переправа



Философ Ильин и патриотизм



Опубликовано: 11-04-2013, 03:57
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Философ Ильин и патриотизм

 

Сегодня для понимания происходящего на пла­нете особую значимость обретает осмысление патриотизма с духовно-нравственных позиций. Именно такой подход позволяет бить тревогу - человечество может потерять своё многообра­зие. Под лозунгом перемен в мире происходит разрушение национально-культурных традиций, подчинение народов наднациональным целям и ценностям. Идеи нового мироустроения предпо­лагают формирование наднационального плане­тарного управления (о мировом правительстве уже говорится достаточно прямо) и, соответ­ственно, потерю традиционными государствами своего реального политического суверенитета, экономическое ослабление национальных эко­номик (вплоть до захвата контроля над природ­ными ресурсами стран), культурную (и религиоз­ную) унификацию с потерей укоренённости в на­циональной культуре и утратой людьми чувства национальной идентичности.

 

Исследователь темы патриотизма должен исходить из понимания того, что в России на область национального самосознания людей неслучайно направлен мощный информацион­но-психологический удар. Наднациональный контроль легче осуществить, если патриотиче­ские ценности утрачены и размыты, если куль­тивируется комплекс вины за историческое про­шлое страны1.

 

Также раскрытие темы статьи предполагает осознание того, что со словом «патриот» мно­гие люди связывают негативные представления, чувства. И это происходит не только в силу раз­виваемой в течение вот уже более 20 лет мани­пуляции сознанием, в силу навязывания такого негатива, но и потому, что понятие «патриотизм» не рассматривается - и не обосновывается в пси­хологии - как духовно-нравственное качество личности, способное противодействовать не­гативным тенденциям в мире и в нашей стра­не. Патриотизм - это любовь к Родине и ува­жение к другим культурам и народам. В статье предпринимается попытка рассмотреть понятие патриотизма именно в таком прочтении, привле­кая для этого и психологическое знание, и исто-рико-психологические данные - творческое на­следие выдающегося отечественного мыслителя И.А. Ильина.

 

В качестве предваряющего замечания отме­тим, что понимание социально-политической, экономической, идеологической подоплеки, а главное - духовной сущности происходящих в мире процессов выводит исследователя на из­учение иллюзий восприятия социально-полити­ческих явлений, связанных с утратой критериев истинного прогресса человечества, которые не­возможны вне нравственного и религиозного измерений (Гостев, 2007, 2008).

 

Образы во внутреннем мире человека, ак­туализируясь и проецируясь вовне, формиру­ют действительность. Соответственно, патриот как духовно-нравственная личность обладает следующими качествами: а) стремится преодо­левать иллюзорность восприятия социальной реальности, в частности, относительно и «ис­кренних социальных утопий», и «апокалипти­ческих ожиданий» (например, это относится к «восторженно-оптимистичным» представлениям о наступлении эры «рая на земле» (пусть с не­которыми проблемами переходного периода), к эсхатологическим пессимистическим образам высококризисных моментов в будущем); б) ори­ентируется на баланс интегративных тенденций в мире и сохранения национально-культурного разнообразия человечества; в) распознаёт мно­гоаспектную подмену духовных смыслов2; г) раз­личает глобализацию - как процессы усиления взаимозависимости (в первую очередь эконо­мического плана) стран, культур - и глобализм, т.е. проект по претворению в жизнь элитарно­го мироустройства для «золотого миллиарда», и, соответственно, понимает антиглобалисти-ческие установки как протест человека против «новой демократической тоталитарности», как ответ на предчувствуемый «шок нового мира». Патриотическое сознание требует исследова­ния представлений людей о мировой политине: а) о реальности суверенитета государств; б) о гео­политических центрах силы, включая «теневые»; в) об оппозиции «стран золотого миллиарда» и «стран-изгоев»; г) о «демократии» и «защите прав человека» как «дымовой завесе» установ­ления нового мироустройства.

 

Изучение представлений о духовно-нрав­ственной сфере помогает патриотическому со­знанию видеть, что на планете идёт многопла­новая борьба мировоззрений (скрытая и явная) и что она направлена на разрушение отече­ственной традиции. Неприемлемо для патриота, носителя нравственных качеств, и «общество тотальной Сети», предполагающее коренную реорганизацию социального управления, итог которой уже получил название «компьютерного концлагеря». Патриотическое сознание должно понимать причины планетарных угроз - вплоть до масштабных войн, возникающих при пере­кройке мира и переделе его ресурсов.

 

В статье не представляется возможным при­водить дополнительные иллюстрации того, в каком смысле тема патриотизма как качества ду­ховно-нравственной личности является теорети­чески и практически значимой для психологиче­ской науки. Поэтому посмотрим на то, насколько данная тема привлекла внимание психологии.

