Объективные причины помешали мне оперативно поделиться с читателями нашего портала своими впечатлениями от празднований 1150-летия государства российского и первого «слета» Изборского клуба. Но, как говорится, человек полагает, а Бог располагает. Лучше поздно, чем никогда. Постараюсь, по крайней мере, не повторять того, что уже прозвучало по данной теме в разворотах газеты «Завтра» (№ 37, сентябрь 2012 г.), и сосредоточиться на вопросах, наиболее созвучных умонастроениям «Переправы».
Больше всего во всей этой истории поразило меня, признаться, очередное чудесное природное явление у Священного холма. Речи, приношение земель, даже освящение нашей часовни – все отступает пред явным и видимым проявлением благоволения Божия к нам, грешным и окаянным человекам. В тот день, 8 сентября, накануне начала торжеств над Холмом начали собираться тучи. Их становилось все больше и больше, они сгущались и темнели, образуя черно-фиолетовую стену – грозную и устрашающую. Она была размером в полнеба и как бы разделяла небосвод на две стороны: с одной, что на стороне народа и креста сияла небесная лазурь и светило солнце, с другой, что сразу за холмом в сторону Изборска, – мрак и кромешная тьма. Что это было, словами не описать. Наверное, некий знак, образ, указание и назидание свыше. Знак того, что Господь «всегда близ есть», и это Его длань почти два земных часа удерживала ярость стихии, готовую обрушиться чудовищным ливнем и градом на головы собравшихся верных Ему людей.
Второе чудо это состоявшееся тогда же освящение часовни Державной Божией Матери – белоснежной красавицы, словно бы склоняющей свою златую главу к суровой Голгофе. От сего дня Священный холм стал цельным, подлинно церковным. Завершились труды благоустроителей часовни - А.А. Проханова, Л.Г. Тевосяна и «Переправы». Сбылась наша общая мечта: митрополит Псковский и Великолукский Евсевий провел чин освящения, как когда-то пять лет назад он благословил и освятил возведение самого Священного холма.
Третье чудо - дивное и необъяснимое совпадение наших с А. Прохановым пятилетней давности поисков места под Холм и того, теперь уже непреложного факта, что празднование 1150-летия российской государственности, на котором присутствовали власти церковные, федеральные и областные, прошло именно здесь, на поле «сшибки», в самом, что ни на есть, корне Русского Мира. Кто скажет, что это не чудо?! Ведь место это было выбрано нами «случайно». В тот день в апреле 2007 года мы, объездив всю Псковскую область, так ничего и не подыскали, но, возвращаясь из Печор, решили развернуться около Изборска. Машина наша ни с того ни с сего заглохла и стала прямо поперек федеральной трассы Псков - Печоры. Из сплошных облаков вынырнул яркий луч солнца и указал на груду валунов в ста метрах от трассы, по направлению к башням Изборска – будущий Священный холм, мемориал Русскому Духу, место приношения земель русских как мощей нашего многострадального этноса, генератор Русской памяти и Русской победы. И вот теперь, 8 сентября 2012 года к Холму приносятся новые земли. Это земли от стен славных русских крепостей, доставленные из разных уголков нашей необъятной Родины.
Наверное, созыв Изборского клуба можно было бы признать четвертым чудом в этом ряду. Хотя бы потому - об этом мало, кто знает, - что идея его создания возникла у А. Проханова буквально за месяц до первого «слета» этого клуба в Изборске. Здесь тоже присутствует нечто загадочное, метафизически необъяснимое, с трудом умещающееся в рамки рациональных воззрений. Что-то схожее с самих Священным холмом, с нашей часовней, воздвигнутой всего за четыре летних месяца, с любыми действительно важными делами человеков, совершаемыми, как правило, по наитию, по вдохновению, без всяких уговоров или скрупулезных расчетов. Без денег, наконец, или почти совсем без денег, ибо правы древние мудрецы, знавшие, что деньгами нельзя сделать ни одного действительно великого дела.
И в свете сказанного – не знаю, согласятся ли со мной наши читатели, - едва ли случайным становится тот факт, что символом новорожденного Изборского клуба стал аист, летящий на фоне Труворова креста – креста, с одной стороны, языческого, а с другой – положившего начало христианской Руси.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.