переправа



«Был сыном, отцу послушным...»



Опубликовано: 15-05-2013, 10:16
Поделится материалом

Вера


«Был сыном, отцу послушным...»

Борис и Глеб

Начало

 

М.О. Скажите, пожалуйста, а Владимиру какая-то оценка дается?

 

                 ( дети нестройно гудят что-то, выражающее сомнение и отрицание)

 

Мы когда «Повесть временных лет» читали, то обратили внимание на то, что летописцам-монахам было свойственно язычникам приписывать всякие грехи: и многоженцы-то они, и сквернословят, и вплоть до того, что чуть ли не людоеды. А вот приняли святое крещение – и сразу переменились. Стали благостные, очистились. Пока о Владимире не говорится ничего такого, кроме того, что он был язычник. Давайте дальше.

 

МАША А. (читает «Сказание…»). «… о таких Приточник говорил: был сыном, отцу послушным, и любимым матерью своею».

 

М.О. Вот – сразу же после Святополка получаем еще одну оценочную шкалу. Тут – Борис. А Святополк вообще в этом произведении иначе, как Окаянным, и не называется. Такое прилепившееся к нему прозвище. И – Борис. Мы еще ничего о нем не знаем, совсем ничего. Что мы только по сюжету узнаем?

 

ДАНИЛА. Владимир заболел, к нему приходит Борис. В это время к Киеву подступают печенеги. Владимир дает Борису войско. Борис выступает против печенегов.

 

М.О. То есть когда он удаляется из Киева, у него с собой приличное войско… мы вот только это знаем, но Борис уже назван блаженным и скоропослушливым… о таких Приточник говорил… мы в прошлый раз на это обратили внимание: автор «Сказания…» не просто что-то говорит, рассказывает…

 

ДАНИЛА. Он дает оценку событиям и людям.

 

М.О. И не только оценку дает – он все время ссылается на Священное писание, подкрепляя эту оценку.

 

СЕРЕЖА. Дескать, это не я придумал.

 

М.О. Да! Это не я придумал, это вот Приточник…

 

С.Ю. А если мы заглянем на последнюю страницу, то увидим там комментарий, в котором прямо говорится, что имеется в виду Соломон, следовательно – Приточник.

 

М.О. Замечательно! У нас, оказывается, еще и комментарии есть. И мы – в трудной ситуации – можем к ним прибегнуть. Тогда у меня такой вопрос, почему автор «Сказания…» называет Владимира то Владимиром, то Василием? А Бориса – то Борисом, то Романом?

 

ДАНИЛА. Им при крещении имена дали новые.

 

СЕРЕЖА. Какие они сами захотели?

 

М.О. Нет, имена давали по определенным правилам.

 

ДЕНИС. По христианскому календарю – в день определенного святого давали его имя.

 

М.О. Да, по христианскому календарю – по Святцам так называемым. Давай-ка, Леночка, дальше читай.

 

ЛЕНА (читает «Сказание…)  «… вывез в Берестов и поставил в церкви Святой Богородицы».

 

М.О. Очень странное поведение Святополка. Что он сделал? Разобрал помост… Слушайте, а что означают вот эти … в квадратных скобочках цифры?

 

СЕРЕЖА. А это сноски… можно в комментариях посмотреть.

 

М.О. Да! Мы, возможно, найдем объяснение поведению Святополка в комментариях. Данила, посмотри, пожалуйста.

 

ДАНИЛА (читает). По древнерусскому обычаю покойников выносили через разобранный помост и перевозили на санях в любое время года.

 

М.О. То есть это языческий обряд.

 

ДАНИЛА. И поставил в церкви Святой Богородицы!

 

САША. С одной стороны, по языческому обряду,  а с другой – по христианскому.

 

М.О. А у вас есть предположение – Святополк-то был крещен или нет?

 

         ( все – нет, не был, конечно)

 

М.О. Нехристь, конечно?.. злой, окаянный?

 

С.Ю. Вы серьезно думаете, что Святополк мог жить в то время, быть князем – и быть не крещенным?

 

                     ( молчание – все «шевелят мозгами», включая М.О.)

 

М.О. А ведь правда…

 

«Был сыном, отцу послушным...»

Святые князья Владимир, Борис и Глеб Середина XV в. ГТГ

 

С.Ю. Не крещенным тогда жить нельзя было. Да еще при дворе Владимира. Не крещенными могли быть только язычники, которые скрывались. Помните? У Тарковского в фильме Андрей Рублев об этом рассказывает?

