Религия - связь человека с Богом. Когда она, эта связь, работает и спасает? Когда мы живём богоугодно, то есть свято и чисто. Об этом свидетельствуют все мировые религии. Чистое (Бог) познаётся только чистым. И только в этом случае есть обратная связь. Религии христианства и иудаизма утверждают, что человек был создан Богом как Его любимое творение, по образу Божию. Образ Бога в человеке - это его разум, любовь и свободная воля. До грехопадения человек был бессмертным. Падение же, то есть ослушание воли Божией, привело к тому, что человек познал грех, нарушил нормы нравственности, те сакральные табу свыше, которые не обсуждаются, поскольку исходят от Творца и Источника блага. Так что человек (это я специально для к.ф.н. Ольги Бугославской, одного из авторов статей в «ЛГ» на тему: «Способно ли православие объяснить мир») - существо с изначально заложенной в него доброй нравственностью, ибо он - образ Божий, а в Боге - всё хорошо, и с нравственностью никаких проблем нет.
В результате грехопадения у человека появился и стал разрушительно проявлять себя так называемый первородный грех - та неумолимая и неодолимая тяга к нарушению нравственных (а в дальнейшем экономических, правовых, финансовых, общественных, духовных) норм поведения, которые ранее обеспечивали гармонию, мир и благоденствие, поддерживали живую связь первых людей с Богом и гарантировали им бессмертие.
Со временем через грехопадение и постоянно генерируемые из него грехи допотопное человечество утеряло связь с Богом и извратило понимание Его. Все попытки восстановить эту связь выродились в квазирелигии и смутные верования, которые, появившись из помрачённого человеческого ума и духа, несли в себе лишь слабые тени и тусклые отблески истинного бо-гопознания, имевшего когда-то место в раю. А потом наступило время Всемирного потопа. Он нашёл на людей подобно супермакроцунами (его крошечное подобие - цунами в Индонезии, о котором тоже пишет в своей статье, делая беспокойные публицистические выводы, 0. Бугославская), как вызванный самим человечеством вселенский кошмар, как следствие злоупорного обессмысливания жизни людей на земле, когда вместо богоугождения они предались неистовой похоти, разжигаясь друг на друга, устраивая массовые оргиальные совокупления и извращения, где участвовали и лица одного пола, и напудренные глумливые старики, и одурманенные развратом дети. Эта нравственная аномалия привела к деградации человеческого ума и духа, всеяла в сердца семена безумного бесстыдства и сверхсексуальную одержимость, которая затмила у людей всякие другие интересы и ненасытно требовала исключительно своего удовлетворения и новых падений. Произошёл глобальный распад человеческой личности. Люди стали асоциальны, аморальны, зверовидны и были погребены под потопными водами.
После потопа уцелевшие Ной и его потомки, сохранившие относительную чистоту нравов и потому помилованные Богом, положили начало новой жизни на земле. Однако и она, эта жизнь, в конечном итоге под действием той же неодолимой тяги к греху, привела человечество к новой трагедии, разыгравшейся во всемирной империи Древнего Рима. К закату своего существования Рим предлагал всем подвластным ему людям ойкумены лишь два варианта существования -либо пир во время чумы, чувственное и духовное забытьё, либо самоубийство через цикуту и взрезывание вен в ванной. Смысл жизни выродился в культ силы и плоти, в те же сексуальные извращения и в героизацию суицида. Назначение жизни как единение с Богом исчезло, стёрлось об осклизлые полы оргиальных лупанарий, глас Божий заглушили вопли античных транс-гендеров и гермафродитов, а любовь и совесть жестокие римские легионы втоптали в кровавое месиво насильственных войн и перманентной агрессии. И только редкие люди, буквально единицы, такие, как Вергилий, предвозвещали рождение Младенца, Совершенного Богочеловека и Вождя, который вернёт человечеству его былое достоинство, воскресит связь с Богом и навсегда исторгнет из человеческой среды жало греха и смерти.