 

К сожалению, проблема патриотизма прак­тически исчезла из поля зрения психологов. Не раскрыта отнесённость патриотизма к духов­но-нравственной сфере человека. Одним из не­многих исключений является работа В.А. Коль­цовой и В.А. Соснина (Кольцова, Соснин, 2005). В.А. Кольцова и В.А. Соснин отмечают, что кон­цепция патриотизма в общественных науках восходит к теории этноцентризма У. Самнера, которая базируется на принципе борьбы за су­ществование между людьми и группами. Носите­лями этноцентризма являются сообщества, объ­единяемые по этническим, религиозным, соци­альным и другим признакам. Они рассматривают себя как «мы», а всех остальных как «они». Пози­тивные характеристики своей группы подчёрки­ваются и преувеличиваются; показатели других групп и их членов оцениваются по стандартам собственной группы и часто принижаются.

 

Говоря о национальном самосознании, В.А. Кольцова и В.А. Соснин подчёркивают про­цесс осознания человеком самого себя в един­стве со своей национальной/этнической общно­стью по общим признакам: происхождению, культуре, языку, территории и т.д. Самосознанию нации свойственны стремление к сохранению этих общих признаков (и через них - своей само­бытности и целостности), готовность защищать их и в то же время - способность ассимилиро­вать полезное новое (на почве своей культуры). При таком типе национального самосознания его носители признают право всех «других» на их самобытность, ценность и т.п. Подобное са­мосознание составляет основу нормального, здорового чувства патриотизма, отражающего верность и преданность своей общности, а так­же чувств, которые включают в себя принятие и уважительное отношение к представлениям и образу жизни других общностей. Патриотизм, следовательно, -одна из базовых составляющих национального самосознания, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самоценности других сооб­ществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом.

 

Но национальное самосознание может вклю­чать в себя образ превосходства над другими этно-национальными образованиями, осознание и пе­реживание того, что «мы» лучше, умнее, сильнее, чем «они». Следовательно, «они» должны либо сами повторять то, что «мы» делаем, во что «мы» верим, либо принимать от нас то, что «мы» предла­гаем, и даже подчиняться, если «они» не понимают пользы, которую несём «мы». Такое самосознание и составляет сущность этноцентризма, в основе которого - чувство превосходства, усиленное по­литическими и идеологическими установками.

 

Понятие национализм для одних людей ока­зывается синонимом патриотизма с положи­тельной нравственной оценкой. Такой национализм выступает как осознание общности со своим национальным целым и как естественная любовь к Отечеству с одновременным уважени­ем и признанием права на национальную само­бытность других национальных сообществ. Для других людей национализм выступает как из­вращённая форма национального самосознания в претензии на исключительность.

 

В этих двух подходах к определению нацио­нализма следует разводить два понятия - «на­ционализм» и «шовинизм», отражающие формы национального сознания, однако существенно различающиеся по своему содержанию, прояв­лениям и последствиям. Таким образом, наци­онализм и патриотизм имеют общий исходный пункт - преданность своей социальной общно­сти (этнической, национальной), привязанность к ней. Но затем в зависимости от того, как эта преданность воспринимается и реализуется в конкретных действиях, развиваются две системы социально-психологических установок, которые по-разному предопределяют характер отноше­ний между людьми как представителями различ­ных сообществ. В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом -определяющими являются враждебность, стрем­ление к превосходству.

 

Следует учитывать ряд важных составля­ющих патриотизма и условий его воспитания. Патриотизм как сложное интегральное психоло­гическое и социально-психологическое явление включаеттри аспекта: когнитивный, эмоциональ­ный и поведенческий. В когнитивной области не­обходимо ориентировать систему образования и воспитания, СМИ, пропагандистский аппарат го­сударства на формирование у российских граж­дан знаний о героических страницах истории и богатейших культурных традициях России, са­моотверженной борьбе её народа за сохранение государственной независимости страны, о под­вигах патриотов-соотечественников. В эмоци­ональной области необходимо способствовать формированию чувства любви к Родине, гордо­сти за её богатейшую культуру и историческое прошлое, оптимизм относительно перспектив развития России. В поведенческой сфере необ­ходимо формирование общественно ориентиро­ванных форм поведения, готовности учитывать интересы общества, государства. Критерием сформированное™ патриотизма выступает спо­собность действовать на основе общественно значимых ценностей. Необходим переход от знания о достоинствах объекта патриотических чувств к развитию глубоко личностного пози­тивного отношения к нему и к формированию патриотических убеждений как основы мировоз­зрения, привычки через их призму оценивать со­циальные события и реагировать на них.

 

Итак, патриотизм определяется В.А. Кольцо­вой и В.А. Сосниным как чувство ценности и не­обходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную индивидуаль­ность народа и, с другой стороны, как инстинкт самосохранения народной индивидуальности и самобытности. Это та духовная сила, которая поддерживает единство народа - национальную культуру и религию, историческую традицию, не­прикосновенность территории. Поэтому угасание патриотизма выступает признаком кризиса со­циума, а его разрушение - это путь уничтожения народа. Патриотизм - многогранное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях функционирования социаль­ной системы. На уровне же отдельного человека патриотизм может быть отнесён к области выс­ших чувств и устойчивых личностных особенно­стей (ценностей, убеждений и др.).

 

Как сложное интегральное личностное обра­зование патриотизм включает: бескорыстное слу­жение Родине, идентификацию личных интересов с интересами Отечества, патриотические чувства, гордость за культуру и достижения своего народа, наличие активной гражданской позиции, готов­ность отстаивать интересы Родины, действовать во имя её благополучия и признавать её в качестве высшей, главной ценности и др.

 

В раскрытии темы патриотизма как духов­но-нравственного качества личности укажем на этнофункциональный подход (Сухарев, 2008), который вводит понятие «этнически маргиналь­ной личности». У данного типа личности стере­отипы поведения, ценности и др., относящиеся к различным этническим системам, находятся в противоречии и приводят к психосоматиче­ским, психопатологическим проявлениям. За­дачей воспитания является передача содержа­ния конкретной культуры, а не абстрактного культурно-исторического опыта. Содержание обучения также должно быть согласовано с тра­диционной культурой региона рождения и про­живания детей.

 

Таким образом, психологической науке следу­ет идти вглубь осмысления именно духовно-нрав­ственных основ патриотизма, не игнорируя и фактор религиозного сознания/самосознания.

 

Теоретико-методологической помощью на этом пути выступает психологическое насле­дие выдающегося отечественного философа И.А. Ильина (Борисова, 2009; Борисова, Гостев, 2010, 2011). В развитии философских идей Ильи­на, послуживших фундаментом его психологи­ческого наследия, важного для раскрытия темы духовных основ патриотизма, выделяют два эта­па. Первый отмечен интересом к политологии, праву, социологии, философии, антропологии. Второй период его жизни начался после высыл­ки из страны в 1922 году и характеризуется об­ращением к предметам, составляющим сердце­вину русской религиозно-философской мысли. В центре познавательных интересов выдающегося мыслителя встали проблемы России, её истории,вопросы нравственного, духовно-религиозного становления личности, выбора человеком жиз­ненной и гражданской позиции. Рассматривая все эти проблемы, И.А. Ильин явил глубину от­ечественной духовной традиции, её особую роль в раскрытии духовно-нравственной сферы чело­веческого бытия. Соответственно, сам философ всей своей жизнью показал себя как истинного патриота своей Родины.

 

Поскольку центральным понятием в насле­дии мыслителя является понятие «духовная личность», идеи И.А. Ильина способны обога­тить проблематику патриотизма именно духов­но-нравственным подходом. Духовная личность обладает высоконравственным патриотизмом. С этих позиций и надо подходить к мыслям фило­софа по проблематике национального сознания.

 

Тема становления национального сознания/ самознания занимает значительное место в на­следии философа. Русские люди, как утверждает мыслитель, должны в первую очередь научить­ся русскому национальному самосознанию. И.А. Ильин концептуально-терминологически раз­водит понятия «национальное самосознание» и «национальное самочувствие». Сначала в России сформировалось национальное самочувствие, главенствующую роль в котором занимала вера. Вера охватывала все сферы жизни, а потому «всё было знаком веры: обряд, семейный уклад, фор­ма власти, праздники, быт, национальное одея­ние. Переход России к национальному самосо­знанию начался после эпохи Петра I. Русскому человеку предстояло внести христианский дух в создание своей светской цивилизации: в науке, искусстве, в правосознании, государственности и др. Ростки национального самосознания в Рос­сии начали просматриваться только в XIX веке, но революции XX века говорят о том, что духовное самосознание в ней помрачилось. К тому же ос­лаб инстинкт национального самосохранения. «Народ с колеблющимся инстинктом националь­ного самосохранения и помрачённым духовным самосознанием не может отстаивать свою жизнь на земле <...>. Народ должен чувствовать в <...> глубинах своей души своё единство, свою не­разрывную связь и сопринадлежность, свою са­мобытность и духовную драгоценность своего своеобразия перед лицом Божиим; он должен чуять своё «мы» и его величие; он должен верить в свои силы, в свою правду и свою богоблагосло-венность» (Ильин, 1999, с. 320).

 

По замечанию И.А. Ильина, Россия перед ре­волюцией оскудела силою духа. В стране «крепла наука, цвели искусства». Но во всём этом не было зрелого самосознания, не хватало национального воспитания и характера. «В России было множе­ство хороших и добрых людей; но хорошим людям не хватало характера, а у добрых людей было мало воли и решимости. В России было немало людей чести и честности; но они были рассеяны, не спая­ны друге другом» (Ильин, 1993б, с. 268).

 

 

Но И.А. Ильин пророчески предвидел крах строительства коммунизма в нашей стране. Он был сыном Отечества, который никогда не те­рял надежды на возрождение России, и своим творчеством создавал бесценное теоретиче­ское основание для будущей практической ра­боты (Пивоваров, 2007, с. 5). Мыслитель указы­вал, что Новой России предстоит выработать новую систему национального воспитания и именно «от верного разрешения этой задачи будет зависеть её будущий исторический путь» (Ильин, 1993б, с. 179).

 

И.А. Ильин подчёркивает роль национальной культуры в воспитании ребёнка. Воспитание де­тей - это пробуждение их к национальному ду­ховному опыту. Всему вызывающему в ребёнке восхищение, преклонение, нравственные (вели­кодушие, понятие о чести и проч.) и эстетические чувства, любознательность, жажду подвига и т.п. желательно быть национальным. Детям полезно почуять в себе «кровь и дух своих русских пред­ков и принять любовью и волей всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких на­строений, русские дети, где бы они ни находи­лись, развернутся в настоящих и верных русских людей» (Ильин, 1996, с. 202).

 

Люди, как утверждает И.А. Ильин, связаны в единую нацию и создают единую Родину в силу подобия их духовного уклада, который выраба­тывается исторически из «эмпирической данно­сти»: внутренней (раса, темперамент, душевные способности и т.д.) и внешней (природа, соседи и т.д.). Внутренняя и внешняя «эмпирическая данность», полученная народом от Бога и исто­рически сформированная, должна быть «прора­ботана» духом.

 

Это одухотворение у каждого народа совер­шается своеобразно, но в результате возникает единый национально-духовный акт. В каждом народе по-своему вступают в брак, рождают, бо­леют, умирают, трудятся, отдыхают, рассуждают и доказывают; по-своему строят дома и храмы; по-своему молятся и т.д. У каждого народа свои чувство права и справедливости, дисциплина, представление о нравственном идеале, поли­тическая мечта, «государственный инстинкт» (там же, с. 190).

 

Осмысляя сущность национального единения людей, И.А. Ильин приходит к выводу, что са­мое глубокое единение людей возникает из их духовной однородности, из сходного душевно-духовного уклада, из сходной любви к единому и общему, из «единой судьбы, связующей людей в жизни и смерти», из одинакового созерцания, из единого языка, из «однородной веры и из совместной молитвы» (Ильин, 2004, с. 55). На­циональное чувство создаёт единение людей в духе и любви и прикрепляет сердца к высшему на земле - к Дарам Духа, даваемым каждому на­роду и по-своему претворяемым им в истории, в культурном творчестве.

 

Национальный характер народа определяет­ся его творческой обращённостью к сфере бо­жественного. Этим каждый народ утверждает своё бытие. «Всей своей историей, всей культу­рой, всем трудом и пением своим каждый народ служит Богу, как умеет; и те народы, которые служат Ему творчески и вдохновенно, становятся великими и духовно ведущими народами в исто­рии» (Ильин, 1993а, с. 363). И каждый народ осу­ществляет этот процесс по-своему, имеет свой священный путь. «Путьособенный национальный <...> путь не мнимый, а истинный, приводящий, открывающий и дарующий, и постольку для всех народов и времён - призывный, и научительный, и строящий. Он обретается и прокладывается из поколения в поколение ценою вековых исканий, ценою падений и неудач, ценою с виду неосмыс­ленных страданий» (Ильин, 1999, с. 244).

 

Этот путь созидают те, кто в верности Боже­ственному, утверждая свой личный характер, осуществляет «духовный ритм своего народа», указывает ему верный путь. Утратить этот путь -значит погубить свою духовность и погибнуть. Пребывая же в этом ритме, народ духовно растёт и процветает, «не влачится за колесницей исто­рии, а правит ею». Эти мысли особенно актуаль­ны сегодня в России, гражданам которой пред­лагают согласиться с её переписанной, а потому ложной историей.

 

И.А. Ильин подчёркивает, что каждая нация вычерчивает свой особый идеал человеческого облика. Этот идеал открывается каждому на­роду не через отречение от национальных черт, а через их принятие и целостное одухотворе­ние. Идеал - не отвлечённая схема, «которая уходит в пустоту и возносится только потому, что пренебрегла живым содержанием». Такой уход осуществляется фантазией и создаёт мёрт­вую абстракцию. Только слабый дух мечтает об «общечеловеческом» идеале, минуя «нацио­нальный ритм». И.А. Ильин подчёркивает, что каждая нация вычерчивает свой особый идеал человеческого облика. Этот идеал открывается каждому народу не через отречение от нацио­нальных черт, а через их принятие и целостное одухотворение. Идеал - не отвлечённая схема, «которая уходит в пустоту и возносится только потому, что пренебрегла живым содержанием». Такой уход осуществляется фантазией и создаёт мёртвую абстракцию. Только слабый дух мечтает об «общечеловеческом» идеале, минуя «нацио­нальный ритм».

 

Для истинного патриотизма характерна не простая приверженность к внешней обстановке и к формальным признакам быта своего народа, но любовь к его духу. Истинный патриот исходит из признания объективного достоинства, присущего его Родине. Патриотизм рассматривается И.А. Ильиным как любовь к Родине, которая явля­ется духовной реальностью, воспринимаемой ду­ховным опытом. Любить Родину - значит любить в ней то, что действительно заслуживает любви.

 

В этой связи особо значима идея И.А. Ильина о том, что для обретения «чувства Родины» челове­ку нужно обрести личную духовность. Именно это поможет избежать попадания в ловушку нацио­нального шовинизма. Чувство Родины, нравствен­ный патриотизм - это глубокая уверенность в том, что «мой народ тоже получил дары Духа Святого», принял их, творчески претворил. Народ должен от­стаивать свою жизнь как драгоценную духовную «самосиянность». Патриот принимает многовеко­вое творчество своего народа как отправной пункт своего собственного творчества.

 

И.А. Ильин особо подчёркивает значимость инстинкта национального самосохранения, который должен бодрствовать в народе, а не дремать. Этот социальный инстинкт помогает преодолевать кризисы в обществе. В инстин­кте национального самосохранения философ подчёркивает роль духовного начала. Однако многие недооценивают всю важность вопросов национальной безопасности страны, будучи уба­юканными разговорами о создании различных систем коллективной безопасности в мире (Гра­чёва, 2010, 2011).

 

Философ Ильин и патриотизм

 

Вслед за И.А. Ильиным отметим, что при­родные, исторические, кровные и бытовые связи должны приобрести духовное значение, кото­рое сделает их достойным предметом патри­отической любви. Тогда они наполняются для человека внутренним священным значением. Люди воспринимают через них «как бы тело или жилище, или колыбель, или орудие и средство, или материал для духа», но не только для свое­го, а «для духа своих предков и своего народа» (Ильин, 1996, с. 178). Когда человек так воспри­нимает духовную жизнь и духовное достояние своего народа, он обретает Родину и становится истинным патриотом. Такая личность совершает акт духовного самоопределения, которым она отождествляет «в целостном и творческом состо­янии души» свою судьбу с духовной судьбой сво­его народа. Для того чтобы любить Отечество, его необходимо найти и «реально испытать». И.А. Ильин отмечает, что это испытание даётся большинству людей без поисков, в результате естественно и незаметно слагающейся привычки к окружающим условиям жизни. Поэтому духов­ная сущность патриотизма остаётся очень часто неосознанной: любовь к Родине существует в душах в виде «неразумной, предметно неопре­делённой склонности». Человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства - и не обрести своей Родины; его душа будет «патрио­тически пустынна и мертва», и эта неудача приве­дёт его к своеобразному «духовному сиротству», к творческой беспочвенности и бесплодности. «В современном мире есть множество таких не­счастных безродных людей, которые не могут любить свою Родину потому, что инстинкт их живёт лично-эгоистическим или эгоистически-классовым интересом, а духовного органа они лишены» (там же, с. 175).

 

Обретение Родины есть акт духовного само­определения, указывающий человеку его соб­ственную творческую почву и обусловливающий поэтому духовную плодотворность его жизни. «Слияние патриота с Родиной ведёт к чудесно­му и плодотворному отождествлению их духов­ных энергий. В этом отождествлении духовная жизнь народа укрепляется всеми силами патри­ота, а патриот получает неиссякаемый источник творческой энергии во всенародном духовном подъёме; и это взаимное питание, удесятеряя силы, даёт человеку непоколебимую веру в его Родину» (Ильин, 1994, с. 332).

 

По убеждению И.А. Ильина, «национально-русский» духовный акт сложился под влиянием четырёх великих факторов: природы, славянской души, православной веры и исторического раз­вития. Ведущим формирующим фактором наци­ональной культуры является религиозно-духов­ный фактор - православие. Эту веру И.А. Ильин считает главной и определяющей «на судьбонос­ных путях» русского народа, так как она духовно руководила народом в течение столетий, закла­дывая основания его культуры в прошлом и для будущего. Исследователи творчества И.А. Ильи­на отмечают, что его заслугой является не толь­ко рассмотрение русской культуры как целостно­сти в контексте христианства (причём сделал он это одним из первых), но и смелое осмысление православной природы национального русского самосознания. Постижение русской культуры как культуры православной И.А. Ильин считал прин­ципиальным условием адекватного понимания особенностей развития России, её проблем в истории. Знать Россию - значит идентифициро­вать православную культуру, постигать драго­ценное своеобразие православия, понимая его мировой смысл и его творческое значение для всей русской культуры. Незнание православной культуры России было, по мнению мыслителя, причиной бед Отечества и главной его траге­дии -революции.

 

По мысли И.А. Ильина, средний европеец сты­дится искренности, совести и доброты как «глупо­сти»; русский, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности. Философ от­мечает, что европейское самосознание формально, чёрство и уравнительно; русское - бесформенно, добродушно и справедливо. «Европеец, воспитан­ный Римом, презирает про себя другие народы и желает властвовать над ними; за то требует внутри государства формальной «свободы» и формальной «демократии». Русский человек всегда наслажда­ется естественною свободою своего пространства, вольностью безгосударственного быта и расселения и нестесненностью своей внутренней индиви­дуализации; он всегда удивлялся другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей; он ценил свобо­ду духа выше формальной правовой свободы, -и если бы другие народы его не тревожили, не мешали ему жить, то он не брался бы за оружие и не добивался бы власти над ними» (Ильин, 19936, с. 64).

 

И.А. Ильин указывает, что духовное сокрови­ще Родины живёт в душе человека. Тому, кто не чувствует этого, надо обратиться к своему соб­ственному духу, чтобы узнать «духовное лоно своего народа». Этот процесс И.А. Ильин назы­вает актом патриотического самопознания. «Тогда он, подобно сказочному герою, припав­шему к земле ухом, услышит свою Родину; он ус­лышит, как она в его собственной душе вздыхает и стонет, поёт, плачет и ликует; как она опре­деляет и направляет, и оплодотворяет его соб­ственную личную жизнь. Он вдруг постигнет, что его личная жизнь и жизнь его Родины суть в по­следней глубине нечто единое и что он не может не принять судьбу своей Родины, ибо она также неотрывна от него, как он от неё и в инстинкте, и в духе» (Ильин, 1996, с. 185).

 

И.А. Ильин обращает внимание на основ­ные направления национально-патриотиче­ского воспитания. Язык «таинственным обра­зом» вмещает в себя прошлое народа, его ду­ховный уклад и «творческие замыслы». Важно, чтобы пробуждение самосознания ребёнка (обычно на 3-4-м году жизни) совершалось на его родном языке. При этом особо значим не тот язык, на котором говорят при нём дру­гие, но тот, на котором обращаются к ребёнку, побуждая выражать на нём его собственные внутренние состояния. Не следует учить детей чужим языкам до тех пор, пока они не загово­рят на родном. Ребёнку полезно слышать на­циональную песню ещё в колыбели и с первых лет жизни приобщаться к самобытной молит­ве - ибо каждый народ обращается к Богу по-своему, даже в пределах единого исповеда­ния. Общеизвестно, что сказка будит мечту и воображение ребёнка, даёт ему первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы. Преклонение пе­ред национальными святыми и героями воз­вышает душу, даёт ей смирение, чувство ранга, указывает верный жизненный путь. Как только ребёнок начнёт говорить и читать, классиче­ские национальные поэты должны дать ему первую радость стиха. Необходимо открывать ребёнку доступ ко всем видам национально­го искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от танца до театра, от музыки до скульптуры. Ребёнка необходимо знакомить с историей своего народа. При этом его нацио­нальное самочувствие должно быть огражде­но и от националистического самомнения, и от «всеосмеивающего» самоунижения. От ребён­ка нельзя скрывать слабых сторон националь­ного характера, но в то же время ему следует знать все источники национальной силы и сла­вы. Необходимо пробудить в нём уверенность, что история русского народа - живая сокро­вищница, источник живого научения, мудрости и силы. Ребёнок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой лич­ный успех, его сердце должно сжиматься от её неудачи, её вожди должны быть её героями, её знамёна - его святынею. Ребёнок должен осоз­нать пространственный простор территории своей страны - национально-государствен­ное наследие России, почувствовать, что оно сохранено от посягательства врагов кровью и трудом, волею и духом. Ребёнок, по мысли Ильина, должен осмыслить Родину как «бес­конечное и едва початое трудовое поприще».


 

Итак, мы видим вклад идей И.А. Ильина в раскрытие духовных оснований патриотизма. Патриотизм действительно может быть рассмо­трен как неотъемлемое качество духовно-нрав­ственной жизни. Соответственно, возникает во­прос о вкладе идей И.А. Ильина в дело патрио­тического воспитания человека. Задачи такого воспитания видятся им сфокусированными на приобщении ребёнка к национальному духов­ному опыту. На его основе философу удалось осмыслить чувство любви к Родине, которое от­личало русский народ и которое было настолько глубоко, искренне и сильно, что делало русского солдата бесстрашным воином, спокойно жизнь свою готовым положить в бою.

 

Говоря о патриотизме, И.А. Ильин не мог обойти проблему преодоления кризисов в обществе. Он считал, что обновления россий­ского общества можно добиться только путём единения русского народа на основе нацио­нальной идеи. Корень национальной идеи - в духовном единстве России. Это доказано ве­ликой культурой, которая создавалась в тече­ние тысячелетия на единой, расширяющейся территории, в общей равнинной природе, в едином сурово-континентальном климате, под единой государственной властью и системой управления, при едином государственном язы­ке, в единой судьбе, связанной с международ­ными войнами и социально-классовым, хозяй­ственно-торговым сотрудничеством. Всё это выработало у народов России сходство душев­ного уклада, подобие характеров, близость в обычаях. Особую роль в этом процессе, по мне­нию философа, играл русско-национальный ду­ховный ант. И.А. Ильин отмечает, что не вся­кому народу удаётся обрести самостоятельный духовный акт и создать самобытную духовную культуру. Народы, которым это удалось, явля­ются «духовно ведущими народами». Задача ведущего народа состоит в том, чтобы дать возможность другим народам приобщиться к своей духовной культуре и получить «творче­ское оплодотворение и оживление».

 

И.А. Ильин подчёркивал важность для че­ловека принятия духовного наследия своей Ро­дины. Родина - не место на земле, где человек «произошёл на свет» или где он «привык жить», но то место, где он родился духом и откуда он ис­ходит в своём жизненном творчестве. «И если я считаю моей Родиной Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верую в духовные силы русского народа и принимаю его истори­ческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух - мой дух; его судьба - моя судьба; его страдание - моё горе; его расцвет- моя радость» (Ильин, 1999, с. 363).

 

Творческая сила и духовная сопротивляе­мость современных людей подорвана беспоч­венностью каждого отдельного человека. А по­тому начинать духовное оздоровление общества необходимо с изменения каждым самого себя. Надо победить в себе дух национального без­различия и малодушия, надо любить Россию и верить в творческие силы русского народа. Не­обходимо крепить, растить и углублять русский национальный духовный характер в самих себе и в других. Каждый русский человек должен за­дать себе вопросы: «Чему я служу - всенародно­му спасению или своему личному успеху? Я служу Богу или «тешу мелкого беса»? Иду за совестью или за мелким расчётом?»

 

И.А. Ильин пророчески предвидел вероятные состояния «посткоммунистического завтра»: стра­на может вскипеть жаждой мести, крови и нового имущественного передела. В этом кипении встанут десятки авантюристов, из которых три четверти бу­дут «работать» на чьи-нибудь иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и пред­метной национальной идеи. И.А. Ильин был уве­рен, что без цели и без идеи Россию невозможно спасти от саморазрушения. Эта идея должна быть государственной, но не ограничивающейся про­стым указанием на «голую форму» правления (на­пример на «монархию» или «республику»). Эта идея должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической, государственно-религиозной. Она должна исходить из «самой ткани» русской души и русской истории. Это идея - воспитания, и прежде всего самовоспитания, в русском на­роде национального духовного характера. Все выстраданные национальные унижения долж­ны пробудить в народе инстинкт национального самосохранения, вызвать чувство беззаветной любви к Родине, чувство собственного нацио­нального достоинства, «голод по самобытности и самоутверждению». Национальное воспитание должно быть осуществлено, проведено самим русским народом, его верной и сильной нацио­нальной интеллигенцией: священником и монахом, учителем, профессором, офицером, судьёю, чиновником, художником и литератором. Беда страны состояла в том, что русская интеллигенция до революции не имела верной национальной идеи.

 

России в будущем, указывал И.А. Ильин, ну­жен отбор людей по духовным и волевым каче­ствам. В старину русские характеры закалялись не только от суровой природы и в жизненно-исторических испытаниях, но взращивались Церковью, выковывались в монастырях и в ар­мии. В настоящее время к этим очагам русской национально-духовной силы должна присоеди­ниться вся система народного образования, а также все патриотические организации религи­озного и светского характера.

