переправа



Я нашёл дорогу к Православному Храму…



Опубликовано: 10-11-2011, 09:02
Поделится материалом

Общество


Я нашёл дорогу к Православному Храму…

 

Начало беседы

 

Мы спросили генерал-майора Александра Владимировича Черкасова – «Как Вы пришли к вере?».

 

Сегодня большую силу имеет не безбожие тысяч, а вера единиц.

Иеросхимонах Моисей (Боголюбов) 1.

 

Важнейшую роль в моем духовном становлении сыграла встреча с иеросхимонахом Моисеем, 2 которая произошла в Свято-Троице-Сергиевой Лавре 21 октября 1992 года.


От первого посещения его маленькой кельи в монастырской стене Лавры в памяти осталось обидно мало, лишь самые общие воспоминания, а вот в душе и в сердце запечатлено неизреченно много, и словами этого никогда не передать. Осталось самое общее, но очень сильное ощущение соприкосновения с чем-то светлым, чистым, необъяснимо жизнерадостным. Передо мной был физически немощный старец, который давно и сильно болен, а воспринимался он как сильный и жизнерадостный человек. Хорошо помню, неожиданно крепкое рукопожатие и ощущение тепла его сильной сухой ладони. Но, прежде всего, мне запомнились его глаза – молодые, внимательные и светящиеся бодростью, оптимизмом, непонятной мне радостью и силою духа.


Вспоминаю добрую, светлую улыбку, ласковый негромкий голос и тепло его руки, к которой я прикоснулся после благословления, и которое, как мне показалось, мгновенно наполнило меня всего. Это тепло – тепло от руки батюшки, я явственно ощущаю внутри себя и сегодня.


Затем появилось ощущение, что он видит меня всего полностью, видит и знает обо мне нечто такое, что мне самому неведомо. Говорил больше, конечно, батюшка, мы молча слушали, вернее даже не слушали, а впитывали в себя каждую его мысль. Своими словами он предвосхищал очень многие наши вопросы и давал на них исчерпывающие ответы. Казалось, что он видел и знал все наши мысли и рассуждал, имея в виду наши духовные метания, поиски и проблемы. Его Вера, убежденность и одухотворенность потрясали и в то же время удивляли своей скромностью. Он не навязывал своего мнения, а говорил просто, ясно, аргументировано и очень доказательно.


Если бы накануне поездки в Лавру мне кто-нибудь сказал, что я кадровый офицер, тогда ещё полковник Советской Армии, вдруг встану на колени перед монахом, попрошу его благословления, поцелую крест и уйду от него со слезами на глазах и несказанной радостью в душе, я этого человека поднял бы на смех. Тем не менее, все это было именно так, свидетели тому Господь и бывшие вместе со мной в келье отца Моисея генерал-полковник Игорь Николаевич Родионов, православный писатель Алексей Алексеевич Яковлев-Козырев и келейник отца Моисея, ныне игумен Варнава.


Надо честно сказать, что шел я в келью к отцу Моисею в первую очередь с искренним интересом и даже любопытством. Я думал, «как же так, доктор технических наук, профессор, известный ученый и вдруг монах?». В самом начале разговора я увидел и почувствовал, что это действительно ученый с мощным интеллектом. Но это было не главное, что мы все увидели и почувствовали. Главное с чем мы соприкоснулись – это глубочайшая Вера и несокрушимый Дух батюшки, его осязаемая духовная сила, внутренняя наполненность духовной энергией. Так навсегда во мне и осталось это глубокое изумление перед Верой батюшки и безусловное доверие к его словам.

 

В келье отца Моисея мы прикоснулись к настоящей духовности и, может быть впервые, еще во многом интуитивно почувствовали, что она идет от его несокрушимой Веры «…в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима…». Сегодня я понимаю, что духовность может быть только там, где есть Дух Святой.


Первые минуты для нас (посетителей) ситуация была несколько напряженной. Мы знали, что отец Моисей тяжело болен и это обстоятельство вызывало у нас внутреннюю неловкость. И вдруг мы увидели, как он искренне радуется нашей встрече, поняли, что он весь в будущем России. Эта его устремленность в будущее, оптимизм, жизнерадостность поражали. Но больше всего нас поразило, когда мы это поняли, происхождение этих удивительных чувств и качеств отца Моисея, их духовный источник. Открытием для нас стало, что все это идет от глубокой Веры, но от Веры не слепой и фанатичной, а Веры соединённой с научным, историческим и духовным видением, научным, историческим и духовным знанием.


Я никогда не жаловался, да и сейчас не жалуюсь на память и мне самому несколько странно, что я мало помню конкретные слова, дословные формулировки, фразы отца Моисея и не могу утверждать, что он сказал дословно именно так, а не иначе. Здесь очевидно, как я теперь понимаю, работала не механическая, логическая память разума, мозга, а память души и сердца, которые (и это я тоже сейчас понимаю) намного точнее и полнее всё понимают и запоминают.


Основные мысли, которыми отец Моисей, И.Н.Родионов, А.А.Яковлев - Козырев и я обменивались в ходе беседы, и которые остались со мной навсегда именно как мысли и мнение отца Моисея были следующие.


Он был уверен, что Православие в России, несомненно, возродится и считал, что православный путь, это единственный путь спасения и сохранения России, как государства. Без духовного возрождения Россия не встанет с колен, а ее духовность в Православии. Батюшка с оптимизмом смотрел в будущее. Тогда меня это поражало и удивляло. Сегодня я понимаю, что по-иному и быть не могло, ибо отец Моисей был схимником, монахом, а значит сильнейшим духовным ратоборцем – важнейшие качества которого мужество, бесстрашие в духовной борьбе и уверенность в неизбежной победе Божественной правды над силами вселенского зла.


Отец Моисей очень четко и точно говорил о том, что совершенно обязательным и неизбежным условием возрождения и сохранения России как государства является духовное возрождение ее Армии и Флота на основе Православия. При этом его рассуждения опирались на глубокие знания истории России.

 

Всматриваясь вместе с батюшкой Моисеем внимательно в историю России, мы не просто умом увидели, но сердцем поняли огромное объединяющее значение Православия и Церкви для становления и защиты нашего государства. Неожиданно простым оказалось осознание истины, что патриотизм русских людей проистекает из самой сути Православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя».


В келье батюшки я уверился и укрепился в верности наших с И.Н. Родионовым рассуждений о том, что объединение вокруг идеалов Православия, сохранение и защита единого Отечества, стремление к внутреннему духовному самосовершенствованию – вот столпы, на которых возрастали Святая Русь и ее воинство, его Жертвенность, Верность и Честь. Главная мысль, в которой мы укрепились в беседе с отцом Моисеем была в том, что много веков строительство и развитие российского государства, Армии и Флота были неотделимы друг от друга и от Православия и сегодня духовное возрождение России и её Вооруженных Сил может произойти только совместно и только на основе Православия.


Многократно отец Моисей возвращался в своих рассуждениях к теме о роли Церкви в истории России и пытался всесторонне обосновать вывод о том, что православие и Русская Православная Церковь сыграли исключительную, часто определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности. Также неоднократно он подчеркивал, что без сильных Армии и Флота у России нет не только достойного, но и вообще никакого будущего. Батюшка хорошо сказал, что «военная мощь России, имеющая в своей основе мощь духовную, всегда была и будет непобедимой».


Исходя из этих утверждений, он много уделил внимания в нашей беседе теме о необходимости соединения духовно-нравственных усилий Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил России в защите настоящего и будущего нашего Отечества. «Если Русская Армия соединится с Православной Церковью - Россия будет непобедима», - прямая речь батюшки Моисея. Эти слова слышали не только мы, но и еще многие, имевшие счастье удостоится общения с ним. «Всё решает Пречистая!», «Храните Святое Православие!», «Помогите прославить Царя!», – вот еще немногая прямая речь батюшки, которая навсегда осталась звучать в наших мыслях и сердцах.


Много, очень много дала каждому из нас беседа с батюшкой. Самый главный итог нашей встречи лично для меня заключается в том, что силой своего примера он показал, как надо идти к Вере, к спасению. Много позже наших встреч я прочитал в трудах отца Моисея важнейшие для меня слова: - «Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного».


Не буду говорить о переживаниях и мыслях И.Н. Родионова после беседы с батюшкой, хотя многими из них он со мной и делился. Скажу о себе одно, ехал я в Лавру человеком, которого никто бы не назвал верующим. Не считал себя верующим и я сам. Да и возвращался я после встречи с отцом Моисеем воодушевленный, одухотворенный, с радостью и хорошим настроением, но далеко еще не верующим человеком. Но сегодня, сознавая всю свою многогреховность и маловерие, я все-таки рискну утверждать, что во многом благодаря нашей незабвенной встрече с батюшкой я нашел дорогу к Православному Храму, к Вере Православной.


Общение с отцом Моисеем заставило меня более пристально вглядеться в историю Отечества, переосмыслить роль и значение Православия для государственного и военного строительства России, по иному посмотреть на многое другое из имеющихся знаний, подвигло на поиск и добывание новых знаний.


Встреча 21 октября 1992 года с батюшкой Моисеем, исключительное событие в моей судьбе, которое оказало и сейчас оказывает влияние на мою жизнь и мироощущение. Старшие дочь и зять до сих пор помнят, каким просветленным, радостным я вернулся домой и предстал перед ними после этой поездки в Лавру. Что греха таить, они даже посмеивались надо мной первые минуты разговора, настолько он был необычен, потом поняли, что речь идет о серьезных вещах, и что говорю я все очень серьезно, присмирели и внимательно слушали. Хорошо помню, что мой рассказ детям был очень эмоциональным, не совсем логичным и связным, мало похожим на четкую речь офицера, и потому казался им немного странным. Как потом говорила мне старшая дочь Елена, «мы мало, что поняли в деталях, но одно нам было ясно, что в твоей жизни произошло исключительное событие, которое потрясло тебя до глубины душа».


Видимо необходимо напомнить читателям, если таковые окажутся, что произошла эта встреча вскоре после развала Советского Союза, воинскую присягу которого мы принимали. За спиной остались 27 календарных лет воинской службы. Я приехал в Москву с Западной Украины, где отказался принимать новую присягу, полагая, что офицер присягает однажды.


На момент встречи с отцом Моисеем я служил в Военной академии Генерального штаба, которой руководил блестящий военачальник и патриот России генерал-полковник И.Н. Родионов (впоследствии – Министр обороны РФ, депутат Государственной Думы не одного созыва) в должности помощника начальника Академии по работе с личным составом.


Это было время напряженных, мучительных духовных и нравственных переживаний, метаний, поисков, большой внутренней сумятицы многих людей в погонах. Официальной идеологии в армии больше не стало, и что будет взамен никто, в то время, сказать не мог. Встали простые вопросы, а на основе каких идей воспитывать солдат и офицеров; как воодушевлять и чем мотивировать военнослужащих идти в бой, на смерть; за что и за кого они должны подниматься в атаку, подставлять свою грудь под пули. На эти вопросы надо было отвечать немедленно, сейчас, сегодня.


Как военные люди мы понимали, что задача защиты Отечества никуда не исчезла, а в сложившихся условиях стала намного сложнее. Умом мы понимали мы и необходимость обратиться и отечественной истории, искать в прошлом истоки духовной и моральной стойкости военнослужащих России. Объективным было для нас и утверждение, что Православие и Русская Православная Церковь сыграли значительную роль в становлении России, как Великой Державы. Но это понимание было чисто теоретическим и умозрительным, в нем не было сердца и души. Мы применяли в своей речи понятие «духовность», но не понимали происхождения этого понятия. Повторю, что келье отца Моисея я, возможно, первый раз почувствовал, что настоящая духовность происходит только от веры в Духа Святаго. Мы ясно видели и говорили с человеком, который представлял собой высоко духовную суть и в слове, и в деле, и в жизни.


Наш материалистический ум перед ним смирился и замолчал, скептицизм отступил, его словам внимали наши сердца и души. Я много потом думал, часто думаю и сегодня о том, как удивительно сочетались в батюшке терпение, скромность, смирение и острый ум, бодрость, оптимизм, жизнелюбие и несокрушимый Дух.


Не могу не вспомнить еще об одном знаменательном моменте из той поездки в Лавру. Не помню, как и почему это случилось, я отстал от (или опередил) своих спутников, но через ворота в Лавру я шел впервые в своей жизни и шел один. Было уже поздно и холодно, я был шинели и в полковничьей папахе. Когда я уже почти прошел всю ширину монастырской стены, мне навстречу откуда-то появился не молодой уже мужчина с бородой, одетый в черный стеганый ватник без рукавов поверх также черного длинного до пят одеяния. Встреча лицом к лицу была для нас обоих неожиданной. Увидев меня, он пораженно приостановился, немного отшатнулся, потом порывисто поднял очень высоко правую руку и сотворил крестное знамение. Я не понял, то ли он сам перекрестился, то ли меня перекрестил, но слова его запомнил: «Что, уже и наши полковники приезжают в Лавру? Слава Богу! Наша Россия непобедима!».


Главное, с чем мы с И.Н.Родионовым уехали от отца Моисея, было убеждение, что нельзя ждать и медлить, надо немедленно удваивать, утраивать наши усилия по организации взаимодействия Церкви и Армии. После благословления батюшки в Академии Генерального штаба активно заработал комитет «Церковь и Армия», стали проводиться конференции, семинары, встречи представителей Русской Православной Церкви и офицеров, генералов Российской Армии и Флота. В академии выступил хор МДАиС под управлением незабвенного отца Матфея, прочитал лекцию профессор Осипов А.И., в октябре 1993 года прошла первая Всероссийская конференция «Православие и Армия».


Батюшка Моисей скончался 9 декабря 1992 года. Через три года, в декабре 1995 года в Академии Генерального штаба был открыт храм Архистратига Михаила, который освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1996 году начал работать факультет Православной культуры в Академии Ракетных войск стратегического назначения, который на сегодня закончили сотни офицеров. В апреле 1997 года Министр обороны РФ генерал армии И.Н.Родионов и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подписали Соглашение о сотрудничестве Вооруженных Сил и Русской Православной Церкви. Это Соглашение действует и поныне. От Министерства обороны готовить текст Соглашения и процедуру его подписания было поручено мне, а подписал его, естественно, Игорь Николаевич. Так, промыслительно, через четыре с половиной года после нашей встречи в келье отца Моисея было выполнено (конечно, только частично) его напутствие, данное нам, неустанно трудится для установления и укрепления взаимодействия Армии и Церкви во благо России.


Сегодня в Армии и на Флоте простроены и работают более сотни православных Храмов, воинские части окормляют более двух тысяч священников. С ними регулярно на базе различных видов Вооруженных Сил проводятся установочные сборы. Началось восстановление института военных священников на штатной основе. Все эти, ныне уже свершившееся, дела затрагивались в той или иной мере в разговорах с батюшкой. О некоторых из них мы говорили, как о неотложных, а некоторые обсуждались лишь как далекие мечты. О некоторых отец Моисей писал еще до нашей встречи. Сегодня радостно сознавать, что многое из предлагаемого и предсказанного отцом Моисеем сбылось и продолжает сбываться.


Сегодня я продолжаю, по мере сил, работать в интересах Церкви и Армии, а значит и России. Товарищи избрали меня Председателем Попечительского Совета Регионального общественного благотворительного Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор», о работе которого вы просили рассказать. Много говорить о фонде «Омофор» не буду (перечислять долго – саму удивительно), упомяну лишь некоторые дела.


В 2005 года мы построили и передали походный воинский храм Покрова Божьей Матери на единственный в России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».


В 2006 году фонд построил и в октябре передал походный воинский храм Святых Апостолов Петра и Павла на тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».


1 марта 2008 года, Святейший Патриарх Кирилл, в свою бытность еще Митрополитом Смоленским и Калининградским освятил походный храм во имя святого праведного воина, непобедимого российского адмирала Федора Ушакова на крупнейшем учебном 4-х мачтовом барке «Крузенштерн», подаренный его экипажу нашим фондом.


13 декабря 2009 года в праздник святого Апостола Андрея Первозванного фонд ОМОФОР передал походный воинский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы на тяжелый гвардейский ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота.


12 октября этого года Святейший Патриарх Кирилл освятил иконостас походного воинского храма на мягкой тканевой основе во имя святого Апостола Андрея Первозванного на боевой корабль Балтийского флота – корвет «Сообразительный».


В июне и сентябре этого года были освящены и переданы первые в истории современного подводного флота походные воинские храмы на мягкой тканевой основе на атомные подводные лодки Тихоокеанского флота «Георгий Победоносец» и «Александр Невский».


С 2005 года члены Фонда опекают воспитанников Кадетского Центра имени смч. Серафима Чичагова, которые учатся в Московском объединённом морском кадетском корпусе Героев Севастополя, а живут при храме Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами.


Вот уже четыре года фонд ОМОФОР восстанавливает храм Рождества Пресвятой Богородицы (1751 года постройки) в селе Хавки Венёвского района Тульской области. В этом году 27 сентября, в день Престольного праздника на нем вновь засияли кресты. В меру своих скромных возможностей мы помогаем возрождения древнего Феодоровского женского монастыря (1304 года постройки) в городе Переславле-Залесском Ярославской области. Есть и другие дела, которые мы надеемся исполнить с Божией помощью по молитвам отца Моисея и о которых, я, даст Бог, расскажу несколько позже.


Честь имею!


Генерал-майор Черкасов Александр Владимирович


________________________________

 

1 См.: Иеросхимонах Моисей (Боголюбов), иерей Николай Булгаков, Алексей Яковлев-Козырев. Сим Победиши! Православие. Армия. Держава. М.: Издательский центр Православный глагол, 2005. С. 55.
2 В миру – профессор, доктор технических наук Боголюбов Валентин Евгеньевич. (Прим. авт.).
_________________________________

Источник изображения: kpp-russia.ru, на фото:  протоиерей Олег (Тэор), генерал-майор Черкасов А.В, Салякин Г.А., адмирал Бражник А.И., генерал-полковник Баранов В.П.

 

Метки к статье: Черкасов
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Я нашёл дорогу к Православному Храму…"
Сперанский Михаил

4 января 2014 22:37

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
205

121
95336323

Вера и Время
Имя:*
E-Mail:*