Таким Богочеловеком стал Христос. С Его Бо-говоплощением, когда Он, Сын Божий, будучи Совершенным Богом по любви к людям и не желая их окончательной деградации, взял на себя падшую человеческую плоть с её неумолимой тягой ко греху и добровольно, через распятие на Кресте за грехи мира, через свою мучительнейшую телесную смерть на Голгофе, пребывая безгрешным и по этой причине преодолев узы смерти, восстановил, излечил в Себе падшую, грешную и смертную человеческую плоть. Соделав её в Себе совершенной, прекрасной, чистой и бессмертной, Он воскрес из мёртвых силой своего Божества, «поправ смертью смерть», и даровал всем, кто уверовал в Него, возможность стяжать такое же безгрешное тело и, следовательно, полное - душой и телом - блаженное бессмертие. С тех пор преображение тела и души происходит у христиан в течение всей их земной жизни через покаяние, крещение и Таинство причастия, где они, соединяясь с Богом, получают от Него силу жить свято.
Итак, спасение есть избавление от смерти. Но почему же Всемогущий Бог Сам не мог не пройти через врата смерти? Разве для Него это было невозможно? Ну, во-первых, потому, что так Ему Самому было угодно. А во-вторых, эту смертную падшую плоть Господь соблаговолил провести именно через смерть подобно тому, как клин вышибают клином. У человеческого естества свой уровень жизни и свои установленные или же попущенные Богом пути существования. Преступление в земном мире преодолевается только через поимку и обезвреживание преступника. Так же и смерть - она была палачом согрешивших людей и рубила их нити жизней из-за своей страшной ширмы. Чтобы схватить её и преодолеть, Господу нужно было пройти внутрь смертных завес и связать палача. Что и произошло. Силой Божества Христос преодолел смерть и воскрес по плоти, не перестав при этом быть бессмертным по своей Божественной сути.
Итак, чтобы получить такой же телесный состав, как у Христа по Его воскресении, то есть чтобы стяжать преображённую, чистую и святую бессмертную плоть, человек призван добровольно уподобиться Христу, самоотверженно пойти по пути Его заповедей, творить добро, любить своих врагов, подставлять щёку (как подставил её Христос своим убийцам, хотя имел возможность вызвать легион ангелов, духовный «спецназ» на подмогу), не помнить зла, всё терпеть, прощать и благотворить. А силы для этого он, человек, берёт уже в Церкви, через Её Таинства, в которых ему даётся благодать, то есть духовная сила свыше для борьбы с грехом. Вот, собственно, и всё.
Спрашивают: но почему же тогда и христиане умирают, даже самые святые и деятельные?
Значит, все слова о спасении от смерти (а смерть и стоящее за ней жуткое неведение - главное, от чего хочет спастись любой человек на земле) блеф, и для них тоже ничего не изменилось?
Ответ здесь такой: с приходом Христа в мире началась новая эра, и всё изменилось, абсолютно всё, и люди обрели величайший новый смысл - уподобиться идеалу человека - Иисусу Христу и непостыдную надежду на выполнение этой эпохальной задачи. Однако Бог спасает нас не без нас. И это называется соработничеством, синергией. При этом кто-то из христиан сходит с дистанции (грех сладок, а конец жизни вроде бы далёк, ещё не виден), кто-то отчаивается (всё трудно, результат прямо «здесь и сейчас» никак не вырисовывается), а кто-то старается идти по жизни прямо, падает, встаёт и идёт вновь. Таковые приходят к жизненному финалу и... тоже проходят через врата смерти. Но... как? Прохождение это у них совсем иное. Они проходят смерть как через краткий сон, чтобы силой Бо-жией (а она онтологически сочетается с теми, кто стремился жить богоугодно - не лгать, не бого-борствовать, не извращать пути плоти и духа, любить ближнего и дальнего) воскреснуть в жизнь новую и вечную, «где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания». И - никогда уже не умирать.
Но почему только через смерть осуществляется вход в жизнь новую? Почему нельзя ещё здесь, на земле, стать бессмертным? Именно о таком пути развития человечества страстно мечтали наши русские космисты. Ответ тут такой: ученик не выше Учителя. Последователи Иисуса Христа должны идти по Его пути. И это вполне естественно. Спасителю же было угодно добровольно распяться за людей на кресте и, таким образом, пройти через смерть. То же должны сделать и мы. Распять свои грехи (а это, если по-настоящему, всегда - кровь, пот и слёзы) и через эту муку и жертву преодолеть черту смерти.
