Первый набег на Юрьев монастырь был совершён на основе декрета от 1 января 1922 года - об изъятии ценностей закрытых монастырей, церквей и из фондов Главмузея. 22 января секретная комиссия под председательством Троцкого познакомилась с результатами проведённой операции и постановила: «...признать необходимым во всех губерниях образовать только одну авторитетную комиссию при исполкомах по фактическому учёту, фактическому изъятию и фактической отправке ценностей в Гохран независимо оттого, в каких государственных хранилищах (музеях, складах ЧК, губфинотделах, закрытых монастырях эти ценности хранятся» (10).
Все эти намерения аннулировал вышедший декрет об изъятии церковных ценностей. 22 февраля президиум Новгубисполкома получил из Москвы инструкцию местным комиссиям по изъятию церковных ценностей, по содержанию в два раза превышающую сам декрет. Инструкция предписывала в недельный срок истребовать описи имущества и ценностей всех церквей, переданных в пользование верующим, чтобы установить «очередной порядок производства работ». В первую очередь ценности следовало изымать из наиболее богатых храмов, монастырей, синагог и т.д. Поспешность намечаемой работы выдаёт примечание: «Комиссия приступает к работе в наиболее богатых храмах, не ожидая поступления всех описей по губернии» (11).
Государственному грабежу власть попыталась придать всенародную гласность как благому делу помощи голодающим и обязала губфинотделы и губкомиссии ежемесячно публиковать в газетах подробные перечни изъятых ценностей. Создавалась видимость чёткого контроля даже со стороны народных масс. Пока губернские чиновники изучали декрет и инструкцию, людей охватила тревога от предстоящей операции. Первыми поднялись на защиту своих святынь верующие Бронницкой, Никольской, Подберезской и Новоселицкой волостей. 26 февраля представители коллективов всех приходов названных волостей провели объединённое собрание. Первым вопросом собравшиеся приняли определение христианским святыням: «Церковь - есть мать каждого христианина... Всё, находящееся в ней, есть достояние прихода».
Второй вопрос ставился для определения действия в возникшей ситуации - как защитить церковные святыни?
«Ходят слухи, что вторично идёт проверка церковного имущества, о котором мы, верующие, не сомневаемся и твёрдо уверены в том, что у каждой церкви нет утраты вещей...
Нам памятен 1918 год, в котором мы тоже перенесли страшный голод. Но никогда даже не допускали мысли и считали святотатством изъять какую-либо вещь из церковного имущества и обменять на хлеб. Приобретение же машин и тракторов (согласно газете) одна отговорка».
Собрание выразило сомнение, что изъятые ранее церковные ценности Юрьева и Десятинного монастырей действительно пойдут на закупку хлеба, и постановило: командировать уполномоченных с наказом - всё должно быть возвращено верующим, «...чтобы спасти голодающих, то мы жертвуем и делимся последним куском хлеба с голодающими, но через своих представителей» (12).
3 марта на этом протоколе председатель гу-бисполкома В. Пакун оставил резолюцию: «Этот документ передать в Губархив как исторический материал для будущих историков, описывающих переходную эпоху во времена Великой Революции».
Они оба оказались правыми - и митрополит, и председатель губисполкома. Документы сохранились в архиве, ими действительно пользуются историки, на что оба и рассчитывали. Но оценка событий идёт уже по другой шкале ценностей, чем у председателя губисполкома.
3 марта состоялось заседание президиума губисполкома, которое решило образовать Комиссию по изъятию церковных ценностей (КИЦЦ) и утвердило её состав. Комиссия провела рабочее заседание и предписала во всех уездах создать подобные подкомиссии. Новгород и приходы в радиусе 15 километров относились к ведению губернской КИЦЦ.
Комиссия постановила изъятие ценностей в пределах Новгородской губернии закончить 10 апреля. Для непосредственных технических работ: оценка, взвешивание, упаковка и т.п. - была образована техническая подкомиссия. 15 марта в губернский финотдел поступила первая партия церковных ценностей, полученная без особых сложностей. Это были ценности рижских церквей, эвакуированные в Новгород в 1916 году, во время Первой мировой войны. В семи ящиках находилось 57 пудов 28 фунтов 48 золотников различных предметов из серебра. Вес золотых вещиц - 72 золотника, 34 бриллианта, 4 аметиста, 1 рубин (13).
Едва закончился организационный момент, как стали очевидны многие непредвиденные и непродуманные сложности. Одним из главных и чаще всего поступающих запросов был вопрос о конкретном изъятии - что можно изымать, а что оставлять в храмах. Поток запросов заставил губернскую КИЦЦ разработать инструкцию для волостных исполкомов, которая более доступным стилем излагала положения столичного циркуляра:
«...предметы, деланные из золота и драгоценного камня, надлежат безусловному изъятию, ни в коем случае оставлены быть не могут.
В отношении серебряных вещей допускаются следующие исключения:
- могут быть оставлены верующим комплекты священных сосудов и дарохранительницы, необходимые для совершения таинств, по количеству престолов церкви и при невозможности их немедленной замены теми же предметами из малоценных металлов- впредь до их замены...» (14). Пока губернская комиссия улаживала организационные вопросы, губернская газета «Звезда» приступила к одобрению и пропаганде решения правительства об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Начала она в пятницу 20 марта подборкой материалов под общим заголовком «Церковь и голод в Поволжье». В статье «Спасите гибнущих братьев!» редакция рассказывает о бедствиях в зоне голода и делает вывод: «Остаётся лишь один выход и одно спасение для голодающих - отдать для закупки хлеба церковное богатство» (15). Авторы газетных материалов изощрялись в заголовках: «Кащей на сундуке!», «К позорному столбу!», «Современные Пилаты».
В хоре обвинения и угроз неожиданно прозвучало письмо читательницы, зубного врача А. Покровской: «Прочитав статью «Выход из тупика», не могу не выразить удивления, почему все вопросы задаются служителям культа, которые являются в жизни церкви действительно таковыми, не имея права распорядиться ни одной вещью без согласия верующего народа - иначе коллектива. Я как член одного из коллективов предложила бы задать подобные вопросы всем коллективам... Тут должен быть ответ всех верующих, а не отдельных лиц и тем более - служащих культа» (16).
А что же новгородское духовенство во главе с митрополитом Арсением? К этому времени у митрополита уже не было никакой связи с Центром. Вся его переписка контролировалась. Воззвание Патриарха дошло до владыки в личном письме от неизвестного корреспондента. Митрополит попытался организовать в епархии церковный комитет помощи голодающим, подготовил воззвание к верующим, но его инициатива не только не получила поддержки у властей, но была и остановлена: комитет запретили, воззвание не пропустили в печать. И только в конце марта «Звезда» всё же опубликовала обращение владыки:
«Ныне по лежащему на мне долгу архипастыря всей Новгородской Церкви обращаюсь к тебе, Богом дарованная паства, с мольбою об этой помощи во имя Христа, именем которого мы имеем счастье называться... Пожертвования могут быть деньгами, вещами и продовольствием. Кроме того, в последнее время ввиду всё более усиливающегося голода Святейший Патриарх благословил духовенство и приходские советы, с согласия общин верующих, на попечении которых находится храмовое имущество, приносить в жертву голодающим и драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления...»
Рядом с обращением опубликован комментарий заведующего губполитпросветом П. Пожарского, в котором язвительно замечено: «Нам остаётся только пожелать, чтобы митрополит в самом непродолжительном времени точнее и конкретнее определил - какие именно предметы он подразумевает под словом имеющие или не имеющие богослужебного употребления» (17).
Писалось это, конечно, для малосведущих граждан, чтобы заручиться их поддержкой в предстоящем грабеже. На самом же деле всё уже было определено и изложено в упоминавшейся инструкции и засекреченных предписаниях. Трудно сказать, насколько сам владыка верил, и верил ли вообще, в искренние намерения большевиков оказать помощь бедствующим людям, но он проявил гражданскую солидарность с сотнями новгородцев, которые сдавали в комитет Помгола свои ценности. Митрополит сам принёс в этот комитет личные драгоценности: золотой крест с 11 бриллиантами, золотой наперсный крест, золотую панагию с золотой цепью. В панагии имелись 73 жемчужины, 2 хризолита, 2 сапфира, 2 рубина, 1 изумруд. Всё это были награды за его архипастырское служение (18).
События первых недель после опубликования декрета об изъятии церковных ценностей до середины марта поддерживали в народе надежду на разумное решение задачи: представители коллективов верующих вместе с членами КИЦЦ сверяли описи имущества, намечали предметы к изъятию, назначали сроки. И почти все верили, что ценности пойдут на закупку хлеба, почти все верили, что особо чтимые святыни можно будет заменить личными драгоценностями, а то и сразу продуктами и зерном. На деле же оказалось, что всякая замена церковных ценностей, даже в равном эквиваленте, категорически запрещалась.
Документы губернской и уездных КИЦЦ свидетельствуют, что кампания проходила сумбурно, без чёткой линии действия и сроков. Как уже говорилось, первое заседание губернской комиссии 3 марта постановило «всю работу по изъятию ценностей закончить к 10 апреля». 31 марта губисполком получил телеграмму за подписью М. Калинина и В. Молотова, которая воспрещала какое-либо «мирное» изъятие и предписывала: «Первое изъятие ценностей начать по всей губернии одновременно, именно в понедельник 24 апреля и проводить самым настойчивым и решительным образом» (19). Несмотря на подписи на телеграмме, в её интонации и стиле чувствуется дух члена Политбюро Троцкого.
Трудно уловить логику в определении сроков кампании: одни назначают конечным число 10 апреля, другие началом всей кампании намечают 24 апреля, а третьи уже с 15 марта начинают опустошать храмы. Число 24 апреля значилось не рядовым в российском календаре - это был второй день Пасхи. А накануне, 23-го числа, собралась губернская КИЦЦ. Интересно отметить, что вёлся всего лишь третий протокол. Выходит, что за полтора месяца её члены собирались весьма редко.
С 24 апреля изъятие ценностей действительно пошло в «губернском масштабе». В тот же день поступило предписание из Москвы: немедленно выслать наличность и поступающие изъятые церковные ценности в Гохран» (20).
Первыми поступили на склад губфинотдела ценности городских храмов Новгорода. Драгоценности Софийского собора были сданы по 10 актам, составленным с 22 по 28 апреля. По акту № 3 сдавались серебряные раки со святынь, особо почитаемых многими поколениями новгородцев, - с гробниц с мощами святителя Никиты, князей Мстислава, Фёдора, княгини Анны. По акту № 5 проходил серебряный оклад с престола главного алтаря в разобранном виде. Весил он 5 пудов 7 фунтов 21 золотник. Это был дар Софийскому собору от императора Николая I, принесённый 20 ноября 1831 года. Изделия с драгоценными камнями сдавались по акту № Д. Трудно перечислить все сокровища, переписанные в 10 актах. Общий вес изъятых ценностей составил 27 пуд. 30 ф. 72 зол. - серебра, золота -7 ф. 75 зол. (21).
27 апреля поступил акт о приёмке ценностей, изъятых из Знаменского собора Новгорода. Самым ценным его сокровищем была золотая риза на чтимую икону Божией Матери «Знамение». Выполненная из червонного золота высокой пробы весом в 12 фунтов 90 золотников, она была украшена огромным количеством драгоценных камней - 2615. Сделанная в XIX веке, риза эта художественной ценности не имела, но материальной ценностью способна была перекрыть не только остальные ценности собора, но едва не всего города, - так писал участник изъятия музейный работник Н. Порфиридов (22).
Огромные состояния были вывезены из Юрьева монастыря, не считая «январского набега». Комиссия приступила к их изъятию 2Д апреля. Она сдала в губфинотдел 12 ящиков с ценностями старейшей новгородской обители. Семь из них содержали сокровища Георгиевского собора. В первом - 17 лампад, во втором - серебряная рака с мощей св. Феоктиста весом 8 пуд. 5 ф. 36 зол., в третьем - Д сребропозлащённых пластины с престола - Д пуд. 9 ф. 33 зол., риза сребропозлащённая - 3 пуда 14 ф. 38 зол., крест запрестольный. Общий вес ценностей составил ЗД пуда 12 фунтов 30 золотников серебра (23).
Ценности Десятинного монастыря из 90 наименований уместились в 5 ящиках. Общий вес серебряных изделий составил 11 пуд. 3 ф.13 зол. (24).
Но такими сокровищами владели самые известные, старейшие храмы и обители. Из 116 церквей и монастырей в 13 ценностей не было вообще.
Определённую сложность в бешеной работе по изъятию ценностей создавали высокохудожественные произведения XVIII - начала XIX веков, которые хранились во многих монастырях и храмах, не говоря уже об изделиях более раннего периода, уцелевших в наиболее древних обителях. Накапливаясь веками под сводами храмов, они составили национальное достояние, а наши монастыри стали первыми российскими музеями.
И вот теперь, лишая народ его достояния, правительство посчитало возможным кое-что оставить в ведении Главмузея и губернских музеев. Для экспертов, оценивавших предметы искусства, была разослана специальная инструкция, указывающая, что можно оставить как музейные ценности. Авторы её, предвидя возникновения разногласий между представителями КИЦЦ и губмузеев, рекомендовали «спорные» предметы отправлять на экспертизу в Москву. Именно по такой причине двухпудовый серебряный орёл-кувшин из Юрьева монастыря оказался в столице. Сейчас он экспонируется в Оружейной палате.
Музейные фонды в результате изъятий церковных ценностей пополнились множеством прекрасных изделий, в основном из серебра. Например, из Никольского собора в Губмузей поступили оклады с Евангелия XVII века, 3 лампады того же времени. Из церквей Новгородского уезда было сдано художественных изделий по весу 2 пуд. 25 ф. 93 зол., 217 предметов без указания веса (25).
Нам уже никогда не увидеть наши храмы в том великолепном убранстве, которое оформилось заботами многих поколений в течение столетий. Вот какое описание оставил корреспондент «Берлинер тагеблатт» Пауль Шеффер: «Ущерба не описать инвентарной описью. Всего сильней и глубже действует утрата общего живописного эффекта внутренностей этих соборов, их мягкой и вместе гнетущей и смущающей таинственности. Её уже нет. Бывало здесь из тьмы (лишь наверху, близ купола, несколько разряжённый свет) светили тысячи маленьких и больших свечей. Свет их играл на серебре, на золоте, богатых тканях, тёмных ликах святых, на тяжёлых формах паникадил, на тяжёлых роскошных ризах.
С XVIII века укоренился обычай оставлять на виду только лица, руки и ноги святых, скрывая всё остальное под золотом или серебром. Но эти матовые панцири на всех стенах, у всех колонн и алтарей, на которых играл свет восковых свечей, более всего наполняли храмы неведомо откуда притекавшей, торжественной, струящейся жизнью... Теперь все эти ризы сорваны. Даже с медных футляров, прикрывающих гробницы патриархов, сняты серебряные бляхи. Парчовые покровы свалены грудами или сложены в ящики. Все лампады, паникадила и серебряные светильники сданы для переплавки... Общее впечатление - ужасающей пустоты» (26).
Таковыми увидел автор храмы Московского Кремля. Несомненно, что и новгородские соборы - Софийский, Знаменский, Покровский - выглядели также. Помертвели ограбленные храмы, лики святых с печалью взирали на суетящихся людей, упаковывавших в ящики накопленные веками сокровища. Газета «Звезда» постоянно уведомляла читателей о поступавших ценностях:
- 2 мая. Всего в Старой Руссе изъято серебра 9 пуд. 36 ф. 67 зол....
- 20 мая. Из Боровичей. Изъято церковных ценностей по городу и уезду по 16 мая включительно и сдано финотделу серебряных вещей 22 пуда...
- 28 июня. ...отправлена в Гохран вторая партия церковных ценностей. Серебра 32Д пуда 7 ф. 35 зол.
Москва неусыпно следила за ходом изъятия, требуя обязательных отчётов за декаду, напоминала о сроках.
В какой же атмосфере происходил этот грабёж? Мирно? Безропотно?
Было всё - и ропот, и волнения, и даже пролитая кровь. Пролилась она один раз, и случилось это в самом начале изъятия ценностей, но отзвук трагедии не затихал до майских дней. Произошло это в Старой Руссе. Атмосферу накаляли слухи и сплетни, провокационные разговоры. Уже вечером 15 марта, после окончания службы, в ограде Спасо-Преображенского монастыря колыхалась людская масса. В толпе сновали провокаторы, которые называли время начала изъятия-то в 11 утра, то в три пополудни.
Мало, наверное, в жизни таких страшных явлений, как разъярённая, неосведомлённая толпа, готовая от малой искры взорваться диким насилием. Сперва собравшиеся решили избить коменданта Старой Руссы, который по долгу службы оказался в толпе. За него отважилась вступиться гражданка Екатерина Купцова. Гнев масс обрушился на беззащитную женщину. С трудом удалось вынести её в беспамятстве и укрыть в покоях епископа Димитрия, который проживал в монастыре на покое.
Но волнения на этом не закончились. Уже с утра 16 марта город превратился в бурлящий котёл. Народ ринулся защищать свои святыни и их ценности. Репортёр губернской газеты неоднократно подчёркивал фанатизм и провоцирующую роль священнослужителей, которые якобы подбивали верующих на сопротивление. Но ведь неверующих людей нельзя заразить фанатизмом, а верующие и сами станут защищать свои святыни, чтобы никто не смел посягнуть на них.
Староруссцы собрались возле своего кафедрального собора. В воздухе ощущалась атмосфера перед взрывом - нужен был только повод. И он вдруг нашёлся - такой неожиданный, непредвиденный. В этот день, 16 марта, в Старую Руссу приехали за поросятами крестьяне из соседней Псковской губернии Иван Изотов, Фёдор Лихачёв и Иван Козлов. Приезжих поразили гудящая толпа, всевозможные слухи об изъятии ценностей. И они, не думая о каких-либо последствиях, движимые обыкновенным любопытством, протиснулись сквозь плотные людские ряды и вошли в Воскресенский собор - поглядеть на эти самые ценности.
Вошли они в храм не крестясь, так как были старообрядцами, и стали внимательно осматривать собор и его убранство. Когда один из них приблизился к иконе, стараясь прочесть потемневшую надпись, к нему подошла прихожанка, дежурившая в храме:
- Что вы здесь делаете? Что рассматриваете?
- Да вот иконы разглядываем...
Наверное, вопрошавшая не дослушала до конца ответ - ей было достаточно двух слов «иконы разглядываем», чтобы закричать на весь храм:
- Вот они, грабители! Бей их!
Людская толпа, пребывавшая в сверхнервном напряжении, только и ждала этого призыва. Когда избиваемым удалось вырваться наружу, побоище выплеснулось за ними. В свалке пострадали многие. Подоспевшие работники уездного исполкома, получив свою долю тумаков, скрылись и вызвали конный отряд милиции. И только эта сила смогла рассеять погромщиков и водворить спокойствие. Оружие не применялось.
Избитый и изуродованный Иван Козлов вскоре скончался, тяжёлые повреждения получили и его сотоварищи. Всю вину за это «кровавое дело» губернские власти возложили на духовенство, которое якобы провело среди горожан и крестьян контрреволюционную агитацию. Было арестовано несколько участников и свидетелей событий. Уголовное дело рассматривала выездная сессия Новгородского ревтрибунала по военному отделению.
Виновными были признаны все обвиняемые. Священники Владимир Орлов и Владимир Пылаев, крестьянин Назар Смыслов были приговорены к высшей мере - расстрелу. Девица Е. Архипова, базарная торговка, изувечившая следователя и нанёсшая смертельные раны своей деревянной ногой (протезом), получила пять лет лишения свободы, остальные сроки были и того меньше. (Расстрел тогда был заменён ссылкой, но в 1937 году чекисты привели его в исполнение) (27).
Выразили свой протест против изъятия церковных ценностей и жители Новгорода. Они провели 24 марта собрание во Входо-Иерусалимском храме и открыто высказались против постановления правительства, с которым собравшихся познакомил председатель губкома П. Терешков (28).
Среди наиболее резких выступлений прозвучали слова Евгении Михайловой, дочери генерал-майора:
- Советское правительство само виновато, что в стране вспыхнул голод. Оно из Поволжья вывезло весь хлеб. Четыре года только берёт, берёт, берёт... Считаю, что ценности только Юрьева монастыря уже превышают запланированный вклад всей губернии...
Учительница Иванова подчеркнула, что церковные ценности - это «вклад наших умерших предков. Этот вклад живущие христиане обязаны оберегать и передать их в полной сохранности своему поколению»(29). Это собрание закончилось очередным заседанием ревтрибунала. Четыре организатора, в том числе и Е. Михайлова, были приговорены к расстрелу (30).
Случались волнения и в селе. С кольями и то порами прихожане окружали свою приходскую церковь и не подпускали к дверям членов комиссии. Те чаще всего обращались за помощью к милиции или к воинской силе - расквартированным по соседству частям. В крайнем случае дело заканчивалось дракой. Но без арестов и предания суду всё-таки не обошлось. На 24 января 1923 года в лагере принудительного содержания находились 26 человек, осуждённых за сопротивление изъятию церковных ценностей (31).
6 марта президиум губисполкома обратился в Президиум ВЦИКа: «...заслушав на своём заседании 6-го февраля с.г. в присутствии представителей губкома РКП(б), прокуратуры, губсу-да и ГОГПУ вопрос об осуждённых за агитацию против декрета ВЦИКа об изъятии церковных ценностей и принимая во внимание успешную и безболезненную сдачу в Новгородской губернии церковных ценностей, а также то обстоятельство, что осуждённые уже отбыли известный срок наказания, постановил просить губсуд о применении досрочного освобождения к отбывшим свыше половины срока наказания...» (32)
С этой благополучной оценкой исхода операции, данной властями, можно согласиться. В других областях России изъятие церковных ценностей сопровождалось многотысячными бунтами и жестокой расправой. Такие столкновения произошли в Иваново-Вознесенске, Смоленске, Ростове, в Петрограде возле Казанского собора. «Московская правда» (№ 35 за 1922 год) сообщила, что «на местах было 1414 кровавых эксцессов».
Ожидали сопротивления и со стороны Новгородского митрополита Арсения. «В Новгородской губернии положение осложнялось, с одной стороны, особой многочисленностью и густотой церковно-монастырской сети, с другой - тем, что глава её, митрополит Арсений, был убеждённым противником изъятия», - писал в своих воспоминаниях Н. Порфиридов (33). А этот «убеждённый противник» трижды обратился через газету к своей пастве, призывая её «не отвечать злом на насилие». И сам он проявил выдержку и спокойствие, смиренно принимал удары судьбы, воспринимая их как выражение воли Всевышнего. Владыка прекрасно понимал, что его сопротивление поддержат и священники, и миряне. Но он также знал, что в столкновениях прольётся человеческая кровь, оборвутся жизни. Можно ли с такими жертвами равнять материальные ценности? И только его поведение, воистину христианское смирение удержали народные массы от многочисленных бунтов. Не зря же губернские власти оценили исход кампании «безболезненным».
***
Всё то, о чём говорилось до сих пор, так или иначе освещалось в исторической литературе, журнальных публикациях, в воспоминаниях современников. Об изъятии церковных ценностей знает (по крайней мере слышало) не одно поколение. Большинство наших граждан до сих пор наивно верит, что ценности пошли на помощь голодающим Поволжья.
Рассекреченные после августа 1991 года документы Политбюро ЦК РКП (б) за 1922 год только сейчас открыли для нас подлинную цену проведённой операции. Небольшая подборка таких документов впервые была опубликована в журнале «Новый мир» в № 8 за 1994 год под заголовком «Политбюро и Церковь». Автор публикации Н. Покровский в комментарии пишет: «Приступая к работе над «архивами Кремля», мы гадали, на что пошли церковные ценности. На успешную денежную реформу, проведённую министром финансов Г.Я. Сокольниковым? На индустриализацию? Источники дали ответ неожиданный. Партия сумела собрать в государственную казну лишь ничтожную часть предполагаемых церковных богатств, и мы вряд ли когда-нибудь узнаем, куда делась основная часть. Была ли разграблена в гражданскую войну, ещё до 1922 года? Или, быть может, растащена в ходе самой акции по изъятию?» (34)
С утверждением по поводу грабежа в Гражданскую войну согласиться нельзя, так как описи имущества перед изъятием сличались с описями за 1917 год, и недостатка драгоценностей зафиксировано не было, что подтверждают архивные документы.
По приблизительным подсчётам авторов, изучивших документы архива Политбюро, ценностей было изъято на сумму 4 650 810 рублей 67 коп. - по курсу 1922 года в золотых рублях. (Соотношение к прежней валюте 1 рубль 22-го года - 10 000 рублей.) А вождь пролетариата 19 марта 1922 года писал о сотнях миллионов и миллиардах золотых рублей, которые следовало отобрать у Церкви.
Полученную итоговую цифру сопоставили со сметой расходов технических комиссий по изъятию церковных ценностей в стране. В смете - чисто технические расходы на транспорт, охрану, грузчиков, упаковочные материалы. Смета была составлена на один только месяц (!) в сумме 2 000 006 рублей, затем сокращена до 1 559 592 рубля. Это цифры государственного масштаба.
А как выглядит масштаб губернский? Он подтверждает выявленное соотношение.
Сейчас трудно понять, было ли это преднамеренное упущение или же это результат «кавалерийского наскока», но до мая ни на одном заседании губернской технической комиссии не ставился вопрос о средствах хотя бы на упаковку и перевозку ценностей. И только 2 мая президиум губисполкома озадачился этой проблемой. Было решено ассигновать в распоряжение Губ. КИЦЦ временно 250 млн рублей. Председателю губисполкома тов. Пакуну поручалось «при поездке в Москву исходатайствовать для этой цели перед центром соответствующие кредиты» (35).
Уездные комиссии со сметами не задержались: одна за другой стали поступать служебные записки. Валдайская комиссия запросила 200 млн рублей (по прежнему курсу), Маловишерская - 20 тысяч знаками выпуска 1922 года, Боровичская и Старорусская - по 500 000 000 рублей, Новгородская - 143 500 знаками образца 1922 года (36).
Президиум губисполкома 30 мая вновь обращается в Москву: «Принимая во внимание те значительные расходы, затраченные на организационные надобности губернии, которые не могли быть удовлетворены отпущенным кредитом 100 000 рублей выпуска 1922 года, просим ЦК Помгол о дополнительном отпуске на вышеуказанные надобности средств в сумме 300 000 рублей выпуска 1922 года (3 млрд!), необходимых как для расчёта произведённых затрат, так равно и для успешного окончания хода работ кампании по изъятию» (37). ЦК Помгол 1 июля выслал в Новгород через госбанк 50 000 рублей выпуска 1922 года.
