переправа



Народ Божий: генезис, состояние, перспективы



Опубликовано: 6-01-2013, 22:42
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Народ Божий: генезис, состояние, перспективы

 

Нет ничего сильнее идеи, время которой уже наступило.

 Виктор Гюго

 

Вместо предисловия

 

С чего всё началось? Пожалуй, со статьи С.Г. Кара-Мурзы в газете «Завтра» (19.01.2011), в ко­торой уважаемый профессор во всеуслышание заявил: «...в России продолжается распад всех общностей (кроме криминальных), а попытка превратить «поднятые» реформой социальные группы в ядро «нового» народа провалилась. Эту роль не взяли на себя ни новые русские, ни сред­ний класс».

 

Взволнованный до глубины души, я опубли­ковал в той же газете ответ Сергею Георгиевичу под названием «Есть такая сила, господин про­фессор!», где впервые попытался обрисовать новую историческую общность - народ Божий. Заодно открылась причина поразительной «сле­поты» одного из ведущих социологов России пе­ред лицом столь явного и величественного явле­ния, каким уже сегодня является народ Божий. Оказывается, чтобы разглядеть это явление, надо стать его частью, хотя бы малой, жить его смыслами и устоями, дышать одним с ним воз­духом благодати Христовой. Надо самому стать немного не от мира сего, стать Божиим - тогда только разлепятся очи души и оживёт познаю­щее сердце «внутреннего человека».

 

Потом ещё имели место долгие раздумья, наблюдения, разговоры с братьями по вере. Жизнь в «Переправе» помогла многое понять и почувствовать. Народ Божий обретал в моих гла­зах всё более и более чёткие очертания. Сквозь трагические перипетии русской истории, как из тумана, начали проступать контуры величествен­ного замысла Божьего Промысла, столетиями приуготовлявшего рождение Своего народа «последних дней». Яснее делались как сильные, так и слабые (пока ещё) стороны этого феномена, развивающегося в самом эпицентре кризиса и смуты либеральной России.

 

Разъезжая по городам России, встречаясь и беседуя с православными людьми, я не мог отде­латься от странного щемящего чувства. Словно на всех нас, православных мирянах, лежит отпе­чаток какой-то неуверенности и слабости. Долго не мог понять, что к чему. А потом осенило - нами владеет что-то вроде коллективного комплекса неполноценности:

 

-  Со всех сторон нам внушают (и почти уже внушили), что мы в гостях. Между тем это не так: в России мы дома.

 

-  Нас маринуют в ожидании вердиктов вла­стей, нам навязывают чужую волю, мы заискива­ем перед начальниками, совершенно забывая, что это мы их наняли. И это они обязаны нам служить.

 

-  Мы почти позволили убедить себя в том, что мы слабы, однако на деле всё иначе: мы сильны. Мы даже сильнее, чем кажется нам самим.

 

Пора внести ясность в это недоразумение. Пора развеять нейролингвистический и инфор­мационно-наркотический дурман, окутавший сознание нации. И это уже происходит, ибо на­род Божий есть! Окрепнув, он стряхнёт с себя оцепенение, чтобы исполнить своё историческое предназначение - стать ведущей и несокру­шимой общественной силой, способной вы­рвать Россию из трясины разделённости, разо­рения, деградации и унижения.

 

Почему тема народа Божия актуальна именно сегодня?

 

Священное Предание учит: перед человеком в жизни стоят всего две задачи - познать себя и познать Бога. Преподобный Серафим Саровский соединял их в одну - стяжание благодати Духа Святого. Мир самонадеянно отбросил эту истину и теперь всё глубже погружается в трясину си­стемного кризиса и одичания. Масштаб планетарного нестроения не имеет аналогов. По всем признакам мы переживаем самые последние из «последних дней» перед апокалипсисом. Бог-любовь должен быть возвращён в центр всей и всяческой деятельности как отдельно взятого человека, так и человечества в целом - это наш последний шанс. В противном случае катастрофа неизбежна.

 

Генератором и главной движущей силой это­го спасительного преображения - а оно реально и возможно - призвана стать Церковь Христова, народ Божий. Место, где только и возможно про­изойти этому чуду, - Россия.

 

Народ Божий - это не туманная перспектива. В России он уже есть. Он пробудился и теперь собирается с силами после десятилетий больше­вистского лихолетья. Но при этом он ещё отно­сительно молод, слаб и не до конца осознал себя и своё вселенское предназначение. Отсюда такие столь часто, увы, встречающиеся в нашей право­славной среде явления, как разрозненность, пас­сивность и даже уныние.

 

Пришло время всем нам, православным хри­стианам, осознать: мы есть! - мы сильны! - мы дома! - будущее за нами!

 

Задачи данной статьи таковы:

 

1) осмыслить и описать новую историческую реальность постсоветской России - народ Божий;

 

2) проследить его корни, генезис, а также ме­сто и роль в спасении гибнущей цивилизации;

 

3) наметить ряд насущных практических за­дач, которые бы могли ускорить процесс его со­зревания и сплочения, усилить его осознанность.

 

Третий путь: выход есть!

 

Современная политико-философская мысль в России, преимущественно нехристианская, при­знаёт только два пути выхода из нынешнего исторического тупика.

 

1)  Правящие либералы, позицию которых наиболее ёмко и явно выражает М. Прохоров, предлагают, по сути, сдать страну на милость Европы и США. Форма «сдачи» - официальное вступление в ЕС и НАТО. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: сегодняшней, до предела ослабленной и истерзанной «либеральным ре­ ваншем» России никогда не стать равноправным партнёром Запада, которому проще и выгоднее законсервировать отставание своего «вечного соперника» и использовать его в качестве источ­ника дешёвого сырья, рабочей силы и «пушеч­ного мяса». Из нашей памяти как-то незаметно выветрился тот факт, что именно просвещённая Европа в течение нескольких столетий безжа­лостно эксплуатировала «третий мир», на крови и костях  которого она, по существу, и выстроила своё нынешнее первенство и благополучие.

 

Точно такую же капитулянтскую линию, толь­ко негласно, обслуживают и «болотные револю­ционеры» - «заказчик» у них с Прохоровым один и тот же.

 

2) «Непримиримые» оппоненты либералов - национально-патриотические круги, позицию ко­торых (при негласном покровительстве Кремля) с трибуны Изборского клуба выразил А. Проханов, напротив, тянут страну назад: кто в сталинизм и «красную империю», кто в монархию. Патриоты словно забыли, что в одну и ту же реку дважды войти нельзя, да и куда деть тот «сердитый» факт, что и самодержавие, и советский строй каждый на свой лад потерпели исторические поражения. Хотя о монархии следует сказать особо: она пала вследствие обмирщения русского народа и её традиционная целесообразность для России до конца ещё не исчерпана.

 

Режим В. Путина пребывает, похоже, в глу­бокой растерянности. Прагматик и реалист, президент РФ обескуражен. Увязший в долгах и им же развязанных локальных войнах, Запад уже не может служить Кремлю «образцом для подражания»: того и гляди, он рухнет. Внутри страны проблем не меньше: госаппарат изъеден коррупцией и некомпетентностью; надёжного кадрового резерва нет, правящая элита раско­лота, широкой социальной поддержки режим не имеет, а градус общественного напряжения упорно ползёт вверх, и его всё труднее сбивать обычными политтехнологическими «приёмчиками». В последнее время в поисках выхода из ту­пика Путин вроде бы делает реверансы в сторону национал-патриотического фланга. Но делает как-то неуверенно. В целом он не изменяет ли­беральному курсу, унаследованному от Ельцина, и продолжает ёрзать на двух стульях, стараясь усидеть на обоих.

 

3) Но есть и третий путь - национально-религиозный. О нём мало говорится, он менее выражен и почти не представлен в политической повестке дня. Но он уже складывается, и по нему уже двигается костяк народа Божия, увлекая за собой все здоровые силы страны.

 

Глобальный контекст

 

Мы рассматриваем историю не как столкнове­ние классов и государств, идеологий и вождей. Для нас это, прежде всего и главным образом, незримая брань между добром и злом, «брань не против плоти и крови, а... против духов злобы поднебесной» (апостол Павел). Арена этой брани - каждая душа человеческая, свободно совер­шающая свой выбор между светом и тьмой и тем самым отправляющая соответствующий духов­ный взнос на незримые весы мировой истории. Духовный подтекст обязательно присутствует во всяком событии и процессе земного бытия.

