В земной жизни последовательность такая: искушение – благодать – искушение – благодать и так без конца. Например, Господь воссиял на Фаворе, явился в силе и даровал апостолам благодать, и тут же остудил их словами: Сын человеческий будет распят…
Наша душа так и колеблется – вверх, вниз… это нормально, это свойство души. Главное – не впасть в самонадеянность (или уныние), пока душа не выйдет из тела. Пока душа полностью не стала Божьей, человек должен понимать: надо падать и вставать, но не сходить с христианского пути смирения. Последним определяется способность принимать божественную благодать, но… стоит сойти с пути смирения, пути предстояния Богу в смирении, и благодать отходит.
Лучшее средство от колебаний души – молитва.
- Переправа – Иисус Христос апостолам: кто не против вас, тот с вами. Может быть и у нас количество тайных союзников (сообщников – от слова «община») не так уж мало. Надо их найти, подтянуть.
- Сердце – центр духовных и телесных сил человека, престол ума.
- Татаро-монгольское иго это ответ на то, что князья грабили храмы своих «конкурентов», «чужие» храмы.
- Бог не может быть поругаем, а вот тернистый путь к Нему – может, и может пострадать. Бог же от действий человека (и вообще от кого бы или чего бы то ни было) пострадать не может, ибо Он – дух.
- Купить: Старец Иосиф. «Изложение монашествующего опыта» (о молитве Христовой).
- Ум может расшалиться (и увести с пути): как у детей – вот он играет спокойно, а вот расшалился и дерется, и бросает во всех песком.
- Труд и работа. Менделеев: есть понятие «труд» – он делает человека, а есть «работа», которая из человека может сделать животное.
- Если человек теряет Бога, он «выворачивается» во внешнюю среду. Но чего ради – там ничего вечного, ценного для его «я» нет. Синдром «белки в колесе».
- Когда Моисей просил фараона отпустить евреев в пустыню для молитвы и предстояния Богу, тот отреагировал сразу (по наущению бесов): надо добавить им работы – плана по производству кирпича.
- Управление бизнесом и коллективом: четкая постановка задачи, контроль, дрессура, материальные стимулы?.... Но тогда идет деградация, «низы» превращаются в офисный планктон, следовательно, надо еще больше «хлыста» и контроля. Налог на слезы не напоминает? Но ведь это люди, а не биомасса, и, как таковые: а) они не терпят к себе дрессировки а ля кошки Куклачева; б) могут ответить и итальянской забастовкой (вы делаете вид, что платите, а я – что работаю на вас). Конфликт хозяина и работника, капиталиста и наемника.
Послушание, подчинение, рабское повиновение. (Догмат церкви, сс. 162 и далее)
- «Эти три слова имеют разную природу и выражают разные социальные и нравственные отношения.
Требовать можно подчинения. Имеющий высший чин может требовать подчинения от низших. Это требование не выражает ни доверия, ни любви. Эта гражданская обязанность является условием общественного порядка и дисциплины. «П» выводит нас из области нравственных отношений в плоскость права. Структура подчинения обоснована не личными качествами человека, но социальной значимостью чиновника, действующего в пределах закона. Подчинение обязывает отказаться от своей воли, чтобы исполнить волю шефа…. Однако любое указание должно вписываться в пределы закона. Если начальник требует нарушить закон, подчиненный вправе отказаться. Правовые отношения основаны на договоре.
Евангелие называет «наемниками» работающих за плату. Договор налагает обязанности на обе стороны и каждой стороне предоставляет права. В случае конфликта стороны могут расторгнуть договор и защищать свои права в суде…. Наемник подчиняется хозяину и выполняет работу, ожидая установленной платы: якоже наемник, ждяй мзды своея (Иов, 7,2).
Корысть является несомненным стимулом к работе, но не к единству, потому что, во-первых, наемник дистанцируется от хозяина: я уже не достоин называться сыном твоим; прими меня яко единого от наемник твоих (Лк. 15, 19)
Во-вторых, наемника интересует личная выгода, а не успех общего дела. От добросовестного наемника можно ожидать качественной работы. Нельзя ожидать верности до смерти (Ап. 2,10). Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник не пастырь, овцы ему не свои. Видит волка идуща, и оставляет овец и бежит; и волк расхищает их… (Иоанн 10, 11-13). Ни корысть, ни страх нельзя положить в основу церковного единства (и новой корпоративности – А.Н.). Они порождают внутренние противоречия: Друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5,15)…».
(с. 167) «…Раб обязан «повиноваться» господину, и от наемника естественно требовать «подчинения». Нельзя требовать «послушания», как нельзя требовать любви, благодарности, милости. Это свободные дары сердца.
В общественной жизни России появилось новое понятие – «беспредел». Оно просочилось из уголовного мира и емко определяет беспомощность права перед насилием.
- Человек с двоящимися мыслями нетверд в путях своих – Ев. Человек должен определить себя по отношению к вечности (самоопределение). Он должен решить внутри себя нравственную задачу: исполнил ли я заповеди? Иными словами, у профессиональной деятельности должна быть нравственная подоплека. Ум может стать крепким от такой деятельности, но этого мало. Господь стучит в сердце – тук, тук, а мы – слышим ли Его? Крепкий ум не должен терять полноты своих функций: а) продажа ботинок; б) предстояние Богу и вечности.
Из бесед с отцом Лукой. Записал А.И.Н.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.