 

Россия нуждается больше всего в самостоя­тельном национальном творчестве: в углублён­ном, свободном, непредвзятом созерцании, в созидании, исходящем из любви к Родине. Ни один народ в мире не имел и не имеет ни такой территории, ни такого национального состава, ни такой истории, как Россия. Механическое заимствование у других народов никогда не принесёт добра России. Формы националь­ной идеологии и национального возрождения должны быть рождены собственной проблема­тикой народа: его характером, историческими и культурными задачами. И.А. Ильин утверж­дает, что Россия не должна «гоняться» за чу­жими отвлечёнными формами жизни: нет и не может быть единой государственной фор­мы, которая оказалась бы наилучшей для всех времён и народов. То, что хорошо в одной стра­не, у одного народа, в одну эпоху, при таком-то климате, темпераменте, хозяйстве, может оказаться разрушительным в других условиях. Русский человек должен перестать поклонять­ся «чужим идолам», он должен вернуться к корням своей национальной культуры, «выго­ворить» национальную идею. Мечта о социаль­но-политической «панацее», «всеисцеляющем средстве», всегда была наивна и беспочвенна. Весь опыт человечества не в состоянии дать «готовый рецепт». Идея, на основе которой бу­дет возрождаться Россия, должна быть только национальной и выражать русское историче­ское своеобразие и призвание. России полез­ны только те политические и хозяйственные формы, которые верно учитывают наличный уровень национального характера и которые способны воспитывать, укреплять и одухотво­рять в людях национальный характер. «Запад­ная Европа и Америка, не знающие России, не имеют ни малейших оснований навязывать нам какие бы то ни было политические формы — ни демократические, ни фашистские <...>. Россия не спасётся никакими видами западничества, ни старыми, ни новыми. Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с запада <...> будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не исторический интерес, не благо русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации» (Ильин, 19936, с. 72-73). «Страдания и унижения русского на­рода должны умудрить и очистить его, открыть ему новые земные горизонты и новые небесные высоты, пробудить его сердце и укрепить его волю. Весь наш душевный уклад должен быть обновлён: в этой трагедии должен завязаться и окрепнуть новый русский национальный ха­рактер, укоренённый во Христе, сердечный и волевой, достойный и прямой, без изворотли­во-лживой хитрости и с живым чувством ду­ховного ранга» (там же, с. 199).

 

И.А. Ильин предупреждал, что России не­обходима внепартийная, сверхклассовая, наци­ональная, «религиозно-вдохновенная» власть. Только она сумеет остановить новую граждан­скую войну, подавить «партийную резню» и на­ционалистические погромы. Без этого стране предстоит эпоха длительного распада и хаоса, с вечными восстаниями авантюристов, субсидиру­емых из-за границы, и с новыми попытками ги­бельных расчленений извне и изнутри.

 

Часть предвидений великого мыслителя мы уже, к сожалению, видим «претворёнными в жизнь». Но будем надеяться, что этого не про­изойдёт, так как н аследие И.А. Ильина полно оптимистических идей и веры в человека на пу­тях его становления «духовной личностью».

 

Андрей Гостев, доктор психологических наук, профессор (Институт психологии РАН, Москва)

 

Литература

 

Борисова Н.В. Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина: Дисс.... канд. психол. наук. - М., 2009. Гостев АЛ. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1993. Гостев АЛ. Психология вторичного образа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

 

Гостев АЛ. Психология и метафизика образной сферы чело­века. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. Грачёва Т. Когда власть не от Бога. - Рязань: Зёрна, 2010. Грачёва Т. Память русской души. - Рязань: Зёрна, 2011. Ильин ИЛ. Наши задачи: Статьи 19А8-195А гг. // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 2. Кн. I. - М.: Русская книга, 1993а. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 19А8-195А гг. // Ильин И.А. Собр. соч. Т. 2. Кн. II. - М.: Русская книга, 19936. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь: Книга раздумий // Ильин И.А. Собр. соч.в Ютомах.Т. 3.-М., 199А. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 томах. Т. 1. - М., 1996.

 

Ильин И.А. Духовный смысл войны // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 томах. Т. 9-10.-М., 1999.

 

Ильин И.А. Основы христианской культуры. - СПб.: Изд-во «Шпиль», 200А.

 

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методоло­гии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические про­блемы патриотизма и особенности его воспитания в совре­менном российском обществе // Психологический журнал. -2005. - № А.

 

Панарин АС. Искушение глобализмом. - М.: Русский нацио­нальный фонд, 2000.

 

Пивоваров В.А. Концепция православной культуры в работах И.А. Ильина: Дис.... канд. богословия. - М., 2007. Шихирев П.Н.  Современная социальная психология. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000.

 


 

 

1 Об идеологии Нового мирового порядка см.: Кара-Мурза, 2000; Панарин, 2000, Гостев, 2008, Грачёва, 2010, 2011.

 

2 Здесь укажем на святоотеческое знание о закономерностях духовно-нравственного прельщения (искажение отражения
духовных смыслов), которое может быть перенесено на уровень социального восприятия (Гостев, 2007, 2008). При изучении
психологии патриотизма в этой связи следует рассматривать восприятие людьми возрастающей апостасииности мира - от­
хода человечества от духовных законов жизни.

 


Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Переправа №1-2013, Гостев, Ильин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Философ Ильин и патриотизм"
Athirah

7 июля 2015 20:42

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
An inenlligtet point of view, well expressed! Thanks!
Имя:*
E-Mail:*