переправа



Емеля, Илья Муромец и прикладная русофобия



Опубликовано: 23-11-2011, 08:37
Поделится материалом

Общество


Емеля, Илья Муромец и прикладная русофобия

 

Русофобия, конечно, родилась не вчера и не в ХХ веке. Это слово мы находим уже у Дениса Давыдова. Правда, в те времена его писали с двумя «с»: «руссофобия», но имели в виду не популярного в те времена Жан-Жака Руссо, а ненависть к России и ко всему русскому.


«За Красными воротами существовал отель-Левашев, предмет всеобщаго уважения, который не в шутку называли отель-Рамбулье. Общество его состояло из руссофобов, а еще гораздо более из руссофобок. Денис Давыдов, почти с ребячества вступивший на военное поприще в Петербурге, проведший большую часть жизни на биваках, под шатрами, и по обстоятельствам поселившийся в Москве, не мог равнодушно смотреть на это поганое гнездо», - писал Ф.Ф.Вигель.

 

Тут не одна ненависть, но и желание принизить, окарикатурить. Не только в России цветёт надменность по отношению к родному народу, к его традициям… И во Франции, и в Англии, и в США в разные эпохи возникали прослойки, стремившиеся принизить всё отечественное, наплевать в душу своего народа. В каждой стране, увы, встречаются люди, которые свысока (и даже с ненавистью) относятся к своей матери… И, если «пятые колонны» возникают, значит, это кому-нибудь нужно.


Михайло Васильевич Ломоносов возмущался, что исследователи (как правило – немцы, но дело не только в происхождении!) из истории русского народа выпячивают позорные, постыдные факты и деликатно умалчивают обо всём, чем мы могли бы гордиться. С такими врагами Отечества наш просветитель готов был сражаться не только пером, но и кулаками… «Миллер во всей речи ни одного случая не показал к славе российского народа, но только упомянул о том больше, что к бесславию служить может» - такого вердикта академической комиссии на сочинение заезжего историка добился Ломоносов. А Суворов, на которого европейская пропаганда клеветала без устали, говорил о французском авторе Дюмасе: «У этого наемника историка два зеркала: одно увеличительное для своих, а уменьшительное – для нас. Но потомство разобьет вдребезги оба и выставит свое, в котором мы не будем казаться пигмеями».


Сколько раз нам приходилось слышать и читать глубокомысленные рассуждения о русских сказках и былинах, которые, якобы, воспевают инертность и безделье. Емеля весь свой век лежал на печи – и за это в награду получил царскую дочь в невесты. Вот она, мечта лежебоки-лентяя! Илья Муромец тоже лежал на печи тридцать лет и три года – и за здорово живёшь получил богатырскую силу. В этих сюжетах закодирован национальный характер, в котором лень сочетается с мечтой о халяве. Знакомый вывод? Сто раз мы такое слыхали. И ещё один вывод: русский человек в душе – иждивенец.


Доходит до того, что предприниматели и журналисты называют иждивенцами специалистов (рабочих, инженеров), которые требуют рабочих мест… Оказывается, стремление работать по специальности – это слабость, инфантильность. Другое дело – вольный стрелок, авантюрьер, который учился одному, капитал приобрёл на другом, лечился от третьего, а нынче руководит тем, к чему и принюхаться не успел… Мобильный, ловкий, оборотистый… дилетант. «У меня, Мокий Пармёныч, ничего
заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно», - говорит у А.Н.Островского Паратов. Когда такой оборотистый дилетант встаёт во главе дела – жить весело. Цыгане, шампанское, шоу-бизнес. Но рвётся связь времён, исчезают национальные школы – в науке, в промышленности, исчезают искусства и ремёсла. Кропотливый труд – это же так серо, предприимчивому пустозвону сподручнее выступать с громкими, эффектными инициативами, которые требуют колоссальных капиталовложений. Всегда можно залезть в карман к государству или наделать долгов, а в случае неудачи – всё свалить на предшественников и приступить к рекламе нового броского проекта. Сегодня – энергетика, завтра – военная промышленность, послезавтра – наука. Реальный результат никого не интересует, мы живём в эпоху круглосуточной онлайн- саморекламы. Специалисту, любящему своё дело, конечно, труднее стать мастером прожектов. Перебегать с платформы на платформу куда удобнее, когда у тебя лёгонький багаж.

 

Но вернёмся к Емеле. Существует немало вариантов этой сказки. Подчас Емеля предстаёт трудолюбивым, но бедным крестьянином, подчас – плутоватым лентяем. Обаятельных и везучих плутов немало в любом фольклоре – скажем, в немецких сказках. При этом, конечно, никто не считает немцев ленивыми лежебоками.

 

Но как у Емельяна появился волшебный помощник – всемогущая щука? В награду за добросердечие: ведь Емеля поймал щуку руками в проруби (для этого, между прочим, нужна сноровка!) – и отпустил её, внял мольбе. Правда, в некоторых вариантах сказки Емеля прежде, чем отпустить щуку, кочевряжился и торговался. И всё-таки не за здорово живёшь получил он награду, а за добрый поступок.


А уж Илья Муромец и вовсе бескорыстно помог каликам перехожим. Преодолел недуг, встал, спустился в погреб, чтобы напоить, накормить Божьих людей. Нетрудно понять христианский смысл сказки и былины. Но многим из нас, увы, нелегко расставаться с русофобскими стереотипами…


Проходят века, но руфособии вокруг нас не становится меньше. И этот не самый приятственный разговор нам придётся продолжить.

 

Арсений Замостьянов

 

Метки к статье: Замостьянов, Муромец
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Емеля, Илья Муромец и прикладная русофобия"
Huguito

6 июля 2015 21:30

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
I cannot tell a lie, that really hepdel.
Имя:*
E-Mail:*