переправа



Исповедь духовно беспризорного



Опубликовано: 2-09-2007, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Исповедь духовно беспризорного

 

Сегодня на страницах журнала «Шестое чувство» мы начинаем большой, «многосерийный» разговор о духовной беспризорности. Нас будет интересовать все в этом явлении, ставшем «приметой века сего»: его происхождение, исторические черты и разновидности, особенности распространения и методы излечения. Мы убеждены – и постараемся в этом убедить нашего просвещенного и, может быть, отчасти недоверчивого читателя, – что речь идет о чрезвычайно опасной духовной эпидемии, порождающей все проблемы и недуги так называемого цивилизованного мира.


Редакция будет признательна, если и читатели «Шестого чувства» примут участие в обсуждении нашей темы. Все вопросы, замечания и реплики просим присылать на сайт www.pereprava.org.


О, соплеменники и единоНеверцы!


О, великое сообщество духовно беспризорных! Тайный орден падших и заблудших – тайный настолько, что миллионы его членов, соединенных крепчайшими незримыми родовыми узами и признаками (о чем чуть позже), стойко несущих свои беспризорные повинности, даже не подозревают о его существовании и своем верном и многолетнем служении ему.


Несть числа подданным этого ордена, и не знает он границ – ни языковых, ни территориальных, ни сословных. Ибо источник его могущества – не во внешнем лукаво-переменчивом мире, а в тайном родстве помраченных сердец и охладевших душ. Поистине, «всяк человек – зло».


Слышу возмущенное: «А сам-то ты кто?!» Конечно, я такой же духовно беспризорный, сокращенно ДБ (не дебил, заметьте, а всего лишь ДБ). «Боже праведный! – незримый мой оппонент в ужасе возносит руки. – Еще один псих на нашу голову!»


С психикой, слава Богу, у меня пока вроде все в порядке: уже одна способность распознать в себе духовную беспризорность – а это разновидность помешательства – убедит в этом любого профильного врача. Ведь сумасшедший ни за что не признает себя таковым.


 *   *   *


Что же, пора представиться: зовут меня А.И. Пятьдесят лет от роду, россиянин, два высших образования, отец троих детей, средней руки бизнесмен без вредных привычек (не состоял, не привлекался и проч.). Признаю и осознаю свою духовную беспризорность. Не желаю ее дальше в себе терпеть.


Состояние мое нынешнее примечательно тем, что, с одной стороны, я вроде бы уже не тот стопроцентный духовный беспризорный (ДБ), каким был пару лет назад, а с другой – не настолько еще оторвался от своего «племени», чтобы забыть его законы и нравы, «запах его костров». Вообще-то в этих воспоминаниях ничего особенно приятного нет. ДБ – это все-таки болезнь, пусть и духовная, она цепко держит и бесконечно терзает свою жертву; нормальный же человек старается не вспоминать о страданиях и врачах. Но мой случай особый. Я ценю и стараюсь, насколько возможно, сохранять остроту воспоминаний о своей – шутка ли сказать? – полувековой неосознанной беспризорности. Эти чувства помогают мне, следуя велению совести и исследовательскому азарту (сказывается академическое прошлое!), шаг за шагом на своем собственном примере, а также на опыте других, гораздо более достойных доверия людей изучать удивительный феномен духовной беспризорности.


Вы спросите, зачем? Можно было бы пуститься в пространные и вполне обоснованные рассуждения о пользе людям, общественному благу, государству, наконец. Тем не менее держава наша без надлежащей духовно-нравственной основы – что дом на песке. Но фокус в том, что понимание угрозы ДБ почти недоступно самим носителям этого духовного вируса: попытайтесь-ка словами объяснить слепому, что такое свет. Посему, разбираясь в мотивациях, начнем с малого, с рационального постижения сути самого явления.


Итак, какова цель изучения духовной беспризорности?


Первое и главное: чтобы самому максимально избавиться от этой напасти. Если же мой индивидуальный опыт окажется полезным кому-то еще, слава Богу. ДБ – это болезнь души, брошенной на произвол, оставленной без надлежащего ухода и защиты. Поэтому лечить ДБ с помощью медикаментов невозможно, сколько бы ни трудились врачи – сами частенько носители этого вируса. Опыт свидетельствует о том, что другие проявления ДБ – наркомания, алкоголизм, депрессия и т.п. – почти не поддаются внешнему воздействию. Подлинное избавление от ДБ достигается только усилием осознанной воли, в результате искреннего и покаянного обращения за помощью к Богу. То есть духовная беспризорность как патология злостного неверия лечится только от корня (гордыни и невежества) и исключительно верой.


Процесс этот, заметим, небыстрый и нелегкий. Помните, что гласит один из постулатов восточной медицины? Сколько времени болезнь накапливается в организме, столько займет и ее лечение. Это правило, похоже, действует и в отношении болезней души. Конечно, бывает и по-разному. Мир незримый, с которым сопряжена наша драгоценная ноша – душа – загадочен и непостижим, здесь возможны всякие чудеса. Часто Господь выводит своего «блудного сына» из тупика, в который тот сам себя загнал, с помощью «шоковой терапии», посылая ему соответствующее вразумление или наказание (не кару еще, а сердечный наказ). Это великое благо. Оно свидетельствует о том, что человек для чего-то нужен Богу. И хотя посылаемые свыше жизненные встряски порой кажутся невыносимыми, клин клином вышибают – благодать пробуждения и вызволения из сетей ДБ, осознаваемая уже после выхода из кризиса (если вообще удается его пережить – всяко бывает!), оправдывает любые труды и муки. Впрочем, само по себе даже радикальное преображение не отменяет необходимости последующих духовных усилий по вытравливанию из себя остатков и преодолению рецидивов болезни, которая всячески норовит зацепиться и взять реванш. На это может уйти вся оставшаяся жизнь.


Второе. Убежден, что в силу многих причин именно жители богоизбранной России, более всех других жителей нашей планеты, способны выполнить оба главных условия, позволяющих одолеть духовный вирус ДБ, – покаянное осознание своей духовной нищеты и прямое обращение к Богу за помощью, не дожидаясь от Него «шокового» вразумления. Русский человек, каким бы испытаниям ни подвергала его судьба, носит облик Господа в душе своей и инстинктивно ищет Его всю свою жизнь. Пороки и нигилизм, вроде бы надежно поселяясь в сознании русского, не могут полностью блокировать его природные таланты богоощущения. Неосознанное смятение, неудовлетворенность души и, как следствие, противоречивость и непоследовательность, ставящие в тупик рациональный западный ум, лежат в основе загадочности русского характера. Преподобный Силуан Афонский писал, что даже извечное наше пьянство есть отражение стихийного русского протеста против бездушия современной цивилизации.


Нужно громче говорить о феномене ДБ, обращать на него внимание людей, делиться опытом, взывать к их инстинкту самосохранения или природному любопытству (почему нет?), использовать любые рациональные доводы и основания, если иные, духовные каналы восприятия у человека временно перекрыты. Уже одно то, что носитель вируса ДБ переместит фокус своего внимания с внешнего мира (где он наивно и ошибочно ищет смысл жизни и объяснения всех своих бед) на мир внутренний, мир души, – уже одно это – сдвиг громадного поворотного значения в судьбе ДБ, первый шаг к его спасению.


 *   *   *


Выходит, я уже не простой, а частично сознающий себя, осознанный беспризорный? «И что с того? – продолжает раздраженно ворчать мой заочный оппонент – кстати, наверняка такой же духовно обездоленный, как и я сам, только еще не готовый в этом признаться. – К чему вся эта болтовня? Чего необычного в том, что беспризорник знает о бедственном своем положении? Это ведь так просто. Он оборван, болен, бездомен, а вокруг нормальные, сытые, красиво одетые люди. Все очевидно».


Действительно, в материальном, земном мире все вроде бы так и есть: вот беспризорник, а вот так называемый нормальный человек. Но мы-то говорим о другом, незримом мире и о качественно иной – духовной беспризорности, которая, подобно вирусу, скрытно поражает миллионы вполне успешных людей и часто обходит стороной несчастного бродягу.


На незримом плане все, к чему привык наш «замыленный» глаз, выглядит иначе. Реальность духовного мира, как учит Евангелие, ярче, правдивее и страшнее земной. И дело не только в тех существах, один вид которых губителен для неподготовленного наблюдателя. Из поднебесья и люди смотрятся по-другому: скрытое становится явным, духовная сущность индивида (внутренний человек) выступает из биокапсулы тела, становясь единственной и определяющей физиономией homo sapience. Говорят, глаза – зеркало души, чужая же душа – потемки. И вдруг, вообразите, эта неуловимая, неосязаемая, иррациональная душа выходит из потаенных глубин глаз, и внутренний, тщательно укрываемый от постороннего внимания человек предстает на всеобщее обозрение… таким, какой он есть на самом деле. Голень-кий, без обычного камуфляжа в виде должностей, связей, статуса и т.п. Ужас какой-то! В ракурсе духовного восприятия наша планета окажется заселенной преимущественно калеками, бомжами и безобразными зомби. Разве нет?


Трудно, очень трудно принять эту мысль, смириться с ней. Ведь бьет она по самому больному, по «нашему всему» – самолюбию и гордыне, «матери страстей человеческих». Между тем, именно невежество (незнание путей веры) и гипертрофированная самость (председательская железа) парализуют сознание и волю ДБ, мешая ему сделать первый самостоятельный шаг к исцелению. И ладно бы наш ДБ был счастлив и доволен. Нет, даже на вершине власти и успеха, в золоченых чертогах он страдает и томится от своей неосознанной духовной немощи и нищеты. Конечно, он ищет успокоения. Воспитанный в самообмане рассудок шепчет: «Да нет же, это не ты, это кто-то другой… какие бомжи и зомби? Ты не хуже многих, никого не убил, не ограбил… И потом, кто без греха? Разве не об этом говорил сам Христос, спасая блудницу от разъяренной толпы?». Ватное, полусонное сознание убаюкивает потревоженную мимолетным сомнением душу и погружает ее в привычную «матричную» дрему. «Разбор полетов» откладывается на завтра, на предстоящий отпуск, на потом. Единичный укол совести, как правило, не способен пробить панцирь каменной нечувствительности ДБ, да и сам беспризорный, без помощи извне, едва ли решится оставить свою теплую «норку» и общество себе подобных ради пугающего света и открытого ветрам простора.


«До чего вы докатились? – кипит от возмущения мой оппонент. – Если следовать этой логике, почти все люди на земле духовно беспризорные? Бред какой-то! Королевство кривых зеркал! А как же научно-технический прогресс и прорывы во всех областях знания и жизни? Человек – это звучит гордо!»


Замечу, что понятия прогресс и успехи, на мой взгляд, хорошо бы вмонтировать в контекст их последствий для конечного потребителя – человека. Но прежде вернемся к самому явлению духовной беспризорности.


*   *   *


«Хорошо, – признается мой оппонент, – предположим, есть такая болезнь – духовная беспризорность. Но как ее определить? И как диагностировать ее в себе?»


Писания православных Святых Отцов, глубочайших исследователей и знатоков природы человека, определяют духовную беспризорность как почти несознаваемое человеком состояние хронически усугубляющейся порчи его божественной природы, что выражается, прежде всего, в нарушении нормального баланса между физическим (телесным) и душевно-духовным началами. Поражая человека, как правило, в раннем детстве, болезнь со временем приводит к неоправданно завышенной или заниженной самооценке, потере им ценностных ориентиров и балансов, утрате связи с реальностью и, в конечном счете, моральному одиночеству. Духовная беспризорность, несомненно, лежит в основе всех известных психических и физических заболеваний, однако для выяснения механизмов этих взаимосвязей современной науке, в лице большинства ее представителей, самой еще предстоит освободиться от пут той же ДБ.


Почему духовная беспризорность так опасна? Дело в том, что она развивается в человеке постепенно и незаметно. Наркотик самости и гордыни (эгоцентризм) впрыскивается в сознание по мере взросления, процесс его «усвоения» сдабривается мечтами и завистью, поддерживается окружающим социумом – семьей, школой, улицей, работой и т.д., – на девяносто пять процентов состоящим из носителей активного вируса ДБ. Болезнь сковывает душу и индивидуальную волю, существенно нарушает и суживает чувственное восприятие, сознание деформируется, и вот уже новоиспеченный духовный инвалид капризно требует увеличения дозы зелья – еще больше страстей и развлечений – для поддержания «в тонусе» привычной ему ложной шкалы смыслов и картины мироздания. Чем не «матрица»?


Носитель ДБ, как правило, с пеной у рта отстаивает свое право на «постельный режим». Он яростно отвергает любые попытки дать ему противоядие или хотя бы помочь стряхнуть оцепенение, на миг усомниться в подлинности и правильности выдуманной им виртуальной картины мира.


По опыту знаю, что самостоятельное преодоление духовной беспризорности – дело почти невыполнимое. Это так же сложно, как одному, без посторонней, сердечной помощи выйти из тяжелой депрессии. Впрочем, если из депрессии врачи выводят с помощью медикаментов или того же голодания, то из затяжной духовной беспризорности на таблетках не выедешь. И это вполне объяснимо: иной уровень, глубина и «качество» духовного недуга.


Поражают масштабы бедствия. Духовная беспризорность, то есть жизнь по формуле «я-мне-мое», подобно раковой опухоли, поражает страны и континенты. Она, как я уже сказал, не знает языковых, сословных и национальных границ. Зло стремительно распространяется по планете на гребне бездушного, не ведающего моральных оснований и сдержек научно-технического прогресса. Мотивированный прибылью и насилием, контролируемый коммерсантами и милитаристами, он оказался в полном подчинении сил, посягающих – сознательно или по незнанию – на саму богоданную природу человека. Кто-то, возможно, поторопится повесить ярлык – «поповщина», «мракобесие», – но разве каждый отдельно взятый разумный человек (даже если он верит болтовне безответственных политиков и СМИ) не ощущает грозных раскатов приближающейся вселенской беды? Терроризм, экологические катаклизмы, бесчисленные и неуправляемые конфликты – что это, как не результаты безумия? Да и само безумие – индивидуальное или коллективное – не категория ли состояния души? Вы не хотите признавать Бога? Тогда признайте для начала собственную душу и боль ее и очень скоро вы почувствуете Его в себе.


Духовная беспризорность – категория рационального самолюбования и зависти, продукт гордыни – матери всех страстей. Виртуальный мир, в котором ветхий человек мнит себя царем и преобразователем природы (ничего, по сути, не зная о ее устройстве и законах), постоянно уплотняется: коммуникационные и медийные сети, формально связывая людей, на деле их разобщают, преображая живой голос и живые чувства в бесплотную, равнодушную цифру. Реклама, удобства и индустрия развлечений надежно упаковывают ДБ в кокон каменного «нечувствия» с подведенными к нему трубками потребительского изобилия. Жизнь, похожая на сон, легко разменивается на сон, похожий на жизнь. Вот и получаем мы все новые напасти – игромания, Интернетмания, шоумания и проч. и проч. Свято место, как известно, пусто не бывает. Вопрос только в том, кем и чем заполоняется легкомысленно оставленное нами поле души?


Я хорошо понимаю чувства «нормального» ДБ – сам такой. Лично знаком с десятками бизнесменов, которые компенсируют свою сверхактивность и сверхзанятость (на фоне реально высокого риска) обязательными, чуть ли не ежедневными «девочками», банями и дорогостоящими выкрутасами. Логика их проста, как булыжник: жизнь проходит, нужно все успеть, все испытать. Или так: я заработал деньги, как хочу, так их и трачу. Узнаете заклинание – «я-мне-мое»?


В гонке за развлечениями и новыми, все более острыми впечатлениями ДБ всерьез рискует окончательно потерять человеческий (божественный) облик и уподобиться запертой белке в колесе. Но белка – существо хоть и душевное, но не духовное. Человек же богоподобен от рождения, и даже в каменном коконе матерого эго душа остается живой (слава Создателю: он лишил нас возможности самоубийства души, хотя мы все делаем для того, чтобы уничтожить и ее тоже!). И она, душа, в своих глубинах никогда не сдается, какой бы груз злодеяний и неосознанности на нее не сваливался. Именно токи от страдающей души, ее внутренние призывы каждый ДБ угадывает в недрах своего сознания, в глухой протестной неудовлетворенности, пресыщенности, непреходящем страхе, унынии, томлении духа и сомнениях. Душа и через нее – Господь взывают к слабеющей воле ДБ в надежде на ее целительное пробуждение. Бог всех нас любит, даже духовно беспризорных, ибо пришел он спасать не праведников, а преступников. Каждого Он обогревает, и не Его вина, что в ослеплении своем мы забиваемся в темные щели забвения, запираем сознание в темнице гордыни и боимся показаться на свет во всем своем непотребстве.


Паранойя духовной беспризорности состоит в том, что человек сам отдает себя во власть тьмы, а потом в своих неудачах винит что угодно и кого угодно, даже Всевышнего, кроме себя любимого. Так живут, увы, миллионы, если не миллиарды, людей. Вниз катиться проще …


А может быть, еще не все потеряно? Может быть, воззвать к затухающему сознанию и через душу – к Богу, рассчитывая и на милосердный отклик с Его стороны? Ведь спасение – не за семью морями. Оно рядом. Оно внутри нас, как и Царство Небесное, которое «силой берется». Надо только очнуться от дурмана ДБ, взять себя в руки, постараться развернуть вектор сознания внутрь себя, в те глубины, где душа и совесть (Божья весть).


Еще потребуется сила. Но где ее взять, если живущий в нас духовный (внутренний) человек дрябл и немощен, почти недвижим? Какая может быть сила у пациента реанимации? Очевидно, эта сила не в рассудке. Бесполезно искать в его рациональной ограниченности эту мистическую, недоступную нашему разумению силу: ее там нет. Кто из нас не знает, что воздержание идет на пользу, но делает ли это знание нас воздержанными людьми?


«Сила, – обращается к нам из далекого 1813 года М.М. Сперанский, – самая благотворная и спасительная, нас окружает, теснится у всех наших чувств, толчется у нашего разума, просвещает всякого человека, грядущего в мир. Мы ей свои и свои ее не приемлют. Те, кои приемлют, получают тотчас, здесь на земле, в сей самой жизни, власть и право быть сынами Божьими».


Итак, вот какие первые выводы напрашиваются, если набрался мужества признать себя духовно беспризорным:


– духовная беспризорность – это болезнь и примета века сего; лишь очень малая часть людей свободна от этого недуга, большинство же в той или иной степени страдает и погибает от его усыпляюще-губительного действия, часто даже не понимая, что происходит;


– от духовной беспризорности нет иного спасения и иного лекарства, кроме беспощадно-честного признания в себе этого вируса и решимости одолеть ее с Божьей помощью;


– помимо осознания, нужны еще духовные усилия, труды, с помощью которых обретается сила, возрастает духовный иммунитет, а также появляются новые знания и навыки, недоступные в обычном состоянии духовной беспризорности.


Об этих насущных вещах мы и поговорим в следующий раз.


А.И.

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №5-2007
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Исповедь духовно беспризорного"
Имя:*
E-Mail:*