Как мы уже писали, сегодня Ватикан возложил на себя особую миссию, заключающуюся в том, чтобы обеспечить религиозно-этическое обоснование строящейся системы глобального управления человечеством и той спекулятивной финансовой системы, которая является стержнем современного общественного порядка. «Открыв» себя для активного экуменического общения с представителями различных религиозно-мировоззренческих систем, но сохранив при этом в полной неприкосновенности положение о папском примате, он начал претендовать на духовное лидерство в общемировом масштабе. Однако, осуществляя мощную идейную экспансию, признавая необходимость «мировой политической власти» и добиваясь признания авторитета Ватикана в качестве ведущей религиозной силы в современном мире, папство само в реальности является лишь орудием в руках более мощных транснациональных структур, внедряющих универсальную мировую религию и «глобальную этику» для всего человечества.
Принципиально важную роль тут играет углубляющийся католическо-иудейский диалог, начало которому было положено II Ватиканским собором (1962–1965). Признав, что иудейский народ остаётся избранным Богом и что Ветхий Завет равнозначен Новому Завету, католицизм пошёл по пути дальнейших уступок в деле «очищения» христианства, программа которого была изложена ещё в конце 40-х годов ХХ века французским иудейским писателем Жюлем Исааком. Подвергнув жёсткой критике христианское учение, рассматриваемое им как главный источник антисемитизма, он призвал добиться от католицизма коренного изменения своего поведения в отношении иудеев, сняв с них обвинение в богоубийстве, раскаявшись и принеся им свои извинения. В 1947 году после проведения ряда международных встреч с симпатизировавшими ему католическими деятелями Жюль Исаак опубликовал меморандум «Исправление католических учений, касающихся Израиля», главные положения которого вошли в декларацию из 10 пунктов, принятую на созванной в том же году конференции христиан и иудеев в Зеелисберге в Швейцарии. Зеелисбергская декларация и стала программой реформирования христианства, исходившей из необходимости ревизии Нового Завета и истории христианства в угоду представителям талмудического иудаизма, для которых единственно приемлемым христианством является христианство без Христа Сына Божия.
Как пояснил в своей не так давно вышедшей книге другой иудейский писатель Поль Гиневский (а книга называется «Христианский антииудаизм. – Мутация»), процесс «очищения» католицизма включает в себя три этапа: «видуй» (исповедь) – искреннее признание своих ошибок; 2. «тешува» (покаяние) – обращение к другому поведению и 3. «тиккун» (искупление) – исправление. Это программа коренной мутации христианства. В настоящее время руководство католической церкви переходит ко второму этапу, который «не будет завершён до тех пор, пока учение уважения не будет сформулировано в дидактических текстах и введено в новый катехизис, а их распространение не сформирует многочисленных по-новому мыслящих учеников и учителей». Как пишет Гиневский, «цель амбициозна: надо заставить слушать и принимать учение, говоря противоположное тому, чему обучали раньше, распространять «евангелие» любви к иудеям. Когда новое учение вытеснит старое, оно со временем, а времени может понадобиться много, искоренит антииудаизм, а затем и антисемитизм». Тогда и наступит время «тиккун»i. В результате активной деятельности Иоанна Павла II католицизм успешно прошёл первый этап, приступив ко второму, завершить который призван уже Бенедикт ХVI.
Иудейское сообщество хорошо восприняло избрание Ратцингера, прекрасно понимая, что прошлое нового папы, а именно его пребывание в своё время в рядах гитлерюгенда и служба в немецкой зенитной батарее, делают его достаточно уязвимым и зависимым, чтобы оказывать давление для обеспечения «правильной» позиции. В этом отношении действительно глубоко символичен тот факт, что в момент перехода католической церкви к заключительному этапу «покаяния» во главе её стоит папа–немец c нацистским прошлым.
