22 марта с.г. состоялось очередное (четвёртое) заседание Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова. Собравшиеся продолжили обсуждение темы, посвящённой деятельности Неплюева Н.Н. и созданного им «Крестовоздвиженского Трудового братства», представлявшего собой уникальный опыт христианской жизни в тогдашней России. Участники заслушали доклад Геннадия Николаевича Москалёва «Н.Н.Неплюев о программе мирного развития России», основные положения которого сводились к следующему.
Чтобы осуществить в реальной жизни то «единодушие и единомыслие», о котором постоянно в своих работах говорил Н.Н.Неплюев, необходимо, чтобы мы, как члены братства или общины, говорили на одном языке. Поэтому вначале докладчик предварительно рассмотрел понятия, которые Николай Николаевич использовал в своих статьях и книгах.
Далее докладчик остановился на отличительных особенностях положения России в конце ХIХ - начале ХХ вв., характеризовавшегося наличием целого комплекса социальных противоречий, обострение которых в любой момент могло привести к революционным событиям. В качестве главной из них Н.Н.Неплюев выделял то, что в России, которая была государством православным и самодержавным, многие явления внутренней жизни находились в полном противоречии с этими принципами. Делая анализ социально-политического развития Российской империи, Н.Н.Неплюев давал свою оценку развивавшемуся здесь революционному движению, которая была отрицательной.
Особое внимание Г.Н.Москалёв уделили вопросу об организации. Если люди, связанные едиными нравственными ценностями, не объединятся и не организуются, их разрозненные усилия не принесут стране той громадной пользы, какая возможна только при мобилизации умственных, материальных и духовных сил единомышленников. Главными программными постулатами, на основе которых возможно объединение, Н.Н.Неплюев считал Православие, Божией милостью самодержавие и народность как принцип независимой самобытности русской культуры и жизни.
В заключение докладчик отметил совпадение взглядов на пути преображения России С.Ф.Шарапова с идеями Н.Н.Неплюева. В первую очередь их объединяло то, что оба на первое место ставили требование очищения и восстановления Церкви во всей её внутренней силе и правде.
Затем в качестве содокладчика выступил Николай Владимирович Сомин, который продолжил тему социально-религиозной философии, созданной Н.Н.Неплюевым. Он коснулся смысла таких понятий этой философии, как «дисциплина любви», «бессистемная благотворительность», «обособление от зла», уделив особое внимание рассмотрению трёх факторов, движущих обществом, - «любовь, корысть, принуждение».
Николай Владимирович остановился далее на сопоставлении идей Н.Н.Неплюева и С.Ф.Шарапова, подчеркнув существенное различие в мировоззрении мыслителей. Если круг идей Шарапова не выходил за рамки буржуазной идеологии, то мировоззрение Неплюева, по мнению содокладчика, гораздо шире. Неплюева даже можно назвать приверженцем христианского социализма, хотя сам он тщательно избегал этого термина, считая, что он профанирован распространённой на Западе практикой социального католицизма.
По окончании доклада автор ответил на многочисленные вопросы, касавшиеся понятий «капитализм» и «социализм», возможности сочетания православных взглядов с предпринимательской деятельностью, значения фактора принуждения в достижении справедливости и др. По высказанным положениям состоялась, как всегда, крайне оживлённая дискуссия, выявившая целый спектр позиций, каждая из которых, в свою очередь, заслуживает специального рассмотрения.
В конце дискуссии слово для краткого выступления взял Валентин Юрьевич Катасонов, который остановился на двух вопросах. Первый касался понятий «капитализм» и «социализм», которые, по мнению докладчика, являются своего рода идеологическими ловушками, призванными скрыть тот факт, что речь в действительности идёт о «денежной цивилизации» или «религии денег», борющейся против цивилизации христианской. В этом плане мы должны вводить свои собственные понятия, исходящие из православного мировоззрения, а не из чуждых ему идеологических систем. Второй был связан с пониманием общности взглядов Шарапова и Неплюева. В.Ю.Катасонов подчеркнул, что вряд ли можно противопоставлять их взгляды, поскольку каждый из них творил в своей сфере, где и раскрывалось их христианское понимание мира.
Свою оценку деятельности братства Н.Н.Неплюева дал и П.А.Морозов, по мнению которого, истинной гармонии в общине достичь было сложно, и Н.Н.Неплюев, считая, что в братстве уже правит «дисциплина любви», впадал тем самым в прелесть.
В целом дискуссия показала необычайно глубокий интерес к данной тематике, которая остаётся одной из приоритетной в деятельности Русского экономического общества.
Следующее заседание РЭО, которое состоится 5 апреля с.г., было решено посвятить проблеме вступлении России в ВТО и его последствий в силу крайней актуальности и значимости вопроса.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.