 

М.О. Рублев – это уже, простите, пятнадцатый век! «Страшный русский Ренессанс»! И крещеное имя Святополка здесь не называется нигде.

 

С.Ю. Ну и что… ну, не называется… Думаю, он был крещен, несомненно. Потому что, если бы он не был крещен… а почему вдруг не был?

 

ЛЕНА.  Он же ВТАЙНЕ совершает этот обряд!

 

С.Ю. Может быть. Но крещен он был, безусловно.

 

М.О. А зачем ему это понадобилось? Ребята! Зачем ему понадобилось все это проделывать с телом Владимира?   

 

МАША А. Он хотел похоронить отца по языческому обряду.

 

С.Ю. Владимир крестил народ насильно. Это было для всех обязательным. А если кто не крестился – его убивали просто!

 

М.О. Мне непонятно: ну, умер Владимир. А что Святополк? Ну, собрал бы братьев, ну, похоронили бы по заведенному порядку, по обычаю… Зачем он это сделал – тайно? У него были какие-то планы?

 

МАША А. Может, он ненавидел отца за то, что его насильно крестили?

 

М.О. Мне кажется, что в том, что мы прочли, уже есть указания на странность происхождения самого Святополка… и они могут бросить свет на это темное место… Во-первых, Владимир его не любил. И указано, почему он его не любил.  Потому что он был не его сын, а какой-то … непонятно кто. Хотя Владимир и не мог от него отказаться.

 

С.Ю. Впечатление такое, друзья, что он правильно все сделал, просто преждевременно. Видимо, так делалось всегда, так полагалось: делался некий пролом, увозят на санях… когда принимается христианство, это не означает, что сразу все языческие обряды отменяются. Наоборот, христианство очень многие языческие обычаи впитывает в себя… Странность в одном слове – что это было сделано ночью…

 

ЛЕНА. ТАЙНО!

 

С.Ю. Тайно. То есть, условно говоря, поспешно. Раньше времени – и именно им, а не кем-то другим. Возникает гипотеза, что он это сделал потому, что именно он это сделал. Если бы он не поторопился, то утром это мог сделать, например, кто-нибудь из братьев.

 

ЛЕНА. А, может быть, он таким образом хотел занять место своего отца?

 

           ( начинается неразборчивый спор, одновременно говорят три-четыре человека)

 

С.Ю. Это сохранилось, между прочим, до советских времен. Когда умирал какой-нибудь Генеральный секретарь ЦК КПСС, то до всякого выбора следующего, можно  было точно узнать, кто будет следующий. В похоронной комиссии первой стояла фамилия будущего Генерального секретаря. Страшно важно было в этой похоронной комиссии быть первым.

 

Кн. Владимир вручает кн. Борису меч и отправляет его на войну с печенегами.

Погребение кн. Владимира. Клеймо иконы «Святые Борис и Глеб в житии» из Борисоглебской ц. в Запрудах в Коломне. Кон. XIV в. (ГТГ)

 

М.О. То есть Святополк совершил обряд, означающий преемственность?

 

С.Ю. Я думаю – да. Подчеркнув тем самым, что именно он это делает, следовательно, он – преемник.

 

ЛЕНА. Может, он хотел, чтобы душа отца не упокоилась? И по языческому обряду похоронил его?

 

М.О. Почему? Он поставил гроб в церкви Святой Богородицы… Но – посмотрите, как на сообщение об этом реагирует Борис! К нему приезжает вестник и говорит: преставился твой отец. Этого ожидали, Владимир был тяжело болен, и сам не мог пойти на печенегов. Борис печенегов этих не нашел и стал себе  с войском в поле. Вестник приезжает к нему и говорит: умер твой отец, и Святополк сделал ЭТО. Смотрите, как ведет себя Борис. Понятно, что смерть отца его огорчила безмерно, но только ли смерть отца вызывает вот такую реакцию?

 

ЛЕНА. Нет, конечно… нет… (читает «Сказание…)     «… брату, которого я почитал, как отца…»

 

М.О. Брату, брату! Старшему брату! А дальше, дальше, смотрите, что говорит Борис…

 

ЛЕНА. «Чувствую я, о мирской суете печется, и убийство мое замышляет».

 

М.О. То есть в этот момент Борис уже подозревает, что Святополк хочет его убить. Ему сказали: вот так поступил Святополк… Тот говорит: да! Чувствую я, он убить меня хочет.

 

СЕРЕЖА. А почему он его, как отца, почитал?

 

М.О. А почему он его, как отца, почитал?

 

ЛЕНА Старший брат!

 

МАША А. Равняться на него хотел…

 

М.О. Но то, что Святополк вот так поступил, для Бориса – указание, что он хочет его убить. И – дальше…

 

ЛЕНА (читает) «Если он кровь мою прольет… что повелишь мне, господин мой…»

 

М.О. Очень интересно. Мы еще в прошлый раз обратили внимание на то, что…

 

МАША А. Да, как он … он уже подозревает Святополка … но у него даже мысли не возникает, что он может не пойти к Святополку…

 

М.О. Кстати, а вы помните, что у него в это время – войско? Он пошел на печенегов. У него приличное войско.

 

ДЕНИС. Свое. Что скажет – то дружина его и сделает.

 

М.О. Да. И тем не менее… Ну, вот скажите, любой нормальный человек… обыкновенный человек… любой… как бы повел себя в этой ситуации? 

 

САША. Пошел бы войной на этого…

 

СЕРЕЖА. Первым бы напал на него…

 

М.О. Ну… как вы помните по летописям – обычно князья так и делали. Время было такое, что они только и делали, что без конца друг друга убивали…

 

САША. Он мог бы и не убивать его, а просто прийти в Киев с дружиной. Святополк сбежал бы просто.

 

Владимир посылает Бориса и Глеба против печенегов

 

М.О. А вообще, действительно, получается, что кто-то в Киеве узурпировал власть… один из братьев…

 

С.Ю. Нет, не узурпировал…

 

М.О. Да? Он имел право?

 

С.Ю. Конечно.

 

ДЕНИС. Он же был старшим.

 

М.О. Но он был незаконный сын.

 

С.Ю. Он поспешно это сделал…

 

М.О. Не предупредив братьев.

 

С.Ю. Да, но это не нарушение прав, а нарушение каких-то моральных устоев…

 

М.О. Но почему же тогда Борису сразу приходит в голову, что Святополк хочет его убить? Почему?

 

С.Ю. И почему Святополк хочет УБИТЬ?

 

САША. Но если Святополк отца спрятал от всех, значит, он хочет единовластия!

 

С.Ю. Почему – спрятал? Он его в церковь привез…

 

ДЕНИС. Чтобы потом своего сына на престол поставить, а не братьев.

 

ЛЕНА. И потом – братья… они все равно захотят власти; они его в покое не оставят, Святополка. Они ведь тоже хотят править, они его могут просто убить. Он ведь это понимает.

 

САША. Борис, наверное, понимает, что отец действительно именно ему хотел оставить престол, раз уж он попросил его пойти с войском на печенегов.

 

М.О. Вот именно. Был Святополк где-то рядом, он был в Киеве, раз уж быстрее всех сумел подсуетиться, он был все время в Киеве! Почему же тогда Владимир, почувствовав, что он умирает, отправляет с войском не старшего сына, а Бориса?

 

ДАНИЛА. Может быть, потому что Святополк не был его сыном?

 

М.О. То есть мы чувствуем, что у Владимира к Святополку … в общем, нет отцовского чувства.

 

ДЕНИС. У него к нему – предубежденное отношение.

 

СЕРЕЖА. Старший наследует престол, который родился от отца… а он вообще – непонятно кто.

 

М.О. И все это знали… А знали? Знали, что Святополк Владимиру – не родной?

 

МАША, ЛЕНА. Конечно, знали.

 

М.О. Так что … вот тут тоже … по поводу прав…

 

С.Ю. Это обстоятельство Святополка, конечно, беспокоило. По праву – он должен  был стать князем, конечно. Потому что Владимир его усыновил, и по праву, официально, он – сын. Но историю эту постыдную князя Владимира знали многие. Едва ли не все. И все знали, что хотя по праву он, конечно, и сын, и наследник, но на самом деле, он – не родная кровь. Вот это очень неприятно для князя. А те-то – родная кровь. И в народе будут говорить – надо, чтобы родная кровь князей Рюриковичей правила! А не непонятно кто.

 

М.О. А нет ли таких слов – вот прямо в первых абзацах – где именно свою озабоченность этим фактом нам показывает автор «Сказания…»? Он просто говорит – вот потому-то Святополк такой! Он явился на свет в результате нескольких преступлений!

 

Даже, видимо, с точки зрения тогдашних придворных нравов… Посмотрите, мать Святополка – расстриженная монахиня. Преступление Ярополка. «Мать Святополка, гречанка, прежде была монахиня. Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее и взял в жены…». Насильно, конечно…

 

С.Ю. Красавица была… 

 

М.О. Красавица-монашка, насильно расстриженная… представьте себе! Гречанка и язычник грубый, варвар Ярополк! Царьград… гречанка… мне все время сквозь строчки «Сказания…» проступают образы Чичибабина. «Глянет Царьград обреченно и слепо…». Вот она, греческая монахиня, расстриженная, униженная, опозоренная. Дважды. Потому что язычник еще Владимир убил Ярополка, брата своего. Убил!!! Брата!!! Преступление Владимира. Он убил Ярополка, взял эту несчастную монахиню, овладел ею – и потом родился этот «Святополк окаянный, сын двух отцов-братьев».

 

СЕРЕЖА. Так если Владимир и Ярополк были братья, то Святополк тоже был – Рюрикович?

 

М.О. Конечно! Но… тут даже не наследственные вещи, видимо, волнуют автора. Его беспокоит чудовищность происхождения Святополка. Обычно такие произведения, как это, числятся в анналах, как жития. Вспомните житийный канон. С чего по канону начинается житие?

 

СЕРЕЖА. С молитвы.

 

ДЕНИС. Описывается рождение от благочестивых родителей… идеальное детство… потом – подвиги… и там – посмертные чудеса…

 

М.О. А если взглянуть на судьбу Святополка, то здесь сразу говорится, что происхождение его самое ужасное. Я как-то все время думаю об этой несчастной женщине, которую похитил Ярополк.

 

<…>

 

СЕРЕЖА. А почему Владимир не убил Святополка? Сразу! Раз уж это не его сын?

 

М.О. Ну… это даже для язычника… было бы уж слишком. Смотрите, здесь говорится – «Владимир, в то время еще язычник…». Зачем тогда автор подчеркивает…

 

МАША Б. Он хочет сказать, что когда Владимир был язычником, он еще мог такое сделать.

 

С.Ю. Братоубийство – это плохо, конечно.

 

   ( детские реплики – вразброс, неразборчиво…)

 

М.О. А почему тогда здесь, уже в первом абзаце, о Святополке говорится, что он «окаянный»? Только ли потому, что все знают, что он – окаянный, или …

 

МАША Б. А что такое – окаянный? Почему – окаянный?

 

Святополк Окаянный. В.В.Шереметев

 

М.О. О! Роскошный вопрос! Почему, собственно, - ОКАЯННЫЙ? Вот смотрите, автор этого произведения все время подкрепляет свои слова ссылками на Священное Писание. Буквально ни одного вывода не делает, чтобы на него не сослаться. А вот Приточник так сказал, а вот там-то сказано то-то. Само слово «о-каян-ный» имеет какую-то библейскую основу?

 

МАША А. Каяться…

 

М.О. Нет ли в Библии сюжета о братьях?

 

ДЕНИС. Каин и Авель! Каин убил своего брата. Окаянный – это братоубийца.

 

С.Ю. Ну и что, что братоубийца? Его отец Владимир – братоубийца. Они все братоубийцы окаянного дети! Все!

 

М.О. Да!

 

С.Ю. И Борис, и Глеб. Они убийцы окаянного дети.

 

М.О. Да! Да! О!.. как здесь закручено все интересно!

 

ДЕНИС. Борис и Глеб причислены к лику святых. С них снята эта «окаянность». Они приняли муки и стали святыми. А Святополк сам убил своих братьев и еще … удвоил… утроил свое прирожденное окаянство!

 

М.О. А нет ли там… мотива… святости вообще … принесения себя в жертву – по образу и подобию Христа – как принятия на себя … родового греха? Чтобы своей кровью смыть этот грех? Я не знаю… может быть, это очень дальняя гипотеза, но в связи со словом «окаянный» она приходит в голову… Может быть, потому так ведет себя Борис – сразу, что он не хочет уподобляться братоубийце-язычнику, не хочет подтверждать своей жизнью, что он к братоубийству сознательно причастен? Они же все прекрасно знали, как все это было. Они знали, что Владимир – братоубийца. Когда он был язычником, он был братоубийца. А потом он принял Христа, и Христос … как бы УЖЕ за него пострадал, он УЖЕ своей мученической смертью на кресте снял грех – и грех Владимира в том числе. Может быть, у Бориса такой мотив: я не буду поступать, как поступил бы любой язычник, братоубийца окаянный, а я поступлю – НАОБОРОТ!

 

МАША А. Пойду и поклонюсь своему старшему брату.

 

М.О. Да. Хотя, скорей всего, он меня убьет.

 

МАША А. Да не скорей всего, а точно.

