переправа



Василий Ильич Экземплярский



Опубликовано: 13-04-2013, 10:22
Поделится материалом

Вера


Василий Ильич Экземплярский

 

Это был единственный в академической среде ученый, твердо отстаивавший святоотеческое имущественное учение. В тогдашних условиях делать это было трудно, а потому судьба его драматична.


 

В апреле 1912 года в нескольких газетах промелькнуло сообщение о том, что из Киевской Духовной Академии уволен профессор нравственного богословия Василий  Экземплярский, лич­ность в православном мире достаточно известная: магистр бо­гословия, активный христианский публицист, секре­тарь (а позже – председатель) Киевского религиозно-философского общества. В газетах указывалось, что Экземплярский уволен за "антиправославную литературную деятельность", причем его увольнение было про­изведено весьма бесцеремонно. Формальным поводом к этому послужила статья Эк­земплярского "Гр. Л.Н.Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых", где в определенном аспекте соотносились взгляды Толстого с учением Иоанна Златоуста. Но, конечно же, причины увольнения гораздо более глубоки. Дело в том, что Экземплярский был весьма неор­динарной личностью. Его, помимо яркого дарования, отличали чистота помыслов, пламенная любовь ко Христу и стремление жить по заповедям Христовым. Он писал: "сущность всех моих богословских утверждений сводилась к одной центральной мыс­ли: заповеди Христовы и учение Церкви вселенской должны признаваться нормами христианской жизни, независимо от того, что царит в современной нам жизни, как личной, так и общест­венной". Поэтому всякое искажение учения Христова, всякая попытка подогнать Христовы идеалы под реалии действительнос­ти, основанной на насилии, воспринимались Экземплярским как измена Господу. И он имел смелость открыто критиковать тако­го рода богословие, которое он называл "казенным" или "официальным". Почти в каждой своей работе до 1912 г. Экземплярс­кий с пафосом обличал допускавшиеся по его мнению искажения истины Христовой. Поэтому не удивительно, что такой бескомп­ромиссный, не от мира сего, человек оказался неудобен в Ака­демии.

 

К сожалению, скандал с увольнением Экземплярского нега­тивно повлиял на судьбу его работ и, в частности, - на судь­бу наиболее значительной его книги "Учение древней Церкви о собственности и милостыне", изданной за полтора года до описанных со­бытий. Эта книга практически осталась неизвестной русской православной общественности. Несмотря на значительный инте­рес к тематике собственности, богатства и бедности в начале XX века, который к тому же подогревался полемикой с социа­лизмом, упоминаний о ней почти нет (и до сих пор она не переиздана). Это прискорбно, ибо книга является выдающимся явлением в русской религиозной ли­тературе. Это по сути дела единственная в русском богословии монография, целиком посвященная вопросу собственности и бо­гатства со святоотеческой точки зрения. Ее содержание пол­ностью основано на учении святых отцов III-V вв.: Тертуллиа­на, Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, Гри­гория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвро­сия Медиоланского, бл. Августина, бл. Иеронима и др. Более половины текста книги составляют выписки из Писания или свя­тоотеческого предания (около 300 цитат из Библии и около 700 - из святых отцов). И вот на основе столь обширного материа­ла Экземплярский воссоздает подлинное святоотеческое учение о собственности и милостыне, в основе которого лежит милосердие и любовь к ближнему.

 

В своей книге ав­тор отмечает, что в древнецерковном учении нет какой-либо двойственности, что оно "не знало различия во взгляде на предмет".  И, переходя к выводам по раз­делу собственности,  он продолжает: "Право собственности не принадлежит к области благодатной христианской жизни, к сфе­ре Божьего царства и потому не может быть рассматриваемо как святыня для христианской совести,  и к нему  не  может  быть прилагаем предикат "священное",  но лишь "неприкосновенное". Это потому,  что право частной собственности,  как оно  осу­ществляется в жизни людей, принципиально противоречит началу всеобъемлющей христианской любви,  не знающей  границ  моего для другого;  право собственности возникает,  поэтому, не на основе христианского братства людей, но на основе недостатка такого братолюбия, когда человек противополагает себя и свое другим...Христианская любовь,  разрушающая эгоистические пе­регородки  жизни,  ставит идеалом своим не отобрание чужого, но свободное отдание своего на общую пользу...Ясно  само  по себе, что при таком отношении к началу личной собственности, идеалом устроения материальной стороны жизни членов  христи­анской церкви должно явиться общение имуществ на основе сво­бодной братской любви по примеру жизни первохристианской об­щины".

 

Вывод о богатстве и бедности: "самый факт разделения людей на богатых и бедных не есть Божеский закон и богатство не есть Божий дар человеку, но такое разделение есть результат не­достатка братской любви среди людей и обиды слабейших более сильными". Экземплярский полностью раскрывает замечательное учение Златоуста о милостыне как пути к совершенству, причем не только личному, но и общественному.

 

Удары судьбы не миновали Экземплярского и в дальнейшем. В 1920г. он ослеп, предположительно от хроническо­го недоедания, но не оставил активной церковной деятельнос­ти. Он не принял обновленчества и боролся с ним. Не принял Экземплярский и «Декларации» митр. Сергия. По некоторым сведе­ниям, он стоял у истоков катакомбных общин. Умер Эк­земплярский в 1933г. в Киеве.

 

Николай Сомин

 

Метки к статье: Сомин, русское христианство
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Василий Ильич Экземплярский"
Имя:*
E-Mail:*