Что же касается идейного формирования Ратцингера как священника, то о некоторых интересных подробностях сообщил, в частности, Поль Гиневский в своей статье «От Иоанна Павла II к Бенедикту ХVI: та же еврейская политика?», опубликованной через два месяца после избрания Ратцингера папой.
Задавшись вопросом, чем будет определяться политика нового понтифика, он пишет: «Мы не рискуем сильно ошибиться, предсказав, что Бенедикт ХVI предрасположен всей своей прежней деятельностью в плане иудео-христианских отношений стать с еврейской точки зрения «хорошим» папой и что он будет этого желать. Один журналист, отметив преемственность между новым и старым папами, назвал Бенедикта ХVI «хранителем войтыловского храма». А Йозеф Ратцингер назвал своего предшественника «Иоанном Павлом II Великим». Ещё во время своего обучения в семинарии он увлёкся Мартином Бубером1, немецко-еврейским, а затем израильским философом, великим теоретиком диалога, сближения и мира между противниками. Будущий папа имел также долгие беседы с другими еврейскими философами, в частности с Эммануэлем Левина. Но в особенности в качестве профессора теологии и (с 1981года) префекта конгрегации доктрины веры (который определяет курс и следит за работами теологов и религиозным образованием) он был постоянным сотрудником Иоанна Павла II, главным редактором понтификальных текстов, в первую очередь посвящённых иудеям и еврейскому государству. Он был в значительной мере творцом исключительных успехов папы, инициатором политики покаяния за преследования и очищения памяти. Идеи Йозефа Ратцингера мы находим в формулировках Иоанна Павла II. В интервью, данном в 1990 году американскому еврейскому ежемесячнику Midstream, Йозеф Ратцингер, говоря о готовящемся тогда новом Катехизисе католической церкви и о «глубокой» преемственности между Ветхим и Новым Заветами, заявил: «При написании Катехизиса нашим намерением было показать, что без Ветхого Завета и без постоянных контактов с живым и вечным иудаизмом христианский мир не может быть верен своим собственным истокам»2.
О симпатии Ратцингера к иудаизму свидетельствует и директор Центра библейской теологии им. Святого Павла Скотт Хан, заявивший в своём интервью агентству Zenit в июле 2005 года: «Папа Бенедикт ХVI является сам крупным библейским теологом, пропитанным идеями Отцов и Учителей Церкви, особенно св. Августина и св. Бонавентуры, а также иудейской и раввинистической традициями. Я не думаю, что найдётся другой папа со времён св. Петра, который в такой степени изучил бы древних раввинов»3.
Одним из первых знаков нового папы стало посещение им летом 2005 года во время Всемирных дней молодёжи Кёльнской синагоги и принятие там участия в богослужении. Второй раз папа посетил синагогу в Нью-Йорке во время его поездки в США в апреле 2008 года, став первым понтификом, побывавшим в американском иудейском храме. Визит этот носил камерный и закрытый характер, он не только не был показан по телевидению, но и отсутствовал как пункт в официальной программе4. Это стремление к сближению, продемонстрированное папой, вписывается в более широкую перспективу.
В целях углубления теологии иудаизма католическая церковь при Бенедикте ХVI стала разрабатывать «инновационные» подходы. Одним из таких шагов, направленных на искоренение самого корня антисемитизма, стала попытка фактической реабилитации Иуды Искариота, на которую пошли чиновники Ватикана. В январе 2006 года глава Папского совета по вопросам истории монсеньор Вальтер Брандмюллер и писатель Виттори Масури – оба близкие друзья Бенедикта ХVI – заявили, что образ Иуды стал жертвой «теологической инсинуации», которая послужила затем толчком к появлению и развитию антисемитизма и что они намерены продвигать в массы идею, что он не был предателем, а лишь исполнял волю Божью, как и остальные участники этой истории. Проект был одобрен самим папой, посчитавшим, что он может оказать серьёзную помощь в налаживании отношений между христианами и иудеями. Для продвижения новой трактовки образа Иуды Масури и Брандмюллер впервые организовали совместно с Географическим национальным обществом публикацию найденного в ХХ веке апокрифического текста «Евангелие от Иуды», принадлежащего одной из гностических сект, в соответствии с которым Иуда был единственным, кто понял истинную весть Иисуса Христа и предал Его по Его же просьбе. И хотя в силу разразившегося среди верующих скандала Ватикан вынужден был выступить против этого текста, брешь была пробита.