Отправка новгородских сокровищ в Гохран началась 7 мая, следующая состоялась 24 июня, последняя зафиксирована 31 июля (38). А рассчитывали завершить кампанию в апреле!
Всего Гохран получил из Новгорода ценности в 91 ящике: 3 были с золотом, 3-е драгоценными камнями и в золотой оправе, 2-е золотой и серебряной монетой и 83 ящика серебра. В переводе на современные меры веса из новгородских церквей летом 1922 года было вывезено: золота - 7 кг 681,6 г, серебра - 9 тонн 179 кг 894,4 г, драгоценных камней, их же в золотой оправе, -40 кг 177,8 грамма (39).
Приблизительно можно вычислить, во что же обошлось это узаконенное ограбление наших церквей. Стоимость пуда серебра в 1922 году по документам Политбюро составляла 172 рубля (округлённо). Значит, 560 пудов серебра (это 9 тонн 179 кг) стоили в знаках 1922 года почти 96 320 рублей. 18 фунтов золота (7,5 кг) -3665,6 руб., 2 пуда изделий из камней с золотой оправой можно оценить почти в 40 000 рублей. Эта приблизительная, округлённая сумма составит 140 тысяч рублей знаками 1922 года. В неё не включена, вполне понятно, стоимость драгоценностей, которые скрылись в карманах красных галифе, особенно в первые недели изъятия, когда не был налажен учёт и ценности сдавались без точных описей.
К полученным от ВЦИКа 16 мая 1922 года 100 000 рублей прибавьте 40 тысяч, высланных через Госбанк. И что получается?
Получается такой результат, в который не только трудно, но даже страшно поверить, - стоимость всех изъятых церковных ценностей в губернии равняется стоимости затрат на само изъятие. Эти расчёты подтверждаются выводами, сделанными по документам Политбюро в масштабах страны: изъятые у Церкви ценности пошли на экономический разгром самой Русской православной церкви.
Ирина Савинова
Источники
10 – ГАНО, Р-822, оп. 5, д. 2, л. 37.
11 – ГАНО, Р-215, оп. 1, д. 166, л. 26.
12 – ГАНО, Р-822, оп. 1, д. 346, л. 16.
13 – там же.
14 – ГАНО, Р-214, оп. 4, д. 3, л. 1.
15 – Звезда, 10 марта 1922 года, № 54.
16 – там же.
17 – ГАНО, Р-822, оп. 1, д. 346, л. 87.
18 – там же.
19 – ГАНПИНО, Ф-115, оп. 1, д. 474, л. 4.
20 – ГАНО, Р-822, оп. 1, д. 346, л. 171.
21 – там же, д. 338, лл. 15–25.
22 – Порфиридов Н.Г. Новгород: Воспоминания. – Л.,1987. – С. 138.
23 – ГАНО, Р-822, оп. 1, д. 338, л. 48.
24 – там же, лл. 84–86.
25 – ГАНО, Р-822, оп. 1, д. 338, л. 211, д. 337, л. 215.
26 – Чёрная книга. – С. 282.
27 – Звезда, 31 мая 1922 года, № 110.
28 – ГАНО. Р-822, оп. 1, д. 346, л. 50.
29 – Звезда, 28 мая 1922 года, № 115.
30 – Звезда, 2 июня 1922 года, л. 119.
31 – ГАНО, Р-822, оп. 1, д. 420, л. 80.
32 – там же.
33 – Порфиридов Н.Г. – С. 136.
34 – Новый мир, 1994, № 8, с. 199.
35 – ГАНО, Р-822, оп. 1, д. 346, л. 165.
36 – там же.
37 – там же, л. 254.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.