 

Народ Божий: генезис, состояние, перспективы

 

Например, нас со всех сторон уверяют, что глобальный кризис есть результат неких до­садных сбоев в законах, механизмах и систе­мах управления. Мы же видим в нём нечто иное, принципиально иное: это мировоззренческий тупик, в который забрела безбожная рациона­листическая цивилизация, не услышавшая гроз­ные слова Господа: «Без Меня не можете делать ничего». Именно сейчас, в эти годы, многотыся­челетний цикл этой цивилизации завершается: она окончательно истощила и исчерпала свой ресурс. Свидетельством тому стало то, что:

 

- область культуры и морали оказалась цели­ком во власти постмодернизма. Отрицается уже не только Бог, как это было в эпоху модерна, но и живой человек, который в общественном со­знании незаметно подменяется бесполым «оно», цифровой виртуальной копией или нравственно нейтральным биоорганизмом. По всему миру, и у нас тоже, катится волна оглупления, растления и разобщения людей, отрыва их от природы, за­ключения в капсулу избыточных удобств и, как следствие, превращения в биомассу, в зверушек, послушных нехитрой рефлексии и сигналам циф­ровых технологий. В итоге, если приглядеться, происходит оскотинивание Ногтю 5ар1епз - в точности, как во времена Ноя, когда, по словам Господа, призванный к чести человек в беспа­мятстве приложился скотам несмысленным и уподобился им. Как точно почти двести лет назад охарактеризовал эту грядущую глобальную угрозу русский славянофил К. Аксаков! Человек, - писал он, - исторгший из себя образ Божий, неизбежно исторгнет и образ человеческий, и возревнует об образе зверином.

 

-   В социальной сфере наблюдается банкрот­ство всех и всяческих идеологий «от ума» и вы­росших на их почве политических партий и тече­ний. Мировое идеологическое поле всё больше напоминает свалку обесцененных заблуждений человеческого разума, на которой копошатся по­литические партии-призраки в надежде пожи­виться хоть чем-то свежим и новым. Но нового ничего не попадается по одной простой причине: его там нет. Всеобщее идейное бесплодие и им­потенция, эклектика и неразборчивость, тяга к всесмешению и «интеллектуальному блуду», ца­рящие в нехристианском мире, дают начало – и чем дальше, тем больше - странным и нелепым политическим мутациям, диковинным союзам сил, ещё вчера непримиримо враждебных друг к другу, бесконечным интригам, склокам и пре­дательствам в политической среде. Поистине в корень смотрели Святые Отцы православия, ут­верждая, что страшен человек, удовлетворён­ный материально, но не имеющий должного ду­ховного устроения. Страшен он безумием своим: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог».

 

-   Наука и техника обслуживают не столько здоровые духовно-телесные потребности чело­века, сколько алчность и амбиции дельцов, по­литиканов и милитаристов.

 

Глобальная экономика парализована не­померными долгами, гигантскими финансовыми чёрными дырами и пузырями, повсеместными застоями и рецессиями. Капитализм исчерпал себя и теперь, подобно мифическому змию, задыхаясь, всё глубже заглатывает свой собственный хвост. Причина здесь та, что и везде, - духовная, ибо в мире капитала господствует дьявольский дух мамоны.В экологии, пожалуй, даже острее, чем в других сферах глобального бытия, ощущаются всеобщее помрачение и дикость: день за днём люди, опускаясь всё ниже и ниже, уничтожают и отравляют среду собственного же обитания и не могут найти согласия даже здесь - в вопросе жизни и смерти.Политически планета постепенно превращается в огромный концлагерь, и только очень наивный или очень ангажированный наблюдатель не замечает этой чудовищной логики в череде американских и натовских военных агрессий по всему миру «во имя стабильности и демократии».

 

Наша идея - Бог

 

Пресс безбожной цивилизации всё более не­выносим для «среднестатистического человека».

 

Он выражается в предельном ускорении темпа жизни, информационном цунами, бесчисленных рисках, всеобщем одиночестве, одичании и оже­сточении, распространении порока и насилия, потере нравственных ориентиров. И он неслу­чаен. Вселенский кошмар попущен свыше все­сильным и всемилостивым Богом, чтобы, с одной стороны, зримо явить нам, людям, плоды нашей безмерной самонадеянности и заблуждений, а с другой - через скорби и страдания вызвать к жизни новую силу - «закваску» народа Божия.

 

Крах идеологий «от ума» подводит незри­мую черту: миражи строительства на земле цар­ства Божия без Бога окончательно развеяны. Остаётся только одна идея - последняя спаси­тельная идея «последних дней».

 

Эта идея - Бог, открывший людям Себя и тайны мироздания в Божественном Откровении. Целостная, древняя, жизнеспособная идея, пра­вота которой подтверждена всем ходом мировой истории.

 

Мы исходим из того, что:

 

-   всё во вселенной подвластно Богу, который есть Сущий («Аз есмь сый»), всё происходит по Его благословению или попущению;

 

-   в мире одновременно действуют три воли: Божия, дьявольская, человеческая, - но Божия превыше всех;

 

-   наша брань не против плоти и крови, а... против духов злобы поднебесной;

 

-   не внешняя среда формирует человека, а, напротив, он, человек, своими «тайными делами созидает мир, делая его таким, каков он есть.

 

Третья мировая духовная война

 

Она идёт от начала времён, с момента грехо­падения первых людей в Эдеме. Но сегодня она вступает в беспрецедентно острую и решающую фазу. Главный фронт этой войны - Россия. В чём это выражается?

 

1.За последние четверть века в России чудес­ным образом поднялись тысячи и тысячи храмов. Не промышленных предприятий, как это было в СССР накануне Второй мировой войны, а именно храмов Божиих - бастионов незримой брани.

 

2. В те же годы в Россию слетается всё миро­вое «вороньё» нигилизма, разврата и подрыв­ной деятельности. Нигде и никогда прежде не наблюдалось такой концентрации и активности тёмных сил в одной отдельно взятой стране.

 

Генезис народа Божия

 

Вся российская и мировая история служат прелюдией к новой роли России в мировых де­лах.

 

Падение русского самодержавия в 1917 году явилось следствием обмирщения Русской церк­ви и тогдашнего народа Божия. «Железным за­навесом» большевизма Господь оградил тяже­лобольную Церковь от влияния инославных ере­сей и показного благочестия, гонениями ГУЛАГа вернул ей ореол мученичества и за семьдесят лет, по существу, катакомбной жизни сподобил накопить тот духовный капитал мученичества и исповедничества, благодаря которому стал воз­можным стремительный подъём Русской право­славной церкви на рубеже третьего тысячелетия. Благодаря этому незримому капиталу растёт и крепнет народ Божий в наши дни. Однако если мы распорядимся этим наследием нерадиво, нас могут ждать новые мучения и новые гонения.

 

Народ Божий: генезис, состояние, перспективы

 

Часто недоумевают: зачем Бог попустил России пройти жуткий и унизительный этап «ли­берального реванша». В духовном измерении от­вет ясен - чтобы, испробовав этой отравы, сыны народа Божия никогда больше не соблазнялись яркими этикетками вроде «демократии», «прав человека», «толерантности» и иже с ними. Чтобы видели, какая страшная участь ожидает народы, избравшие «пространный путь» и поддавшие­ся либеральному дурману. Россия последней из цивилизованных стран вступила в либерализм (вернее, он был ей насильственно навязан извне), но раньше других она выходит из него. Испив яда либерализма одним махом и притом в самом его концентрированном виде, мы истор­гаем его. Даже наша неопытная молодёжь, под­вергшись - при полном попустительстве властей и преступном бездействии старших поколений -чудовищному промыванию мозгов и растлению, сумела сохранить в себе здоровые силы, чтобы хотя бы частью своей начать движение к Богу.

 

В категориях божественной асимметрии («сила Божия в немощи совершается») промыс-лителен и нынешний этап - этап угасающего либерализма, который всё сильнее напоминает безвременье и смуту. Из смрада и позора на­шего национального унижения и убывания, на безжизненном, казалось бы, пепелище нашей национальной жизни, через тернии сорной ду­ховности прорастает, пробивается на свет Божий новая, яркая, энергичная, неодолимая в своей любви к жизни сила. Имя ей - народ Божий. Она  растёт и укрепляется не столько в борьбе с враж­дебной средой, сколько благодаря её сопротив­лению. Ибо «многими скорбями подобает войти в царство небесное». Скорбями, заметим, а не приятными событиями и процедурами.

 

С чем сравнить это явление? Пожалуй, его можно сравнить с русским лугом ранней весной. Внешне он кажется стылым и безжизненным, однако тёплые лучи весеннего солнца уже ве­дут свою оживляющую работу. Под бурой и по­никшей прошлогодней травой, под ледяным панцирем луж закипает новая жизнь. Оживают корешки растений, готовясь скоро, очень ско­ро вырваться на поверхность, чтобы стать тем, к чему они призваны, - широким и могучим рус­ским разнотравьем. Не видит этого только тот, кто не знает циклов жизни. Не замечают же на­рода Божия и его потенциала те, кто не является частью его, не дышит его смыслами и благодат­ными энергиями, не ведает живого Бога.

 

Что такое народ Божий?

 

Народ Божий - это вся Церковь Христова в лице её зримой и незримой частей. У Бога нет мёртвых, и Он глава Своему народу как на земле, так и на небе. Наиболее ёмко охарактеризовал народ Божий апостол Павел: «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду; и буду им Бог, и тип будут Мне людие» (2 Кор., 6:16).

 

Земная часть народа Божия едина и недели­ма в лице духовенства и мирян. Попытки меха­нически разделить его на «мы» - миряне и «они» - духовенство есть не что иное, как происки дья­вольского духа разделения и демонов-мучите­лей, стремящихся расчленить и умертвить этот живой организм через совращение недостаточ­но зрелых христианских умов. Как органы лю­бого живого тела, части и клетки народа Божия составляют неразрывное целое и, будучи отсе­чены одна от другой, погибают. Впрочем, здесь и далее, говоря о народе Божием, мы в основ­ном будем подразумевать тот его отряд, который апостолы называли «царственным священством мирян».

 

В эти тяжкие и определяющие времена миря­не не вправе отсиживаться в «келье под елью», рассматривая храм лишь как укрытие и утешение от скорбей мира. У нас, к сожалению, многие при­ходы по-прежнему живут от службы до службы, от праздника до праздника, так что порой при­хожане толком и не знают друг друга, и не обща­ются вне храма, не работают Богу в миру. Отчасти это, возможно, вызвано нехваткой кадров свя­щенников с «миссионерской жилкой»,с желани­ем и умением организовать деятельных мирян, пробудить в них дух творчества и дерзновения. Отчасти же - нашей, мирян, собственной лено­стью и подспудным стремлением сделать свою христианскую жизнь «более удобной». Причин много, но их рассмотрение не входит в нашу за­дачу. Мы лишь констатируем факт и стараемся наметить пути выхода из сложившейся ситуации. Церковному сообществу мирян как самому мно­гочисленному отряду народа Божия, и на деся­тую часть не раскрывшему своего истинного по­тенциала, пора ощутить равную со священством ответственность за судьбы Вселенской Церкви, почувствовать себя единым целым - телом Христовым и воинством Его. Организованные и просвещённые миряне со временем смогут неодолимой живой стеной окружить Матерь-Церковь, чтобы защитить её от посягательств кощунников и нигилистов, на дальних подступах отражать всё более изощрённые и жестокие на­скоки её врагов. Народ Божий, ведомый Духом Святым, призван стать той средой, из которой выйдут новые Леонтьевы и Хомяковы, Суворовы и Нахимовы. И ещё одно: в тактическом плане, учитывая известную молодость, слабость и не­зрелость современных мирян, с одной стороны, и непрекращающиеся попытки либеральной пропаганды очернить репутацию Русской право­славной церкви - с другой, мы вправе на этапе становления и первичной мобилизации столь массового и вместе столь разноликого и разно­родного отряда мирян использовать термин «на­род Божий». Канонически он верен и в массовом сознании может стимулировать пробуждение у православных воинского духа, генетических на­выков солидарности, взаимодействия, сплоче­ния и ратного служения Богу и людям.

 

Александр Нотин

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Переправа №6-2012, Нотин, Народ Божий
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Народ Божий: генезис, состояние, перспективы"
Леонид Лунин

4 марта 2013 11:34

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Уважаемый Александр, в меня, 67-летнего православного человека и старого интеллигента, обеспокоенного судьбой России, Ваша статья вселяет веру в успех нашей борьбы со вселенским злом. Вместе с тем я отчетливо понимаю, что без определенных действий православных патриотов России зло не победить. Какие практические шаги и в какой последовательности необходимо сделать для достижения данной цели?
Переправа

7 марта 2013 11:24

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Уважаемый Леонид! Здесь ответ Александра Ивановича на Ваш комментарий:
http://pereprava.org/privacy/2004-miryane-eto-ne-stado.html
Сергей

16 апреля 2013 12:18

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Первый раз встретил в интернете позицию, настолько созвучную с моим пониманием, внутренним видинием дальнейшего развития России, да всего мира вцелом. Человечество "заигралось" с материализмом, частным, но ярким признаком которого является культ потребления. Пора уже менять парадигму. Вопрос: "Как это сделать?" - открыт. Думаю, что быстрых решений здесь нет, хотя и времени на эволюционное развитие приоритета духовных начал уже не осталось.
Имя:*
E-Mail:*