переправа



С Крестом к неформалам, или по поводу одного открытого письма



Опубликовано: 7-03-2009, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


С Крестом к неформалам, или по поводу одного открытого письма

 

Вместо эпиграфа:


Перед вами – отрывок из проповеди, произнесенной когда-то в церкви перед «неформалами» (заключенными полковой гарнизонной тюрьмы) в Первую мировую войну ярким персонажем из книги Я.Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», подвыпившим фельдкуратом Отто Кацем.


«На кафедру, звеня шпорами, взобрался фельдкурат.


– Habacht! – скомандовал он. – На молитву! Повторять все за мной!.. Небось уже забыли, обормоты, "Отче наш"? Ну-ка, попробуем... Так и знал, что дело не пойдет... Вы, лодыри, никогда ничему не научитесь… Я за то, чтобы всех вас расстрелять. Всем понятно? Утверждаю с этого святого места, негодяи, ибо бог есть бытие... которое стесняться не будет, а задаст вам такого перцу, что вы очумеете!


... Бесконечное милосердие всевышнего не поведет вас по жизненному пути и не коснется вас дыханием божественной любви, ибо господу богу и в голову не придет возиться с такими мерзавцами... Слышите, что я говорю? Эй вы там!… если вы воображаете, что я буду денно и нощно за вас молиться, чтобы милосердный бог, болваны, вдохнул свою душу в ваши застывшие сердца,...то вы жестоко ошибаетесь! Я вас в обитель рая вводить не намерен...»


Как данный подход созвучен с модернизмом XXI века! Нет-нет, не в плане казарменной брани (хотя некоторые модернисты могут потрафить язычникам, особенно молодым, еще и в этом), а с точки зрения общего для всех них опрощения и обмирщения миссионерства – этого печального знамения нашего времени.


Журнал «Шестое чувство» принял участие в дискуссии, организованной «Литературной газетой» на тему «Христианство и рок». На страницах этого уважаемого издания (№ 44. «ЛГ» за 2008 год) нами в сокращенном виде была опубликована заметка на эту тему. Приводим ниже ее полную версию с незначительными изменениями.


Во всем мире происходит глобализация – новая версия общемирового социально-экономического и идейно-политического переустройства. Для осуществления этой цели ломаются границы, размывается понятие государственности, традиции и культуры. В этих условиях нелегко приходится и мировым религиям, в практику которых властно вторгаются упрощенческо-объединительные новации.


Политический глобализм в современной религиозной жизни имеет свое название и практику – вульгарный экуменизм, а именно: слияние религий воедино методом волевой ломки и надуманных теологическх измышлений. В связи с этим приветствуется всякого рода реформация, насильственное изменение традиции, модернизация (под левым флагом подкупающей новизны) существующей догматики и богослужения. Конечная цель – свести на нет своеобразие и специфику религий, гипертрофировать их общие стороны, стереть противоречия, размыть нравственные критерии, сделать все без исключения вероучения безликим религиозным синтезом, поменять отношение к человеческим порокам со знака минус на плюс, сакрализовать грех.


Наиболее ярко эти процессы проявили себя в западном христианстве. Протестанты, а до них – католики взяли за главный принцип своей религиозной миссии в современном многополярном мире идти ему навстречу, широко открываться для него и тем самым привлекать неготовых людей к восприятию Евангелия. Казалось бы, все правильно. Не надо быть интровертным, надо давать как можно больше любви людям, больше терпимости к ним, больше свободы для их самовыражения и прихода к вере. На деле же получилось совершенно обратное: католичество, а потом и протестантизм шагнули навстречу миру и… практически растворились в нем. Они опустили христианство до мирского уровня, и в результате оно стало неотделимым от грешного мира. В этом – страшная трагедия современного западного христианства, его лепта-сребреник в общие глобализационные процессы. Число верующих католиков и протестантов на Западе в силу духовного обмирщения христианства стремительно сокращается. Из-за опрощенческих тенденций Христос сегодня уравнивается с пантеоном богов и известных людей – с Буддой, с Конфуцием, с Лао-цзы, с философами, политиками, писателями, актерами и так далее. Уникальность христианства, заключенная в личности Богочеловека Христа и Его великой Жертве на Голгофе ради нашего всеобщего спасения, в Европе нарочито не ценится.


Православие, как самая древняя и цельная христианская конфессия, не извращенная ни временем, ни людьми, стоит на противоположном принципе – вести людей за собой, поднимать их уровень до евангельской планки. Православие требует от человека не расслабления, а усилия. Как говорят Святые Отцы, «отдай кровь и прими дух». Основа христианства – борьба с собой не на жизнь, а на смерть, борьба с грехом, со всем тем, что убивает, корежит и уродует человеческую личность. В Евангелии также сказано, что «Царство Небесное берется силою». Силою, а не потаканием страстям.


Сегодня в православии есть христиане-модернисты, которые, общаясь с молодежью, нередко идут по шаткому пути, проложенному западными конфессиями. Они вольно или невольно опрощают христианство и занижают его высоту – да порой так сильно, что в их миссионерстве почти не остается места Евангелию и Христу. Говорить о Страшном Суде для них – несовременно, о Царстве Небесном – неактуально, о грехах – некультурно, о молитве и посте – неперспективно...


Этот модернизм, в свою очередь, приводит практику христианского делания к искусительным казусам. Говорят, один батюшка открыл клуб не то кунг-фуистов, не то дзюдоистов – и сам лично скачет по матам, нанося молотящие удары по условному (пока) противнику в виде обмякшей боксерской груши. При этом он утверждает, что православные ребята должны уметь защищаться. Все верно, только вот зачем самому батюшке-то кимоно надевать? Взять бы тренера, и никаких претензий. Разве у священника не хватает других, священнических дел?.. (А потом – все восточное единоборство  насквозь пронизано местными религиями, особенно в вопросе поиска источника силовых энергий. Так что лучше здесь – самбо или русская борьба...)


Мне в ответ скажут: понимаете ли, сейчас дефицит людей. Понимаю. Но поймите и вы меня. Сказано: имейте веру хоть с зерно горчичное – и будете горы переставлять. Вот так. Или Святое Евангелие – сказка, а единственная наадреналиненная реальность – железный кулак и у.е.? Но Бог не в силе, а в правде. А правда такова, что Господь требует Себе всю нашу душу, а не ее половинку с четвертинкой. Гори в вере – загорятся и другие. И, глядишь, сила молитвы сокрушит супостатов действенней, чем все замысловатые приемы типа «орлиного когтя».


То же – духовное окормление байкеров. Все здесь изначально непросто. Принципиальная психология байкеров – вызов, демонстрации силы, наведение ужаса, шум, грохот, запредельные скорости и адреналин. Это форма агрессивного самоутверждения, грубый подцензурный сленг, свобода секса. Отнимите у них все это – и байкеризм рассыплется как карточный домик. Но есть священник, который окормляет и их. Он хочет смягчить их нравы, чтобы они стали не байкерами, а просто хорошими парнями, катающимися парами или раздельно. Как говорится, в выходные – на дачу и обратно. Но согласятся ли с этим сами байкеры?


Успех миссии в неформальной среде зависит от духовной силы миссионера. Проповеднику можно и должно даже в казино или в публичный дом пойти. Так делали древние подвижники веры, которые ходили в притоны и открыто проповедовали там Христа – и преображали своей нравственной высотой и чистотой падших женщин. Но сумеют ли поступить так некоторые нынешние миссионеры? Тем не менее с байкерами, как говорится, могут быть точки соприкосновения. Может, они и вправду откажутся когда-нибудь от своих пристрастий, кто знает. Только вот прогибаться перед ними особо не надо. И уж тем более – уподобляться. Не надо, образно говоря, чтобы батюшка ехал впереди всего татуированного братства куда-то в необозримую даль, грохоча и паля в шарахающихся прохожих выхлопами, с черепастой банданой, заклепками, кофрами и развевающейся рясой. Поверьте, это будет кусок кошмара, духовный паноптикум, вожделенный эксклюзивдля желтой прессы. Вспоминаю в этой связи персонаж из фильма «Ромео и Джульетта» (в главной роли – Леонардо ди Каприо), священника, который дает Ромео ампулу с ядом. Сам «батюшка» – продвинутый, с короткой стрижкой, накачанный, со сверкающими глазами, в белой сорочке. По ходу дела он эту сорочку с себя срывает, а там у него на могучей спине – здоровенное синее тату, изображающее крест (подобные наколки делают у нас на зоне, там это – определенная символика: сколько ходок человек, к примеру, совершил и т.д.). Такого к каким угодно неформалам можно смело запускать, не так ли? Примут на ура...


Гораздо более проблематично выглядит работа с фанатами и профессионалами от рока. Рок и христианство в своих существенных основах базируются на несовместимых принципах. Грохот, бешеный ритм и дикие децибелы находятся в антагонизме с тишиной, внутренним миром и сосредоточенностью христианской молитвы, на которой зиждется православие. Как сказано в Третьей книге Царств, Господь – не в землетрясении и не в огне, а в веянии тихого ветра (3 Цар. 19, 11–12). Но это, как говорится, для могущих вместить. Главное же – то, что нерв, сердцевина, смысл и содержание рока – это агрессивный ритм шамано-африканского образца. Будь он, рок, по происхождению кельтский, шотландский или же ирландский – его все равно пронизывают неизменные древние шаманские ритмы. Именно этот особый ритм порождает в моторике и психике адепта сексуально-деструктивную волну, возбуждает грубое плотское вожделение, жажду дикой вседозволенности, от которой до сатанизма – один шаг. Те, кто ходил на дискотеки и слушали «классических» Rolling Stones, Led Zeppelin, АС/DC, психоделический Pink Floyd (последний тоже до сих пор крутят на некоторых российских диско, хотя он не совсем для них предназначен, но все равно глубинные духовные матрицы у всех этих групп одинаковые и настоящего богоискательства там никакого нет, разве что через нарко-фантомный мир), это знают. Тогда на Западе, равно как и сейчас, никогда не создали бы публичный высокий рейтинг подлинному поиску Бога, который объективно выходит на неприемлемого для мира мамоны и нигилизма Христа. Рок – это вселенская тоска, камень на груди, беспросветный духовный мрак, садистское изматывание ушей и нервов, невыносимая душевная тяжесть. Скажете, рок – протест? Да. Но против чего? Изначально и по нарастающей – исключительно против «ханжеской морали» христианства. Ну ведь так, не правда ли? И пусть христианство на Западе прокатано и продуто всеми еретическими ветрами мира, пусть до предела ужато, выскоблено и выхолощено, все равно – рок-протест (кстати, разработанный профессионалами примущественно пожилого возраста в лабораториях Стретфордского института, Гарварда и спущенный потом в молодежную среду) был направлен против базовых установок христианства как такового – чистоты, девства, целомудрия, святости брака, семьи и воздержания. Рок в Европе начинался именно с этого заказного протеста (готовилась почва для грядущей идеологии глобализма) и потом последовательно раскрыл свои извращенческие сатанинские глубины. Взгляните на наркотические бесполо-глумливые лица заядлых рокеров из известных западных групп – и вам станет все ясно. Какое тут богоискательство? Мы – не дети…


Уверенность одного из современных сторонников позитивного восприятия рока игумена Сергия (Рыбко) в том, что он, рок, сам по себе ни хорош, ни плох и что он может быть каким-то образом «христианизирован» должна быть очень серьезно обоснована. Мноние из нас, граждан России, от пятидесятилетнего возраста и моложе, стали христианами в отрыве от христианской традиции, которая уничтожалась в обществе под корень более ста лет. Этот разрыв и предопределил нынешние амбициозные настроения отдельных миссионеров, которые, не имея духовного опыта умученных христианских поколений России (а только лишь опыт своей прежней профессии), начинают ответственнейшую миссию служения в сане без должной духовной крепости и мудрости. Получив богословское образование в теории, без серьезной и длительной практики молитвенного делания, основываясь порой на своих прежних мирских навыках, они достаточно легко пересматривают вековечные принципы христианства и волюнтаристски перечеркивают их «ради спасения погибающих». А в результате – никого такие «миссионеры» (не имею здесь в виду никого конкретно, это – вопрос принципа) не спасают, но, опуская веру до уровня толпы, профанируют ее, ужимают и выхолащивают до неузнаваемости. Типичный пример: рок-опера «Иисус Христос-Суперзвезда». Христос? «Христос». Но какой? Не Богочеловек, а просто человек. Добрый и хорошо поющий. Чувствуете разницу? Говорят – пока хоть такой… Но принимают Его именно «таким» вот уже почти сорок лет – и больше ничего не хотят. Ничего!.. Извечно искусительный суррогатный принцип – попроще, помягче да послаще. А вы пробовали переводить эту оперу на русский язык? Попробуйте – и получите музыкально зарифмованную кощунственную ересь а-ля Скорцезе:


I don't know how to take this


I don't see why he moves me


He's a man he's just a man


And I've had so many men before


In very many ways


He's just one more…


…I want him so…


 (из арии «Марии Магдалины», поющей о «Христе»)


И псевдохристиане млеют… Ах-ах-ах!...


Однако даже в католическом и протестантском мире, который несколько последних десятилетий шел по вышеозначенному пути «приближения христианства к миру» (в то время как православие поднимает мир до себя) и при этом катастрофически уменьшался в численности (а храмы на Западе в великом множестве продаются с молотка и закрываются из-за исхода верующих), сейчас приходят к выводу о том, что заигрывание христиан с радикальной молодежью не привело их ни к чему путному. Не один и не два западных миссионера, встав на такой путь опрощения, в конце концов сами убыли из христианства насовсем: кто – к «крутым» байкерам, кто – к «безбашенным» рокерам. Однако многие из «зависших» между небом и землей западно-европейских евангелизаторов, равно как и их паства, ищут сегодня выход именно в строгой ясности и правде традиционного православия.


Смиренно полагаю, что именно такой путь и следует предлагать нашей молодежи. Но для этого миссионеру нужно быть не половинчатым, не «нашим и вашим», не «мастером бесконечных компромиссов», а личностью во Христе, цельным верующим человеком, каждое слово которого, пусть и самое простое, – унция золота и воспринимается людьми как руководство к действию. И пока этого не будет, мы, христиане, продолжим сдавать позиции и сливаться с миром, казуистически оправдываясь и приближая своей личной равнодушной всеядностью эпоху глобализма с его микрочипами, эклектикой и новой универсальной идеологией, которая освятит грех и объявит его нормой.


Вольно или невольно, но некоторые модернистские тенденции в православной среде могут привести нас именно туда. В очередное «светлое» будущее.


Простите за расхожий штамп.


P.S. В ответ на публикацию в «ЛГ» редакция журнала получила от игумена Сергия (Рыбко) «Открытое письмо», адресованное ее главному редактору, протоиерею Михаилу Ходанову. В письме говорится о позитивном отношении его автора к року как таковому и о православном воздействии на его сторонников. Там излагается также интересная биография отца Сергия. В силу дефицита журнальной площади мы приведем лишь отдельные, наиболее важные выдержки из упомянутого письма и постараемся на них ответить. Желающих прочитать полный текст «Письма» отсылаем на сайт общины храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы: http://nalazarevskom.ru/content/view/307/334/.


Игумен Сергий (Рыбко) – Уважаемый батюшка! По-моему, Вы не совсем правильно понимаете, что это за явление – рок-музыка, и каково ее место в современной жизни молодого (и не только) поколения. Действительно, пришествие Бога в сердце человека знаменуется миром и тишиной. Такое состояние именуется праведностью, но ведь в него еще необходимо прийти! Далеко не все рождаются в православных семьях с глубокими христианскими традициями и еще на руках матери принимают христианские Таинства. Большинство наших современников начинают свой путь к Богу издалека. Никогда этот путь не был прямым и легким, но узким и тернистым. Вера от слышания, слышание от слова Божия (Рим.10; 17). И услышать слово Божие впервые человек может где угодно: в тюрьме, в борделе (житие прп. Виталия); почему бы и не на рок-концерте? Митрополит Сурожский Антоний (Блюм) говорил: «Если мне и в аду поставят кафедру, я и там буду проповедовать». Проповедь Христа и апостолов отнюдь не была обращена к праведникам. Потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9; 12), и пастырь добрый непременно оставит девяносто девять благополучных овец, чтобы найти одну заблудшую, даже если нужно для этого положить свою душу (Мф. 18; 12; Ин. 10; 11).


Почему же, уважаемый батюшка, Вы отказываете в праве слышать слово Божие миллионам молодых людей только за их приверженность к рок-культуре? Разве на этот счет существуют какие-либо церковные каноны? Ведь рокеры – даже не мытари и блудницы. Не мытари они, потому что по большей части являются людьми бедными и вполне порядочными, и не блудницы, так как многие из них в силу своего возраста сохранили чистоту, и вопреки расхожим мнениям некоторых канадских аббатов, рок-музыка, наркотики и разврат никак между собой не связаны. Очевидно, что Вы никогда не бывали на рок-концертах, где безусловно преобладают вполне трезвые люди, иначе не писали бы о «наркотических бесполо-глумливых лицах», возводя клевету на русских молодых людей, большей частью верующих и патриотов. Вполне традиционными для рок-культуры являются концерты-акции против войны, наркотиков и за здоровый образ жизни, часто принципиально безалкогольные.


Все люди разные, и, конечно же, имеют право на свое мнение о том или ином явлении. Вы, например, заявляете, что «рок и Христианство базируются на несовместимых принципах». Позвольте с Вами не согласиться. Христианство – это богоискательство. Истоки рока – бунт, борьба с несправедливостью, ложью, злом, пороком, поиск иной лучшей жизни, которая в конечном итоге возможна только во Христе: Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными (Ин. 8; 32). Что же здесь несовместимого? По-моему, у нас даже очень много общего. Если бы сегодня пришел Христос, думаю, Его проповедь так же была бы обращена к рокерам, как и ко всем остальным людям. И рокерами она была бы услышана, может быть, даже в первую очередь.


…Что же касается рок-музыки вообще, да, это действительно протест юных душ против ханжеской морали той цивилизации, в которой они родились. Для нас это была мораль «классово-коммунистическая», а для наших сверстников на Западе – мораль, прикрывавшаяся названием христианской, на самом деле, как соль обуявшая, ничего общего с учением Христа не имевшая, как ничего общего с ним не имеет ересь, вполне отступившая и от христианского мировоззрения, и от христианских этических норм. «Отцы Церкви никогда не называли еретиков христианами, поэтому и я никак не могу назвать католиков христианами, а называю их еретиками-латинянами» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)). Много веков уже не было ни Христа, ни Христианства в той католическо-протестантской Европе, где появилась рок-музыка. И выражала она собой не столько протест, сколько жажду в молодом поколении высоких духовно-нравственных идеалов. И поиск этот во многом ассоциировался с именем Господа нашего Иисуса Христа, но отнюдь не в гламурном католическо-протестантском понимании. Поэтому-то у католическо-протестантских миссионеров ничего не получилось из их, как Вы пишете, «заигрывания» с радикальной, ищущей молодежью. Не приняли эти молодые люди католического Христа, как не приняли такого Христа и молодые славянские племена святых Князей Владимира, равноапостольного и Александра Невского.


…Вы обвиняете наше поколение священнослужителей в «отрыве от христианской традиции». Но это равносильно обвинению всей Православной Церкви в отступлении от Православия. Где же тогда Тот, Кто сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28; 20)?..


Протоиерей Михаил Ходанов. – Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Сергий! Благодарю за поставленные вопросы и замечания. А теперь – по порядку. О роке я кое-какое представление все же имею. Не из-за музыкального образования, которое отсутствует (хотя до принятия сана неплохо играл на гитаре и занимался профессиональным бардовским исполнительством), а в силу общей культуры, элементарной информированности и долгих личных впечатлений. Наш возраст практически совпадает, и мы прошли сквозь одно и то же время. И поверьте, все, что волновало Вас, не прошло бесследно и для меня. Да, мы протестовали против советской системы – хаотически, примитивно, с вызовом, кто как. Понятно, что протест этот принимал порой возвышенные, но чаще – совершенно незрелые, а по сути дела иногда даже и душевредные формы (появиться на улице в рваной джинсовой одежде, причем рваной именно там, где все положено прикрывать, вызов в словах, нарочитая развязность в общественных местах (наверное, как отпор зажато-блеклым совкам?...), сексуальный подтекст всего поведения, рок-концерты в потаенных местах, где свобода поведения воспринималась именно как необходимая и прогрессивная аморалка, как «западная раскрепощенность» – и обязательно с элементами мата, модной пошлости и общего либерального душка с беспорядочными соитиями и пьянством). Но за давностью лет эта бурлящая подростковая амбициозность и откровенно дерзкие антиобщественные выходки воспринимается сегодня уже как нечто героическое и даже эпически-антисоветское. А как же? Нас же на рок-концертах «хватали и вязали»… А на деле все было гораздо проще и за рамки мелкого хулиганства и эпатажа, как правило, не выходило. И милиция, по большому свету, была тысячу раз права, производя «вязание».


Далее. Я с нелицемерным уважением отношусь к тем мужественным миссионерам, которые работают в экстремальных условиях, и тем более с неформалами, и совершенно не отказываю молодым русским (и не русским в равной степени) рокерам в праве внимать слову Божиему. Это особо тяжкий труд и подлинная проверка степени крепости своего христианского сердца. Когда я писал об «отрыве от христианской традиции», то имел в виду объективное положение представителей нашего поколения, родившихся в 50-60 годах прошлого столетия в обстановке повального безбожия, когда наши отцы и деды, по сути, тоже были атеистами, поскольку и они родились в советское время. А сегодня – весьма немало священников, которые вышли именно из атеистической среды, где была насильственно утеряна всякая православная традиция. Чего тут непонятного? Вы о том же пишете, только применительно к своей «трудной» пастве. Христианство в советские времена – это крошечные островки в океане безбожия. Понятно, что я имею в виду? Да, мы учились в духовных семинариях и академиях. Да, там мы получили бесценную базовую информацию о христианстве и азы молитвенного делания. Повторюсь – азы, которые заложили в нас наставники для правильного устроения нашей дальнейшей духовности. Почему были счастливы те, кто родился в крепких православных семьях, чей быт изначально был пронизан каждодневным христианством? Им все-таки было чуточку легче. Но таких среди нас было мало. И поэтому нам (конкретно нам с Вами) в определенном смысле было трудней в приобретении крепкой духовности. Ведь мы начали чуть ли не с нуля. Ощутили сильное желание жить не по лжи, стали ходить в храм, кто-то даже вошел на правах пономаря в алтарь или же был сторожем – неважно. Потом – духовная школа, затем – приход, а там – строительство, восстановление, спонсоры, хозяйство, люди, проблемы. На молитву и внутреннее духовное устроение времени оставалось совсем мало, правда ведь? А ведь наступил период, когда надо уже было все от себя отдавать. А нам-то самим нужно было еще только-только развивать и укреплять полученное семя духовности… Вот в чем проблема, а не в том, что Ваш оппонент, констатируя наличие определенных духовных проблем у себя лично и у своих собратьев в сане, якобы выступает тем самым «против полноты Православной церкви».


От этого и в миссионерстве мы подчас опираемся на те профессии или интересы, которые были присущи нам ранее и в которых мы более или менее поднаторели. И от этого мы нередко привлекаем в этой своей миссии людей, прежде всего, тем, чем владели раньше сами, а не тем новым христианским началом, которое в нас выражено еще недостаточно сильно (если уж по-настоящему строго к себе относиться). И здесь нам нужно быть достаточно трезвыми и лично скромными, чтобы признать за собой ту или иную степень духовной немощи. Да, проповедовать надо везде, но мы должны быть интересны «аборигенам» и язычникам не только как хитроумные актеры, прикидывающиеся (до бесконечности) то иудеями, то эллинами, а именно как христиане, и не эксплуатировать без конца известную формулу апостола Павла. Все правильно и все хорошо в меру, но надо, в конце концов, уметь (и хотеть) проповедовать и Христа. Чем апостол, собственно, и занимался. Если Вам это удается, Богу слава. Вот и все. Да, Господь наш Иисус Христос пребывает с верными до скончания века. Но нам, чтобы войти в этот благословенный удел, нужно тоже быть преданными Ему, а это – искусство из искусств...


Что касается принципиальной связки рока с наркоманией и сексом, то разрешите мне остаться при своем мнении. Есть на то серьезные основания. Я достаточно детально ознакомился с некоторыми из них, когда работал заместителем главного редактора в журнале Министерства юстиции РФ «Человек и закон» и общался, как профессиональный журналист, с соответствующими правоохранительными органами. Сама же рок-идеология, тщательно разрабатывавшаяся в закрытых потомакских учреждениях, принципиально сведена к его непримиримому антихристианскому наполнению. Так что если в нынешнем роке и есть что-то человеческое и даже духовно возвышенное, а также противоалкогольное и антинаркотическое, то оно появилось там совершенно ему вопреки, то есть из совсем другой, как говорится, оперы.


Да, и еще: до сих пор я смиренно полагал, что христианство – это не богоискательство, а религия, уже как две тысячи лет назад нашедшая Истинного Бога в Господе нашем Иисусе Христе. Бога ищут те, у кого Его нет. Толстой, например. Или Максим Горький.


И последнее. Почитайте, пожалуйста, текст одного из Ваших Интернет-апологетов, г-на К.Фролова с его орфографией и пунктуацией:


«В журнале «Шестое чувство» и «Литературной газете» некий о. Михаил Ходанов написал статью, словно скопированную с раскольнического и осужденного Синодом «Духа христинанина» и «установок» миссимофобского лобби. Вообще, использовать светское издание в целях борьбы с православными миссионерами недопустимо. Ходанов пишет по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», смешивания в одну кучу глобализацию, микрочипы, рок-музыку, байкеров, о. Сергия (Рыбко). Он некомпетентен ни в одной из этих тем, крайне примитивно, в духе Диомида и ему подобных, упрощает сложные процессы, связанные с глобализацией, за уши притягивает к ним мотоциклы и музыкальные стили, путает миссионерство с духовничеством, рассматривая последнее с «младостарческих» позиций (http://kirillfrolov.livejournal.com/439173.html)».


Вы рады такой «защите», отец Сергий? Видно, что все это самозабвенно писал в компьютерно-виртуальной тиши совершенно непуганный судебной ответственностью за клевету человек с психологией андерсеновского тролля.


Ладно... Немощь человеческая да покроется христианской любовью и терпением. Кстати, просмотрите, по возможности, статью «Страсти роковые».


Надеюсь, что все наши недоразумения в основном выяснены и бейсбольные биты не в меру горячих адептов рока спешно переделываются на орала.

 

Перейти к содержанию номера 

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №2-2009, Протоиерей Михаил Ходанов
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "С Крестом к неформалам, или по поводу одного открытого письма"
Имя:*
E-Mail:*