После этого стали появляться многочисленные книги об Иуде, выставляющие его в положительном свете, а в ноябре 2008 года ему был посвящён целый коллоквиум, организованный совместно ассоциацией «Иудейско-христианская дружба Франции» (ИХДФ) и Бнай Брит (материалы его были опубликованы в последнем за 2009 год номере журнала Sens («Смысл»), являющегося органом ИХДФ). Как заявил первый докладчик Алэн Леллюш, являющийся председателем ложи Бнай Брит Бен Гурион в Париже, идея проведения данного коллоквиума принадлежала её бывшему председателю Ёжену Лейба. Темы докладов были следующие: «Литературный анализ некоторых выдержек из Нового Завета, посвящённых Иуде», «Другой взгляд на Иуду», «Эксплуатация мифа об Иуде в многовековой молве» и др. В каждом из них полностью искажался образ Иуды, данный в Новом Завете. Вот, в частности, некоторые основные положения доклада профессора А. Абекассиса: «Иуда предатель, его любовь к деньгам … – всё это абсурдные шаблоны или выдумки», «Св. Иоанн ненавидел Иуду и ревновал к нему. Он несёт главную ответственность за негативный образ Иуды, сложившийся у христиан», «Иуда не предавал Христа, напротив, он хотел его спасти», «В Гефсиманском саду, когда Иисус молился, Иуда один не спал. Его вера во Христа была полной, он больше всех в него верил», «Иуда был жертвой заговора», «Историю Иуды надо пересмотреть». «Это, – заключил Абекассис, – наконец, будет способствовать завершению антииудейской полемики, скрытой в имени Иуды и в том образе, который о нём создал Иоанн и который переняла Церковь»5.
Новаторским стало и выступление папы в сентябре 2008 года перед делегацией представителей французского иудейского сообщества во время посещения Парижа, в ходе которого он не только повторил известную фразу папы Пия ХI: «Мы, христиане, являемся духовными семитами и не можем быть антисемитами», но и пошёл на то, чтобы процитировать вавилонский Талмуд, желая показать общность учений двух конфессий. Это явилось уникальным случаем в истории папства – на такое не решился даже Иоанн Павел II. Поэтому неслучайно Давид Нёхоз, генеральный секретарь ивритоязычного Католического Викариата в Израиле, назвал этот акт «молчаливой революцией»6.
Ещё одним новшеством стало приглашение Бенедиктом ХVI на всеобщее заседание синода епископов в октябре 2008 года главного раввина Хайфы Шеара Йешува Когана, что стало также первым случаем присутствия на таком собрании некатолика. Он выступил перед собравшимися с докладом на тему о центральном значении иудейского Писания в иудейской традиции, хотя тема синода была «Слово Божье в жизни и миссии Церкви». Коган является членом постоянной рабочей двусторонней израильско-ватиканской комиссии, регулярно собирающейся для подготовки заключения юридическо-финансового соглашения, касающегося церковной собственности и налоговых льгот на доход от коммерческой деятельности христианских сообществ и юридического статуса католической церкви в Израиле. Судя по всему, результаты этих переговоров во многом зависят от степени поддержки со стороны Ватикана усилий Израиля, направленных на достижение его целей. Так что Коган, видимо, имел полное основание заявить, обратившись к собравшимся: «Мы надеемся на вашу помощь как религиозных руководителей… в деле защиты, протекции и спасения Израиля, одного и единственного суверенного государства «людей Писания», от рук его врагов». Относительно приглашения он заявил, что они «высоко оценивают последствия этого жеста» и что его присутствие является «очень показательным»7.
Действительно, показательно, что именно на этом синоде в главном докладе было указано, что «отношения между христианами и иудеями должны стать объектом, касающимся не только специалистов диалога, но и всех христиан», то есть была выделена как раз та задача, решением которой так озабочен уже цитированный нами Поль Гиневский, – «просвещать» и мобилизовать католические «низы», незнакомые с теоретическими новшествами богословов. Было подчёркнуто, что это требует конкретного поведения: всегда говорить об иудеях в настоящем времени, считать выживание иудейского народа духовным фактом, принять универсальное значение иудаизма, избегать любой теологии замещения в христианском чтении, при христианском прочтении Ветхого Завета оставлять место для иудейского прочтения и разделять вместе с иудеями эсхатологическое ожидание. Всё это свидетельствует о том, что в соответствии с планами Жюля Исаака католическая церковь окончательно переходит к «учению уважения» и скоро будет подготавливать мир к приходу иудейского Мошиаха.
В мае 2009 года состоялся визит папы в Иерусалим, который не оправдал всех ожиданий иудейского руководства, зато оно осталось полностью удовлетворено другим крайне важным событием, оценённым им как «решительно позитивное», – посещением Бенедиктом ХVI Римской синагоги, являющейся центром жизни старейшей иудейской общины в мире за пределами Израиля. Это произошло 17 января 2010 года, в День христианско-католического диалога (именно на эту дату, начиная с 1990 года, приходятся встречи теологов обеих конфессий). За несколько часов до прибытия в синагогу в ходе традиционной воскресной проповеди в Ватикане папа, вспомнив «исторический визит» своего предшественника, заявил: «Несмотря на проблемы и сложности между верующими двух религий, существует атмосфера большого уважения и диалога, свидетельствующая о том, насколько более зрелыми стали наши отношения при совместном осознании того, что нас объединяет»8. А объединяет «в первую очередь вера в единого Бога, а также защита жизни и семьи, стремление к социальной справедливости и миру». Подчеркнув, что иудеи и христиане «молятся одному и тому же Господу», папа несколько раз напоминал о «близости и духовном братстве» двух религий, закончив свою речь на беглом иврите. Таким образом, встреча прошла успешно, но, как заметил аббат Флориано Абрамович, «единственным, кто на ней отсутствовал, был наш Господь Иисус Христос».
Давая оценку деятельности Бенедикта ХVI, который представляет верхушку католической церкви, можно заключить, что он фактически повторяет путь Иуды. И неслучайно для него принципиально важное значение имеет реабилитация именно этой фигуры. Стыдливо не упоминая имени Христа, говоря о вере в единого с иудеями Бога, римский понтифик тем самым даёт понять, что он признаёт бога талмудического, поклонение которому, как известно, означает служение мамоне. Так, избегая открытого отречения от Христа, Ватикан в действительности отходит от признания христианской системы ценностей, негласно оправдывая учение талмудического иудаизма.
В честь ознаменования зрелости иудейско-католических отношений в 2007 году Международный совет христиан и иудеев (МСХИ), объединяющий национальные ассоциации иудо-христианской дружбы, собравшись в Сиднее на своей ежегодной конференции, торжественно отметил 60-летнюю годовщину конференции в Зеелисберге. Здесь было принято решение принять по аналогии с Зеелисбергской декларацией новый документ из 12 тезисов, обращённый на этот раз не только к христианам, но ко всему миру9. Местом встречи для принятия новой декларации был выбран Берлин, символизирующий собой одновременно и победу над фашизмом, и победу над коммунизмом, а теперь – и утверждение новой универсальной религии примирения с иудаизмом.
Принятая в июле 2009 года Берлинская декларация10 сформулировала основные положения будущего диалога, став, по сути, программой превращения христианства в иудео-христианство. Если использовать терминологию Гиневского, то речь идёт, похоже, о переходе к этапу «искупления» (тиккун), при котором должно произойти глубинное размывание христианства, превращающегося в религию без Христа Сына Божия.
Обращаясь ко всем христианским и иудейским общинам, а также ко «всем людям доброй воли», авторы документа призывают к следующему:
1. Бороться со всеми формами антисемитизма, включая религиозный и расовый (это предполагает признание глубинной природы Христа и апостола Павла как иудеев и интерпретацию их учений в контексте иудаизма первого века; отношение к Ветхому и Новому Заветам как дополняющим и взаимно подтверждающим друг друга, не выделяющее какой-либо из них в качестве главного; выступление против любого ошибочного христианского прочтения библейских текстов, касающихся иудеев, в той мере, в какой это чтение может стать причиной враждебности; подчёркивание связи между иудейской и христианской литургиями11, очищение христианской литургии от юдофобских положений, особенно в молитвах и гимнах и др.).
2. Развивать межрелигиозный диалог с иудеями (это предполагает рассмотрение под критическим углом зрения своей собственной традиции и традиции партнёра в целях истинной открытости в отношении другого).
3. Прийти к теологическому пониманию иудаизма исходя из специфической полноты последнего (что предполагает упразднение любого учения, признающего, что христиане заменили иудеев как народ, связанный обетом с Богом; настаивать на совместной миссии иудеев и христиан в подготовке мира к Царству Божьему; следить за тем, чтобы новые теологические течения, исходящие из Азии, Африки и Латинской Америки, а также феминистские и освободительные движения в своей идеологии выражали правильное понимание иудаизма и отношения между ним и христианством и др.).
4. Молиться за мир в Иерусалиме (что предполагает понимание глубокой привязанности иудаизма к Святой земле как исходящей из фундаментальной религиозной перспективы; критику атак против сионизма, вырождающихся в выражение антисемитизма; поддержку тех иудеев, христиан и мусульман (израильтян и палестинцев), которые ратуют за мир и создание климата доверия на Ближнем Востоке, где все могут жить в безопасности в рамках действенных независимых государств, существующих в системе международного права и уважения прав человека; укрепление связей с христианскими церквами во всём мире).
5. Признать те усилия, которые предприняли христианские сообщества в конце ХХ века для пересмотра своего отношения к иудеям.
6. Проверить иудейские тексты и литургию в свете этих христианских реформ (что предполагает критику тех текстов, которые кажутся ксенофобскими и расистскими, а также настаивать на выделении тех текстов во всех религиозных традициях, которые ратуют за толерантность и открытость).
7. Делать различия между честной критикой Израиля и антисемитизмом.
8. Помогать Израилю в его усилиях, направленных на реализацию идеалов, которые провозглашают его основополагающие документы, – задача, которую Израиль разделяет со многими нациями.
9. Укреплять межрелигиозное и межкультурное образование.
10. Способствовать межрелигиозным дружбе и сотрудничеству, а также социальной справедливости в мире (что предполагает признание в качестве равноправных граждан представителей других религий, которые иммигрировали на новую родину, где они составляют теперь религиозное меньшинство; выступать за права всех вне зависимости от религии, секса и сексуальной ориентации; признание и вместе с тем критику того, что порождает чувство религиозного превосходства и присутствует в каждой религии).
11. Усилить диалог с политическими и экономическими институтами (основываясь на растущем интересе со стороны политических и экономических институтов в отношении межрелигиозных отношений).
12. Создавать сетевую связь между теми, чья деятельность отвечает требованиям управления окружающей средой (продвигая веру в то, что каждый человек ответственен за управление планетой; признавая библейский долг, который несут иудеи и христиане перед Творением, а также ответственность за то, чтобы к этому вопросу было привлечено всё внимание в политических речах и действиях).
Итак, иудаизм раскрывает свои дружеские объятия другим религиям, но речь идёт фактически об иудейском варианте экуменизма, при котором он последовательно реализует свои интересы. Так же, как основой открытости католицизма является неприкосновенный догмат о папской непогрешимости и папском примате, так и иудаизм допускает межрелигиозное сотрудничество только на основе признания неизменного исключительного положения иудеев как избранного Богом народа. Иудаизм сохраняется в своей полноте, в то время как другие религии размываются и встраиваются в некую новую универсальную религию. Неслучайно в последнее время всё громче заявляет о себе так называемый ноахизм, распространяемый движением «бней-Ноах» («дети Ноя»), или «ноахитов», предлагающий «наилучший выбор для неевреев».
В соответствии с ним есть только два пути спасения: для иудеев, остающихся избранными Богом, – это строгое выполнение 613 заповедей Ветхого Завета, а для неевреев (если только они не прошли гиюр, то есть не стали иудеями) – следование 7 заповедям Ноя. Все остальные религии иудаизм считает не ведущими к Богу. 7 заповедей Ноя – это тот минимальный набор требований, который, по учению иудеев, был дан Богом Адаму и Ною и заключается в следующем: 1. вера в единого Бога и запрет идолопоклонства; 2. уважение Бога, запрет богохульства; 3. уважение к жизни человека, запрет убийства; 4. уважение к семье, запрет прелюбодеяния; 5. уважение к имуществу ближнего, запрет воровства; 6. уважение к живым существам, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного; 7. назначение судей, обязанность создать справедливую судебную систему12.
Надо отметить, что в Торе этих положений нет, они были выведены мудрецами Талмуда (трактат Санедрин) в соответствии с принципами толкования слов и словосочетаний Торы. Как свидетельствовал раввин Рима Риккардо ди Сеньи13,религия Ноя является раввинистической традицией, и её сторонниками являются все ортодоксальные раввины. Это он заявил в своём выступлении «Ной шёл вместе с Богом: иудейский универсализм», состоявшемся в Риме в конференц-зале Главной понтификальной римской семинарии в январе 2002 года. А в 2007 году между иудеями и католиками была подписана общая декларация, в которой говорилось: «Иудейская традиция выделяет союз с Ноем как выражение универсального морального кодекса, который призвано уважать всё человечество»14.
Некоторые иудейские авторы15 как раз и ассоциируют 12 пунктов Берлинской декларации с ноахизмом, представляя их как формулирование основы глобальной этики. Ноахизм представляет собой тот экуменический «богословский минимум», который должен объединить человечество на основе принятия приемлемых для всех заповедей, возвращающих его в дохристианскую эру цивилизационного развития, упрощающих сознание и нивелирующих людей, превращая их в легкоуправляемую массу. Здесь есть вера в единого для всех Бога (при этом у каждого своё собственное его понимание), есть запреты, есть суд, но нет христианской заповеди любви, раскрывающей в человеке не индивида, но личность.
Важным средством распространения идеи единения человечества на основе универсального морального кодекса стали различного рода международные встречи и организации, объединяющие лидеров и представителей разных религий мира. Речь идёт о всемирных саммитах религиозных лидеров (проводятся в преддверии встреч «Большой восьмёрки»), всемирных форумах религий, всемирной конференции «Религия и мир», Диалоге мировых религий по вопросам развития (проводимого в сотрудничестве с Всемирным банком), Всемирном совете религиозных лидеров и пр. Все они заняты объединением религий для борьбы с угрозами и вызовами ХХI века, призванным обеспечить «духовное руководство» сильных мира сего процессом интеграции его в «новый мировой порядок».
Православие единственное противостоит этому строящемуся новому Вавилону, поэтому, когда нам настойчиво предлагают объединиться с католицизмом в борьбе против пороков современного мира, нельзя забывать, что наши главные цели не только не совместимы, но глубоко противоположны друг другу. В настоящее время католическая церковь настойчиво призывает православных к взаимодействию и сотрудничеству в защите традиционных христианских ценностей перед лицом секулярного мира, концентрируя своё внимание на вопросах нравственности. Но нравственность неотделима от веры, и если западное христианство уже давно эволюционировало в сторону иудео-христианства, то сближение с ним означает размывание православия, отказ от христианского учения и интеграцию нас в новую мировую религию.
О.Н. Четверикова, к.и.н
1 Мартин Мордехай Бубер (1878–1965) был в своё время активным членом сионистского движения, затем перешёл к религиозному исследованию хасидизма и приобрёл всемирную известность как один из духовных лидеров своего поколения. Был первым президентом Израильской Академии наук и принимал активное участие в работе многих других культурных учреждений.
2 Martin Buber et Joseph Ratzinger// Serviam, № 1, 7 octobre 2008.
3 Benoit XVI la synagogue de Rome // Serviam, № 25, 11 mars 2010 // http://www.nostraaetate.org/HTML_La-lettre-Serviam/2010/SER
4 http://www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1063&Itemid=50
5 La revue Sens, Judas des temps modernes // Serviam, 21, № 27, octobre 2009 // http://www.nostraaetate.org/HTML_La-lettre-Serviam/2009/SERVIAM_021.html
6 La revolution silencieuse de Joseph Ratzinger // Serviam, № 2, 13 octobre 2008 // http://www.nostraaetate.org/HTML_La-lettre-Serviam/2008/SERVIAM_002.html
7 L'invit special de Ratzinger au Synode // Serviam, 3, 21 octobre 2008 // http://www.nostraaetate.org/HTML_La-lettre-Serviam/2008/SERVIAM_003.html
8 http://news.mail.ru/society/3258668/
9 Интересно, что незадолго до этого события, в апреле 2007 года, группа из 12 православных священников обратилась к Церкви с призывом пересмотреть богословские позиции по отношению к евреям и Государству Израиль, заявив, что для православной церкви пришло время изменить своё отношение к евреям и иудаизму. Свои требования священники выдвинули в виде декларации из 12 пунктов (как бы предваряя Берлинскую декларацию), принятых во время их визита в Израиль, одним из спонсоров которого выступал глава Иерусалимского саммита Дмитрий Родвежский. Цель этой декларации была спровоцировать дебаты в православном мире и добиться того, чтобы православная церковь сформулировала свою официальную позицию по отношению к иудаизму, как это сделала католическая церковь на II Ватиканском соборе. В документе предлагается отказаться от «заместительного богословия» и убрать антииудейские («антисемитские», как их называют в тексте) места из богослужебных текстов – особенно пасхальной службы. См.: «Убийцы Христа». Группа православных священников призывает удалить «антисемитские места» из богослужебных текстов. //http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1532
10 http://www.iccj.org/en/pdf/Berlin_Paper.PDF
11 Как это осуществляется на практике, продемонстрировал австралийский сайт Etz Hayim («Древо жизни»), выступающий за духовное и литургическое сотрудничество между христианами и иудеями, предложивший для продажи религиозный календарь, составленный при поддержке Международного совета христиан и иудеев, который позволяет совместно отмечать иудейские и христианские праздники.
12 Эти 7 положений, являющиеся фундаментальными морально-философскими и юридическими категориями, охватывают, в свою очередь, более ста разных заповедей. См.: 7 законов потомков Ноя – 229 заповедей Торы //http://www.hatikva.dn.farlep.net/7_229; Семь заповедей Ноя: Синедрион или Христос //http://algart.net/ru/bnei_noach/7_commandments_by_Jesus_Christ.html
13 Ди Сеньи является автором известной книги «Евангелие гетто», выпущенной в 1985 году, в которой содержится изложение наиболее оскорбительных в отношении Христа раввинистических традиций.
14 Benoit XVI la synagogue de Rome // Serviam, № 25, 11 mars 2010 // http://www.nostra-aetate.org/HTML_La-lettre-Serviam/2010/SER...
15 http://www.ajcf.fr/spip.php?article65
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.