А прилепляться к этому миру, кстати, вовсе не стоит. Как утверждает Писание Нового Завета в части Апокалипсиса, он свернётся в свиток и сгорит. Вместе со всеми предметами роскоши и быта. Сгорят всевозможные черкизоны и фитнес-клубы, притоны с вертепами, запылают Пентаго-ны и Лубянки, Белые дома и Болотные площади, сонмы всемирных правительственных учреждений, суды и банки, элитные дома и хижины. А всё дело в том, что Господь Иисус Христос по завершении земной истории человечества, по Своём славном и страшном пришествии сотворит всё новое. Новое небо и новую землю. Попадём ли мы туда? Спасёт ли нас религия?
Неизвестно. Ведь спасает человека тоже не абы какая религия. Какая же именно? Нет-нет, буду политкорректен. Когда умрём в своих верах или же в безверии, вот тогда и узнаем на все сто процентов, чего стоили те или иные наши убеждения.
Говорят: а почему погибают невинные дети? За что? Почему Бог молчит и всё это терпит? Отвечаем: все слёзы, боль и смерти наших детей - на нас, на людях. На наших прямых или перекрёстных грехах, падениях, мерзостях, разврате и лжи. Человечество повязано друг с другом, это одна большая и, увы, больная семья, хотим мы признавать это или нет. И за грехи одних нередко расплачиваются другие. Но ведь другие тоже грешат. И получается, что все мы повально друг перед другом в ответе. А Бог тут ни при чём. Ему угодно спасать нас не без нас. И не надо свои произволы и убийства, маниакальные психозы и извращённые пакости списывать на Бога. Он дал нам только одно добро - волю, разум, любовь и свободу. А то, что люди всё это извратили, - вот пусть и спрашивают всё с самих себя! Короче: есть реальные виновники и есть конкретный путь к преодолению грехов. Следуй же ему опытным образом, выполняй на деле заповеди Божий, и тогда сам узнаешь, помогают они спастись и тебе, и твоим детям или нет. Только встань и иди!
И все разговоры о том, «почему Бог-де не сотворил человека, неспособного на грех» и т.д. и т.п., отпадут сами собой как ненужные. Бог сотворил нас свободными - вот и всё. И это прекрасно. Именно по этой причине Он не стирает из матрицы памяти либерала его убеждение в том, что введение курса ОПК в школе ненужно и вредно. Доволен ли он этим? Несомненно - и ещё как! Хотя лично мне такая позиция кажется дикой. Но это моя точка зрения. Господь оберегает и её. Где же правда? В факторе времени. Время всех рассудит и покажет, что к чему, уж в этом не надо сомневаться. Ибо за временем стоит Бог. Праведный Судия. Вот и ответ. Надо только постараться правильно его понять. Бог ценит человека и творит его как свой Образ. С высочайшей заданностью - достичь богоподобия. Но - через свободный выбор. Чтобы он, человек, правильно оценил любовь Божию и по свободной воле, разумно и навсегда покорился ей. Это и есть главная цель жизни человека после грехопадения прародителей. И её выполнение продолжится даже после конца этого мира - и никогда не прекратится. Ибо нет конца пути у стремящихся к Совершенству - к Богу.
А быть святым и праведным вовсе не пресно и скучно, как считают некоторые. Проблема здесь в том, что у нас просто нет возможности сравнения - мы не святы. И оттого мучаемся во мраке антагонизмов, страдаем, ненавидим, болеем и умираем. А там, где святые, там мир, покой, радость, гармония и чистота. Отчего там должно быть скучно? Нельзя будет никого «пером» пырнуть или же раскроить чей-то череп бейсбольной битой? И слава Богу! Где святость, там подлинная жизнь, её идеал. Люди праведные и чистые никого не предадут, не изнасилуют, не скажут гадость, не подловят злобно на слове, не развяжут войны, не извратят твои слова, не пристанут как банный лист с требованием однополого брака, не натравят детей на родителей через ювеналку, не украдут твои деньги и не обнулят их дефолтом, не присвоят квартиру пенсионера, не задушат налогом, не подожгут машину, не станут совокупляться в общественных местах, как это делали демонические а ля Засуличи и Землячки из Риззу РЫ.
Разве не хочется жить именно так - по-настоящему, по-человечески? Надо только захотеть попробовать и возненавидеть убивающий нас грех - и тогда снимется очень много вопросов.
Протоиерей Михаил Ходанов
Метки к статье:
Автор материала: