переправа



Какая элита нам нужна



Опубликовано: 7-03-2009, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


 

(Окончание. Начало см. в №1, 2009)


Приход передовой части российской молодежи к христианскому учению, а затем и к жизни по Христу, кажущийся сегодня почти немыслимым, на самом деле не так уж утопичен. Три группы взаимосвязанных факторов помогают этому процессу, ускоряют его: глобальные, национальные, личностные.


Глобальный кризис действует на сознание молодого русского интеллектуала, как ушат холодной воды. Из стороннего наблюдателя мировой драмы он вдруг, помимо своей воли, становится ее непосредственным участником. Лавина нерешенных проблем и конфликтов безнадежно больного мира готова, кажется, в любой момент рухнуть на уютный его мирок, сметая со своего пути и мнимое благополучие, и планы на будущее, и, возможно, само это будущее.


Тут уж не до сантиментов. Тут – либо ты, либо тебя. Ситуация, как, впрочем, и сам глобальный кризис, уникальная, не описанная ни в каких учебниках.


Во-первых, сакраментальные вопросы «кто виноват» и «что делать» перемещаются для нашего героя из области абстрактного сострадания к нуждам других людей в куда более жесткую и конкретную плоскость личного выживания.


Во-вторых, начинает живо волновать природа происходящего. Официальное объяснение кризиса как пусть и серьезного, но всего лишь технического сбоя в системе глобального мироустройства почему-то не устраивает. Инстинкт самосохранения подсказывает: черт куда страшнее, чем его малюют. Возникает недоверие к дружным эскападам мировой прессы (и стоящей за нею мировой элиты) – мол, «все под контролем» и для преодоления «технического сбоя» достаточно подкрутить кое-какие гайки, на худой конец, подлатать и подновить мировую систему управления….


В-третьих, молодежь, как никогда, боится ошибки. Диагноз вселенской беды должен быть совершенно точным. И скорым. Времени и сил на «вторую попытку» может и не быть.


В этом контексте христианское понимание сущности и причин хронической болезни человечества вообще и нынешнего ее обострения (глобального кризиса), в частности, вызывает у молодых не страх и предубеждение, не рассудочный протест и отторжение, как в не столь уж далеком прошлом, а живой отклик и неподдельный интерес.


Кто довел планету до ее нынешнего упадка? Рыбы, птицы, звери? Или, может быть, «зеленые человечки», созданные нашим воспаленным воображением с тайным упованием на некий «высший разум», который в последний момент якобы вмешается и все исправит?


Христианство отвечает на этот вопрос просто – так, как ответил бы и ребенок, если бы его не сбивала с толку фурсенковская рационально-материалистическая школа: АВТОР ВСЕМУ – ЧЕЛОВЕК.


С точки зрения православия, ход мировой истории определяется не сменой формаций, не столкновением культур, идеологий, интересов и амбиций, даже не научно-техническим прогрессом, а… духовным состоянием человека. Точнее – степенью чистоты (святости) его души. Еще точнее – степенью его человечности: и каждого человека в отдельности, ибо каждый – вселенная, и соборно, собирательно всего человечества, единого организма, состоящего из шести миллиардов живых «людей-клеток». «Человеки» обособлены друг от друга только внешне, телесно, но они едины в непрерывной, незримой и нерасторжимой эманации своих сокровенных духовных энергий. Прочее – идеи, слова, дела, сотрясающие поверхность планеты и порой заливающие ее потоками страданий и невинной крови, – производно от душевно-духовного склада каждой и всех «клеток» общечеловеческого тела.


В основании любого – как самого простого, так и самого сложного – земного явления или процесса, перед которым зачастую почтительно склоняется разум, лежит сам этот наш разум-творец (кто или что еще?), а под ним, много глубже – исходное намерение человека-творца: доброе или злое, праведное или лживое, прекрасное или уродливое.


Следовательно, и корни нынешнего кризиса следует искать не в просчетах политиков и специалистов, а в тех базовых побуждениях лжи, насилия и порока, на которых испокон века зиждется наша цивилизация. Полюбопытствуйте – раскрутите, разберите на части любое (за редким исключением) явление нашей жизни, и там, в самом его основании вы найдете исходную мотивацию: алчность или обман, зависть или злобу, страх или боль. Бывает, правда, и так: творение создано вроде с добрыми побуждениями, но, попадая в руки других людей... Не зря говорят: благими намерениями дорога в ад вымощена.


Вывод: как духовное первично к физическому («дух творит себе формы», а не наоборот), так и ужасающий нас, грозящий нам погибелью мир может быть изменен только одним способом – ИЗМЕНЕНИЕМ СЕБЯ.


Разум наш уперся в потолок. Действуя горделиво и самонадеянно, в отрыве от духовных законов (неизмеримо более важных для него, нежели законы земной жизни),он словно забыл, что принадлежит человеку и призван служить исключительно его благу. Отсюда зло: наука ради науки, война ради войны, образование ради образования, деньги ради денег – разве не в отходе от базового принципа человечности и поклонении мертвым идолам страстей суть и соль всех невзгод нашей так называемой цивилизации?! Бессовестный и безбожный разум, лишившись духовной узды, восстает на своего хозяина – человека, обращая его в раба себе и им же порожденным страстям. Теперь этот бесноватый разум «дорастает» до идеи уничтожения «ненужной» части человечества! Вдумаемся в грозное предостережение Святых Отцов Церкви: страшен человек, удовлетворенный материально, но не имеющий правильного духовного устроения!


Псевдоразум не только безумен, он бесплоден. Глобальный кризис не имеет решения в рамках рациональных парадигм, ибо он сам – воплощенная сверхсложная парадигма. Тяга разума к самоуничтожению закрывает ему путь познания. Любой научный прорыв, не освященный новой духовностью, опасен для человека: логикой бездушной целесообразности он присваивается рынком, политиками или военными, служит смерти, но не жизни. Истощение ресурсов и пороговое напряжение систем жизнеобеспечения целого мира – это ли не результат «разумного», то есть опирающегося исключительно на самонадеянный интеллект, развития человечества?! Если мы и дальше намерены полагаться исключительно на силу такого «разума» и накопленную им инерцию «прогресса» – а именно этот путь в конечном счете предлагает мировая политическая знать, – наша цивилизация обречена. Что человечнее: добровольно усмирить непомерные потребности так называемого цивилизованного мира (население США, как известно, составляет лишь пять процентов от общемирового, а потребляет сорок процентов глобального ВВП) или планировать истребление двух третей человечества?


* * *


Изменить себя – реально ли это? Возможно ли появление нового человека и новой философии жизни?


С учетом того, что, во-первых, подобное изменение, во-первых, может произвести над собой только сам человек и только добровольно; а во-вторых, что речь должна идти не о герое-одиночке, а о достаточно больших (десятки и сотни тысяч) группах преображенных людей, задача выглядит почти невыполнимой. Современный человек опасно деградировал: всецело погруженный в нужды и запросы своего тела, он поразительно невежествен и беспомощен в понимании собственной души. Вечное и первичное предано им в угоду временному и бренному. Человек как бы переворачивается с ног на голову – так и живет, страдая, болея и умирая.


Глобальный кризис, несомненно, толкает пораженный гордыней человеческий разум к пониманию этой истины. (В самом деле, не враг же он нам – наш разум!) Но одного лишь внешнего фактора недостаточно. Нужны еще особые региональные или национальные условия, при которых подобное глубокое внутреннее преображение человека из абстрактной идеи стало бы реальностью.


Такие условия, на наш взгляд, точечно и ускоренно складываются в России. И только здесь!


Россия всегда, под глумливые ухмылки Запада, пробивала миру неторные пути и открывала новые горизонты. Бездорожье и дураки, войны и революции промыслительно устилали терниями ее путь, не позволяя расслабиться, отвлечься от мучительного прорыва в будущее, заплыть жиром сытого и тупого неверия. Каждый раз, когда нашей духовной жизни угрожал застой, происходил социальный взрыв. Так, штыками революции 1917 года Всевышняя и Всеблагая «хирургия» вырвала страну и Церковь из религиозного упадка начала прошлого века, блестяще показанного в трудах митрополита Вениамина (Федченкова). В свою очередь, большевистский «железный занавес» на добрых семьдесят лет отгородил русское православие от тлетворного влияния западных вероучений, которые в ХХ веке, слава Богу, догнивали уже без нас, а великие очистительные жертвы, понесенные Церковью Христовой в годы сталинских гонений, вернули ее на путь христианского подвига и подвижничества.


У неписаной духовной истории человечества своя логика – чаще всего отличная, а то и прямо противоположная мирской. Она еще ждет своих исследователей.


Крах СССР и приход к власти в России либералов имели, в контексте этой истории, такое же смысловое значение, как и падение дома Романовых. В сжатые исторические сроки, в самом концентрированном виде России по попущению Всевышнего была дана возможность до дна испить «чашу либерализма и демократии». Ту самую чашу, которую Запад цедил малыми глотками не одно уже столетие, рекламируя ее в качестве «живой воды» и силой навязывая остальному миру. Не познав вкуса этого зелья, мы не смогли бы без оглядки и сожаления идти дальше. Нам нужно было опытно убедиться в том, что все революционные способы «улучшения» мира окончательно себя развенчали и изжили. Нам нужно было увидеть, кожей ощутить, что нынешнее «предынсультное» состояние цивилизации как раз и вызвано длинной чередой ошибок разума и победоносных безбожных революций, каждая из которых несла на своих знаменах светлые идеи, почти заповеди блаженства, а все вместе обернулись террором против собственных народов и агрессиями против чужих. За голгофами все более и более кровавых революционных бурь мы наконец смогли разглядеть рыло их вдохновителя, главного революционера всех времен и народов, «лжеца и отца лжи» – Люцифера.


Последней в этом ряду, во всяком случае для русского сознания, стала, будем надеяться, либеральная революция 90-х годов. Классическая, образцовая революция. Та же лживость лозунгов, та же пропасть между словами и делами, те же трагические социальные последствия. Внешняя форма, правда, особая – мягкая, иезуитская, просвещенная. Без наивного идеализма и «грубой» трудовой романтики. Пожалуй, если бы кто-то взялся суммировать все прямые и косвенные людские потери, которые страна понесла за минувшие двадцать лет в результате развала хозяйства, семьи и нравственности, скорбный счет оказался бы вполне сравнимым со сталинским ГУЛАГом. Если же к этому добавить страшную тенденцию духовного растления и, как следствие, нарастающего демографического убывания русского народа, – итог был бы и того горше.


Могут возразить: христианский синтез, о котором, по словам Г. Флоровского, «томится и взыскует современная эпоха», немыслим в сегодняшней России! Ситуация аховая: хозяйство в развале, население тает, кругом торжество гламура, коррупции, порока. Пир во время чумы. СМИ и телевидение превозносят мошенников, бандитов, извращенцев, космополитов и колдунов. Власть безмолвствует – будто и впрямь надеется, что этот «табор» будет строить, рожать, изобретать и защищать державу. Власть либо лукавит, либо не чует беды – не понимает, что рубит сук, на котором сидит.


Все верно, ситуация действительно аховая. Но это опять-таки только внешняя сторона жизни. Для духовной истории она почти не имеет значения. Святые Отцы были убеждены: извечная неустроенность, корявость и неприглядность нашей национальной жизни вызвана отнюдь не отсутствием у русского человека природных талантов или усердия. И того и другого, да еще вдобавок смекалки, доброты и терпения – всего у него с избытком. Просто, в отличие от западного, русский человек, всей своей душой, первой мыслью своей всегда обращен к Богу. Он неосознанно ищет Его, игнорируя собственное материальное благополучие, а не находя, предпочитает забвение. Отсюда и пьянство его, и бунт – бессмысленный и (для рационального ума) беспощадный.


Нынешнее, бедственное состояние России с позиций духовной истории вполне объяснимо и даже по-своему закономерно. На нашей святой земле разворачивается последняя, незримая, решающая схватка за души людей. Здесь в толще народной традиции и культуры еще живы – и могут дать всходы – корни подлинной христианской духовности и смирения, утраченные западной традицией. Именно поэтому в 90-х годах ХХ века, после падения «железного занавеса» Россия подверглась столь разнузданной, невиданной по масштабам, организованности и изощренности атаке мирового нигилизма. По ней был нанесен удар «нейтронной бомбы» постмодерна, нравственно уничтожившей, выжегшей несколько поколений русской молодежи и оставившей после себя такой «бесовской шабаш», о котором и не мечтали авторы либерального заговора.


Новому христианскому миру, по неизреченной воле Промысла, предстоит пробивать себе дорогу сквозь грязь, смрад и гниение старого ветхого мира. Таков закон бытия. Русские люди должны увидеть – и видят уже! – физиономию «прогресса», насаждаемого духовно чуждыми и враждебными им силами, и цену, которую за этот «прогресс» приходится платить. Только на этой почве всенародного трезвения вызреют и соединятся духовные предпосылки, силы и энергии сопротивления вселенскому злу, ополчившемуся на Святую Русь. Так по весне свежий росток вытягивается из гнили перепревшей земли.


* * *


Мировой кризис и национальная специфика – необходимые, но далеко не достаточные условия начала в России долгожданного христианского синтеза – процесса, в ходе которого познающий разум сможет наконец, пусть вначале и через относительно малую группу людей – «закваску», органично слиться с Предвечным Творцом и вырваться из тупика и застоя, дабы положить начало новому человечеству. Решающую роль здесь, как и положено, будут играть кадры, личностный фактор. Человечности, образа и подобия Божьиего в сердцах людских – вот чего по-настоящему не хватает нашей цивилизации. Только восполнением этого дефицита и можно остановить распространение метастаз зла.


Поразительно актуально в наши дни звучат слова русского философа И.С. Аксакова о том, что, отвергая образ Божий, человек неумолимо совлечет (и уже совлекает) с себя образ человеческий, а затем возревнует об облике зверином. Не эта ли метаморфоза происходит с нашей так называемой цивилизацией, в которой формальная свобода оборачивается тотальным контролем и рабством, культура – одичанием, наука – опасным экспериментаторством, хозяйственная жизнь – жадным обогащением? Основа для «закваски» нового человечества в России уже имеется. Это Церковь и православное сообщество – духовно единое Тело Христово, которое живет и исполняется силой после десятилетий отчуждения и гонений.


Впрочем, и это еще не вся «закваска». Это база, просвирня, в которой очень скоро, будем надеяться, начнется замес теста цивилизации будущего. Сюда под воздействием кризиса и общего расстройства жизни начнут (и начинают уже) подтягиваться ближайшие резервы – передовая часть университетской молодежи и патриотически настроенное национальное предпринимательство. На первый взгляд, может показаться, что обе эти социальные группы находятся вне православия, более того – далеко за пределами его воздействия…. Но это чисто внешнее впечатление. Ситуация меняется буквально на глазах. Сегодня, когда упраздняется прежнее знание, разрушаются привычные индивидуальные и социальные устои, иссякают ресурсы, девальвируются ценности и смыслы, «полоса отчуждения» между религией и передовыми общественными кругами сужается, а интерес к вековой традиции, истории и опыту предков стремительно растет.


Настало время учесть эти сдвиги и внести поправки в тактику ведения духовной борьбы. Православному сообществу, возможно, пора подумать о начале контрнаступления на нигилизм. Для этого в кратчайшие сроки нужно решить ряд насущных задач: повысить уровень и эффективность православной миссионерской работы, привлечь к ее ведению новые, свежие силы, расширить ее диапазон и творчески разнообразить формы, завязать диалог с теми социальными силами, которые по разным причинам до сих пор не охвачены миссией, хотя и внутренне готовы принять Откровение. К сожалению, эта работа слишком часто стиснута оградой храма, ведется только с теми, кто уже пришел. Она по духу оборонительная – не наступательная.


Как достичь перелома? Как выйти из ситуации, при которой, с одной стороны, все более очевидной и насущной становится необходимость православного «ренессанса» в России, а с другой, сохраняется разобщенность в рядах воинства Христова, растет напор нигилизма в национальных и международных масштабах?


Опыт духовно-просветительских семинаров «Переправы» в Нижнем Новгороде, проведенных в 2007–2008 годах для активистов нескольких молодежных организаций («Наши», «Молодая гвардия» и др.), показывает: российское студенчество вовсе не отгорожено «медной стеной» от православия, однако его прозрению и приобщению к вере по-прежнему мешает ряд серьезных препятствий.


Прежде всего, мы должны осознать и признать тот факт, что самостоятельно, следуя одним только внутренним побуждениям – тому же страху перед надвигающейся глобальной катастрофой или смутному зову предков, – молодежь в Церковь не потянется. Придут талантливые единицы, не более того. Слишком высок темп жизни. Слишком плотной информационной завесой укрыто сознание молодых от спасительных духовных знаний и навыков. Слишком живучи негласно поддерживаемые в нашем обществе предрассудки, будто вера есть нечто аморфное, мрачное, унылое, обращенное в прошлое, враждебное науке и вообще современной жизни. (К сожалению, церковные люди тоже порой невольно подыгрывают этому заблуждению, избегая задиристой молодежной среды и направляя острие своей проповеди в маргинальные слои или же на социальное служение). Слишком силен напор и широк выбор соблазнительных для молодежи духовных суррогатов, которые выдаются за «новую веру», а фактически уводят в сторону от Бога и подлинной духовной жизни. Из каких таких источников финансируется в России несколько центральных телеканалов, вещание которых Святые Отцы, доживи они до наших дней, иначе как «бесовским наваждением» и не назвали бы? Экстрасенсы, шаманы, маги, уфологи, астрологи, знахари, зачастую просто психически нездоровые люди заполонили все мыслимые и немыслимые эфиры. Духовная грязь мутным потоком, не встречая на своем пути ни малейших помех, льется в сознание народа, а вот возможности с позиций православной науки разъяснить смертельную опасность для человека этих духовных «ядов» почему-то нет.


Бедные люди! Никому ведь и в голову не придет доверить свое тело хирургу без диплома, с сомнительной репутацией, грязными руками и ржавым инструментом. А тут беззаботно и добровольно впускаем в святая святых – в храм собственной души безграмотных самозванцев! Святые Отцы исцеляли чужие души потому, что их собственные души были святыми – то есть чистыми, свободными от заразы страстей.


Другая беда – невежество. Ни семья, ни школа, ни вуз сегодня не дают (и в ближайшее время, похоже, не дадут!) подрастающему поколению даже начального представления о том, что собой в действительности представляет «наука наук» – православная вера. Нужно искать новые нестандартные пути. Впрочем, в столь сложный, переходный момент одинаково опасны и поспешность, и промедление. Приход человека к вере, к Богу есть результат действия в нем Промысла – внешние условия могут лишь способствовать этому преображению, но не подменять его. Иначе вместо веры получим, по меткому выражению А.С. Хомякова, верование, а из православных семинарий будут, как и в дореволюционные времена, выходить готовые революционеры и бомбисты.


Другой путь есть. Сегодня книжные прилавки полны трудами Святых Отцов – величайших аскетов и психологов, словно бы самим Промыслом назначенных для преодоления атеистической «разрухи в головах» – главной бреши и ахиллесовой пяты нынешней цивилизации. (Кстати, в Россию эти труды пришли с запозданием, лишь в середине XIX века, что в немалой степени предопределило ослабление духовного иммунитета страны накануне революции). Этот поистине спасительный ресурс знаний и опыта остается только доставить в «тыл» врага – в среду атеистического невежества и духовной беспризорности. К огромному сожалению, наша молодежь, видя, главным образом, лишь внешнюю сторону церковности, остается – по незнанию – равнодушной к этому сокровищу и уподобляется нищему, вымаливающему милостыню, сидя на сундуке с золотом.


Почему нищему? Думаю, что за внешней независимостью и ершистостью молодежи скрыт целый букет проблем и комплексов. Ее жизнь перенасыщена страданием. Взять хотя бы тот факт, что психофизические нагрузки, падающие на плечи молодых, растут сегодня буквально на глазах, «несущая» же их способность при этом не увеличивается. Скорее, наоборот. Отсюда стрессы, депрессии, аутизм, распад личности, суициды. Современный человек по темпу и тяготам своей жизни напоминает белку в колесе с той только разницей, что белка крутит колесо, когда ей вздумается, а «человек разумный» – когда включается невидимый привод. Хочешь не хочешь, а беги! Жаль, не разглядеть того, кто управляет приводом …


Духовная беспризорность наших дней – явление особое и требует к себе особого, деликатного подхода. Беспризорного насильно не усадишь сразу за парту и не станешь учить алгебре – сбежит! Сначала его надо отмыть, отогреть, успокоить, научить алфавиту. В духовной сфере – то же самое. Апостол Петр рекомендовал новичкам твердую (духовную) пищу сразу не предлагать, а поить «теплым молоком».


В Нижнем мы с успехом опробовали эту методику. Семинары «Переправы» из цикла СОС (самопознание, осознанность, самостояние) были посвящены не «лобовому» изучению Евангелия, к чему подавляющее большинство наших слушателей попросту не было готово, а рационально-эмпирическому изучению азов духовной жизни: зримый и незримый миры, двусоставность природы человека и понятие души, навыки самоанализа, природа мысленно-эмоциональных состояний, различение в себе факта телесно-душевной дисгармонии, изучение феноменов страха, боли и других недугов «внутреннего человека», а также способов их лечения, умение жить в настоящем и проч.


Для большинства слушателей (а это были в основном выпускники и аспиранты вузов) стало настоящим открытием, откровением, почти культурным шоком то богатство мысли и опыта, искренней заботы о благе человека и знания его самых интимных, сокровенных тайн, которое содержится в Священном Писании и трудах Святых Отцов. Но и это еще не все. Простейшие аскетические практики, адаптированные к уровню новичков, во всей полноте открывают им глубину собственного невежества в важнейших вопросах своего (не чужого!) бытия. Выявляется и потрясает «беспризорное» сознание сам факт неведения и непонимания себя, своей души, природы своих переживаний. Как следствие – неумение владеть собой, управлять психикой, преодолевать страхи и тоску, достигать того, что именуется «миром души».


Для переориентирования внимания слушателей с «лукавого и льстивого» внешнего мира, куда оно неизменно устремлено, на мир внутренний на семинарах был применен, в частности, такой прием. В порядке эксперимента слушателям было предложено «измерить» параметры своего внимания к телу и душе. В течение целого дня ребята с карандашом в руках фиксировали, сколько внимания – мыслью, словом и действием – уделяется тому и другому. Результат оказался ошеломляющим: в среднем девяносто пять на пять процентов – в пользу тела.


Аналогично были сопоставлены объемы позитивных и негативных мысленно-эмоциональных ощущений. Получилось где-то восемьдесят на двадцать в пользу негативных. Это у молодых-то, здоровых и в основном материально благополучных людей! Убежден, проведи мы подобное исследование на людях среднего и старшего возраста, перевес негатива был бы куда больше.


О чем это свидетельствует? Чем меньше современный человек знает и чувствует свою душу, чем меньше заботится о ней, хуже владеет и управляет ею, тем страшнее представляется ему собственная жизнь, темнее и безрадостнее существование. И речь здесь вовсе не о просвещении, не об абстрактном «новом знании», которое можно получить, а можно и не получать. Вовсе нет! Речь о базовом, коренном упущении, провале в развитии современной личности, нарушении ее природного душевно-телесного баланса, отчего страдает здоровье человека, рассеивается его внимание, сужается кругозор, утрачивается уверенность и осмысленность бытия, слабеет творческий потенциал, уходят жизненные силы.


