А потому Кампанеллу осудили на пожизненное заключение.  Провел в тюрьме 27 лет. Был в пятидесяти тюрьмах, перенес невообразимые пытки (одна из них длилась 40 часов). Наконец, был выпущен по заступничеству папы в 1626 г. Конец жизни провел во Франции.

 

В тюрьме написал «Город Солнца» (1602- на итальянском, 1623 – издана на латыни). Книга, слабая литературно, привлекает четкостью социальных формулировок. Идеологию общества «Города Солнца» Кампанелла обосновывает так:

 

«Они  утверждают,  что  собственность образуется у  нас и поддерживается тем,  что мы имеем каждый  свое  отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда  возникает  себялюбие,  ибо ведь,  чтобы  добиться  для  своего  сына богатства  и  почетного  положения  и  оставить  его   наследником  крупного состояния, каждый  из  нас или начинает грабить государство, ежели он ничего не боится,  будучи  богат и знатен, или же становится скрягою,  предателем и лицемером,  когда недостает ему могущества, состояния и знатности.  Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине».

 

Сам город Солнца  построен в соответствии с астрологическими воззрениями Кампанеллы – на холме находится величественный храм Солнца, который окружен семью (по числу тогда известных планет) окружностями стен. На стенах в виде «граффити» изображены знания по всем наукам и искусствам – для того, чтобы дети во время игры их незаметно постигали.

 

В «Городе Солнца» нет не только частной, но и личной собственности. Этот принцип распространяется даже на общность жен – иначе частнособственнический инстинкт не вытравить. Не наслаждения и увеселения, а труд и овладение знаниями являются смыслом жизни соляриев. Собственно, труд и учение у них одно:  «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную».  «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы». Но опять-таки все трудятся (всего по 4 часа), и этого достаточно для возникновения общества изобилия. Рабов нет – солярии считают, что рабство развращает нравы.

 

Кампанелла намного больше, чем Мор, приблизился к идее «от каждого по способностям». Это объясняется не тем, что «уровень жизни» соляриев несколько выше, чем утопийцев. Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог развития личности. Не случайно его солярии куда внимательней, чем утопийцы, относятся к природным наклонностям человека, их выявлению, пестованию и даже программированию.

 

О распределении произведенного Кампанелла говорит кратко:

 

«потому что все, в чем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему следует, никому, однако, не отказывая в необходимом».

 

Если у Мора в «Утопии» семья является основой всего общества, то в «Городе Солнца» брака и семьи нет – есть лишь функция деторождения:

 

«так как частные лица  по большей  части  и  дурно производят  потомство, и дурно его воспитывают, на гибель  государства, то священная обязанность  наблюдения за этим,  как  за  первой  основой  государственного благосостояния,  вверяется заботам должностных лиц, и ручаться за надежность этого может только община, а  не частные  лица. Поэтому производители  и производительницы  подбираются наилучшие по своим  природным качествам, согласно правилам философии».

 

Это уже больше напоминает первую «утопию» – «Государство» Платона. Но Кампанелла строит отношения между полами еще  рациональнее. В результате Город Солнца предстает как огромная фабрика по производству здорового потомства.

 

Власть в городе Солнца  осуществляется по теократическому принципу. «Верховный  правитель  у  них  -- священник, именующийся  на их языке "Солнце",  на  нашем же  мы  называли  бы его Метафизиком. Он является главою всех и  в  светском и в духовном,  и по  всем вопросам  и  спорам  он выносит окончательное решение. При  нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь». И снова, как и у Мора, господствует не христианство, а некая религия монотеистическая Солнца, замешанная на изрядной доле астрологии. Правда, никакой веротерпимости нет – веровать как-то иначе в городе Солнца просто невозможно. 

 

В целом «Город Солнца» оказывается более фантастичной и к тому же менее христианской книгой, чем «Утопия».

 

Николай Сомин

 

Метки к статье: Сомин, Католичество
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Кампанелла. «Город Солнца»"
Имя:*
E-Mail:*