- Где мы служим благодати, а где – закону? Точной границы не существует, как нет и ясных критериев. Мы поклоняемся Отцу небесному в духе истины, а не только (и даже не столько) исполняем закон, данный Им.
- Благодать это новая благая жизнь, и дается она человеку свыше. Но для этого необходим нравственный волевой подвиг, предполагающий три ступени, три стадии: первая – почувствовать отвращение ко злу, причем больше внутреннему, «своему», нежели к внешнему (нищета духа); вторая – волевое побуждение к добру, но при этом осознание того, что сил своих нет; третья – призывание и получение помощи свыше.
- Каждый из нас постоянно переживает состояние выбора, своего рода колебание воли: идти туда или сюда? Преодолевая свою естественную («удобопреклонимую ко греху») природу, мы и совершаем внутренний подвиг, испрашивая Божьей помощи.
- Необходимо направленно искать Божью благодать, но смиренно, без фанатизма (она приходит, когда угодно Богу – не человеку). Точно так же надо знать, как удерживается благодать: она может и отойти, и тогда человеческая злоба, естественно направленная к кровопролитию, умножится. Отход благодати ведет к опустошению в душе. Тогда нужна молитва, исповедь и самоуничижительное бытие.
- Дело рассыплется, если Божья благодать в него не привлечена. Благодать же дает и силу преодоления, хотя само преодоление бывает болезненным.
- Признаки присутствия благодати: мир, покой, радость, долготерпение, уверенность, бесстрашие… то есть все то, что превосходит закон: ибо плотская жизнь тяготеет к хаосу и беззаконию, а духовный закон ее ограничивает, на позволяя злу расползаться. Отсюда и его явные «ограничительные» и «карательные» функции: не убий, не укради, не прелюбодействуй и проч.
- Благодать привлекается трудами (духовными).
- Следование нравственному закону добавляет мучений, ибо ведет к раздвоенности, которая может быть преодолена двояко – а) удовлетворением плоти; б) в божественной благодати. Возможно поэтому, в силу этой раздвоенности человек духовный выглядит слабее язычника – тот еще просто не дошел, не дорос до этих мучений выбора, и живет по плоти, то есть внешне как бы более цельно. Однако атеист вечно счастлив быть не может: однажды наступит момент, когда плоть начнет гнить.
- Восхождение по благодати со ступени на следующую ступень сопровождается неким нравственным подвигом (искушением). Пример Серафима (Саровского) и трех разбойников, которых он мог разметать, имея топор. Он вверил свое тело Богу, оно пострадало, но духом выдержал нравственное испытание, вышел на новый уровень духовной жизни. Он понял: это искушение – проверка его зрелости; если бы дрогнул, пришлось бы ждать нового испытания, так как без этого следующая ступень не доступна.
- Ошибаемся мы, когда хотим ошибиться, «получить в плоть», а не послужить Духу. Тогда теряется цель бытия, вектор ориентации. Если дело от Бога и ты молишься о его успехе, оно (дело) возрастает и прибывает; если же от дьявола – неизбежно убывает. Посему и нужно всегда благословение.
- Пример 12го спецбатальона в Чечне. «Завели» себе батюшку, и с этого момента не стало убитых. Раненые, даже тяжело раненые были, но ни одного бойца не потеряли. О. Лука (усмехнувшись на слово «завели»): дело здесь не в батюшке, а в том, что захотели помощи Божией. Может быть и реальной, осмысленной веры в этом порыве было немного, но этим своим действием воины выразили желание, чтобы Бог был с ними. Для них, по их состоянию это был предел изъявления желания иметь божественное покровительство, но для Бога и этого оказалось много, достаточно. И дано им было!
- О. Лука: в истории было много подобных случаев. Когда Тамерлан шел на Москву, и, казалось, ничто не могло ему помешать, народ молился, добровольно наложил на себя трехдневный пост, и враг отступил.
Из бесед с отцом Лукой. Записал А.И.Н.
Источник изображения: www.liveinternet.ru
Метки к статье:
Автор материала: