И покаялся ли?
Запоздалое, с отсрочкой на семь месяцев, покаяние президента Турции Реджепа Эрдогана за сбитый российский Су-24 и расстрелянного лётчика вызывает у всякого нормального человека смешанные чувства.
С одной стороны, лучше поздно, чем никогда. Раскаяние – даже, если в нем присутствуют элементы расчёта, несет в себе положительный заряд. Русская душа к такому шагу всегда расположена. Кстати, отсрочка с публичными извинениями Эрдогану тоже далась не без труда и внутренней боли: как ни крути, приходится наступить на горло гордой турецкой песне, склонить выю, сменить клич с боевого на просительный. С другой стороны, понятно, что политика – это искусство возможного и наш в недавнем прошлом «турецкий партнер» действует в данном случае скорее по воле обстоятельств, чем по зову души.
Обстоятельства же складываются для него самым неприятным образом. Эрдоган сам себя загнал в тупик и теперь ему страшно. Первый и самый большой страх сопряжен с тектоникой международной обстановки. Дяде Сэму не до него: на носу выборы с непредсказуемым исходом, и вполне вероятно (по линии Трампа) радикальным пересмотром всей стратегической доктрины Вашингтона, в результате чего заносчивая Турция оказывается на задворках американского внимания. С Европой наш герой сам испортил отношения – так, что дальше некуда. Путь в ЕС закрыт. И, похоже, навсегда. Да и сам ЕС трещит по швам, причём, выход Великобритании – это не кульминация, а лишь первый камень обвала. До Эрдогана ли сегодня Старому Свету? А, значит, ни тебе шести миллиардов за сделку по беженцам, ни безвизового режима, ни торговых преференций, ни высокого места в ряду европейских лидеров. Просто какое-то разбитое корыто! Напротив, в это же самое время Россия Путина совершает ряд прорывов: те же самые европейцы наперебой заговорили об отмене санкций; инициированная Москвой ближневосточная ось Дамаск – Тегеран становится решающим фактором региональной политики с острием, нацеленным на Стамбул и Персидский залив; недавняя встреча ШОС стала триумфом для Кремля, обозначив перспективу присоединения к организации Индии, Пакистана, Ирана и той же Сирии. Таким образом, в тот момент, когда наш не по разуму гордый Эрдоган оказывается в добровольном изгнании (при скверном экономическом и внутриполитическом положении), Путин создает на ровном месте новое гигантское содружество стран и народов с населением более трех миллиардов человек, ядерным зонтиком, гигантским по емкости рынком и потенциалом развития. Таков итог. Крыть нечем!
Второй страх Эрдогана сопряжен с возможным расколом Турции в результате активизации курдов как на юге их страны, так и в сопредельных территориях Ирака и Сирии. Сам того, возможно, не желая, турецкий президент, поддавшись уговорам США, запустил в сторону России и курдов бумеранг, который, совершив положенный круг длиною в два-три года, прилетел назад и пребольно ударил его по лбу.
Диктатуры а-ля Ататюрк у Эрдогана не получилось: не хватает харизмы, тонкости политического чутья и просто интеллекта. Зато вполне рельефно вырисовывается картина жесткой изоляции Эрдогана не только от гражданского общества Турции (репрессированные журналисты, притеснение оппозиции), но и от таких столпов режима, как армия и спецслужбы. Хочет он того или нет, но придется наказывать тех исполнителей, которые сбили наш самолёт. А это может стать тем малым камушком, который окончательно рассорит Эрдогана с военной верхушкой. А там и до переворота недалеко.
Как поведет себя в этой ситуации наше руководство? Одержана важная, но пока еще промежуточная победа на политико-дипломатическом ристалище. Эрдоган с его непомерными амбициями и ошибками – неплохой козырь для продолжения игры. Ослабленный и оторванный от традиционных союзников, растерянный и устрашенный, он пойдет на многое, ухватится за любую соломинку, чтобы просто удержаться у власти. Именно так: не воссоздать великую империю османов, а просто уцелеть. В крайне неблагоприятном для него текущем раскладе сил. Добивать его не стоит. Но и торопиться раскрывать объятия тоже резону нет. Гораздо выгоднее держать его на длинном поводке, который он сам готов надеть себе на шею, чтобы с помощью этого присмиревшего волка довести до ума нормализацию в Сирии, обесточить ИГИЛ (лишить его финансовых и военных ресурсов со стороны Турции), постепенно и очень дозированно восстанавливать экономическое и туристическое сотрудничество в той мере, в какой наш турецкий друг будет соответствовать нашим же представлениям о добре и зле. Главное, что именно на эту реакцию Москвы, очевидно, и рассчитывает Эрдоган, направляя вполне искреннее письмо раскаяния Владимиру Путину. Что ж, не в правилах России отбрасывать протянутую руку. Важно лишь постоянно следить – не зажата ли в этой руке боевая граната?
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.