 

<…>

 

СЕРЕЖА. У Владимира при отправке войска против печенегов было три варианта – и все против него. Либо послать Святополка… он – злой, неукротимый, и может даже – раньше времени – свергнуть Владимира. С войском. Либо послать Бориса - и тем самым дать Святополку захватить власть в Киеве в отсутствии войска. Что и произошло… Либо никого не посылать – тогда печенеги…

 

(эта реплика так неожиданна, что все поневоле рассмеялись… несколько перебивающих друг друга неразборчивых возгласов)

 

М.О. И отдать Киев печенегам!

 

СЕРЕЖА. Послать Бориса – самый проигрышный вариант…

 

М.О. Почему?

 

СЕРЕЖА. Потому что Владимир не учел, что Святополк может от обиды вообще ВСЁ захватить и всех поубивать.

 

М.О. То есть – не доверял Владимир Святополку.

 

ДЕНИС. Не доверял – но и недооценил!

 

М.О. Начинаешь жалеть Владимира. Сам он при смерти, и любой вариант – проигрышный. Ну, вот он выбрал такой вариант – послал Бориса. Обидев Святополка.

 

ДЕНИС. Он мог послать Глеба и оставить в Киеве Бориса.

 

Борис идёт на печенегов 

 

М.О. Борис уже был в Киеве, он уже приехал… Глеб-то был далеко, в Муроме. Эка! От Мурома до Киева! И… Борис просто старше. Хотя тоже он еще очень молод.

 

ДАНИЛА. Надо было Борису приехать вместе с Глебом, тогда он пошел бы на печенегов, а Глеб – в случае чего – похоронил бы отца.

 

МАЛЬЧИКИ (почти хором) Чтобы не допустить Святополка…

 

М.О. Ну, что случилось – то случилось. Борис оказался рядом, и отец его отправил на печенегов. Давайте дальше почитаем… В следующем абзаце речь как раз идет о тех мыслях, которые приходят в голову Борису, когда он идет к Святополку. Денис, давай почитай…

 

ДЕНИС (читает «Сказание…» ) «… как Иосиф Вениамина».

 

М.О. Вот – видите, он вспоминает младшего братца в этот момент. Видимо, очень близок ему именно Глеб – из всех братьев.

 

ДЕНИС. Потому что у них мать была одна.

 

М.О. А почему – Иосиф Вениамина?

 

ДЕНИС. А это тоже библейские персонажи… старший брат и младший. Когда старшие братья продали Иосифа в Египет… а Вениамин был тогда еще маленький, Иосиф его вспоминал в Египте… и потом они встретились.

 

М.О. То есть это тоже – символ. Смотрите – братья. Все время – братья. Вот можно так относиться к братьям, как Каин к Авелю, как Владимир к Ярополку, а можно очень любить младшего брата, очень сильно, как Иосиф Вениамина. И радоваться ему, и думать о нем. Много было сыновей у Иакова и Рахили, а любил Иосиф самого младшего – Вениамина.

 

ДЕНИС ( продолжает чтение). «… все суета… и в нелицемерной любви…»

 

М.О. Вот видите, как уговаривает Борис себя. Но там же еще говорится, что на самом деле он испытывал. Он думал о красоте своей и молодости своей. И весь обливался слезами… очень хочется ему умирать, правда? И все, кто были рядом, оплакивали юность его. Так что… нельзя сказать, что Борис радостно полетел навстречу своей смерти. И весь длинный его внутренний монолог – о чем? Мне кажется, что он еще себя уговаривает. Он принял решение, ему безумно страшно. Он молод, он красив. И уже – умирать? Он себя улещивает, уговаривает, и смысл этих уговоров – в чем?

 

ДЕНИС. Чтобы решиться идти к Святополку.

 

ЛЕНА. Чтобы смыть с себя грех.

 

М.О. Он не говорит о смывании грехов. Он говорит о другом. Тут очень важные вещи.

 

МАША Б. Чтобы не быть похожим на своего отца-язычника и на таких же предков.

 

М.О. Да, он сравнивает себя с отцом до крещения, с язычниками… но еще один важный момент – как бы расстановка ценностей. Что для кого ценно? Что приобрели отец и его братья? Где я с этим окажусь, если я … ну, хотя бы даже убегу?  Что я с этим буду делать? Сколько было всего у моего отца, у его братьев – и богатства, и власти… И где все это? Даже у самого Соломона сколько всего было!

 

ДЕНИС. Борис понимает, что это ему не нужно. И Соломон понял, что это ему не нужно… все – суета сует.

 

Марина Саввиных

 

Продолжение  следует

 

Метки к статье: Саввиных
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "«Был сыном, отцу послушным...»"
Имя:*
E-Mail:*