Речь, таким образом, идет об ущербности и преступной однобокости всей нашей системы воспитания и образования, которая, надменно отметая богатейший отечественный опыт и заискивая перед опытом чужеродным, теряет из виду главное – воспитание человека-творца и формирует однобокого, забитого, «желудочно-удовлетворенного» (пользуясь метким афоризмом братьев Стругацких) «кадавра». С какой, позвольте узнать, целью? Во имя подъема страны? Тогда нужны пассионарии – люди духовно свободные, бесстрашные, цельные в своей богоподобности. Или для создания стада рабов, послушных бичу надсмотрщика, атомизированной биомассы?


Православие в лице Святых Отцов идет еще дальше, делает поистине революционный вывод: мир, окружающий человека, не есть случайное и непредсказуемое смешение атомов и объектов, процессов и явлений. Этот мир, в прямом смысле слова, является оттиском, продуктом, продолжением сознания человека. Каждый из нас движениями своей души, качеством своей духовной энергии буквально созидает и рисует мир вокруг себя. Совокупным духовным «продуктом» человечества определяется не только его, человечества, текущее состояние (благоденствие или упадок), но и «самочувствие» всех нижестоящих по отношению к человеку уровней бытия: животного и растительного мира, неорганической материи и даже природных стихий и катаклизмов. Такова истинная роль человека-творца на земле! Такова безмерность свыше дарованной ему – и только ему во всей вселенной – свободы!


Душа человеческая – это не смутная, абстрактная сущность, прилагаемая к телу и действующая, как ей заблагорассудится, а важнейший орган человека, отвечающий не только за весь комплекс психофизического здоровья (включая и тело), но и… за связь с Богом. Загрязняясь грехами и страстями, душа как бы замутняется, теряет способность поддерживать двустороннюю связь с Первоначалом; очищаясь – смирением и покаянием, – восстанавливает эту способность. Не Бог отворачивается от нас. Мы – от Него.


Мир незримый и все его богатства, все ресурсы и озарения, столь востребованные сегодня, когда исчерпан потенциал безбожного разума, – находятся не где-то вовне, не за горами и долами. Он – внутри нас, ибо «Царство Божие внутрь вас есть», и только от нас зависит, открыть эту дверь или оставить ее закрытой.


В небольшой статье невозможно раскрыть все нюансы и методики православного самопознания (постижения мира души), осознанности (смирения и покаяния) и самостояния (жизни во Христе). Это целая вселенная – вселенная духа, к которой и здесь, на земле, и по смерти – в результате разделения с телом – непостижимо припадает, приобщается наша драгоценная душа, обретая силы и узнавая смыслы вечного своего путешествия. Атеизм не для нашей молодежи: проповедью вечной смерти он превращается в религию мрака. Наша молодежь жаждет жизни, свет которой хранится в недрах православия.


Россия не алчет власти над миром и не стремится преуспеть за счет других. Святые Отцы видели ее грядущий подъем в умеренном процветании под сенью веры, общины и православной державности, в любви и терпимости к другим народам и религиям. (Не забудем, что именно благодаря православной веротерпимости в России за всю ее историю не вспыхнуло ни одной религиозной войны!) Безопасность же нации, как показал недавний и, увы, печальный опыт Сербии, обеспечивается не только и даже не столько силой оружия, сколько крепостью духа образующих ее людей, сплоченностью их рядов и готовностью бороться с агрессором до конца.


Ни одна из бесчисленных проблем атеистического мира не может быть и не будет кардинально решена в рамках эгоистической и лукавой логики этого мира. Православие решительно указывает на корень индивидуального и вселенского зла – страсти человеческие. Об этом и надо в первую очередь говорить с молодежью – честно, остро, без сюсюканья. Надо объяснять, что грех – это не «удовольствие, запрещаемое строптивым Богом», а вольное или невольное нарушение норм духовной жизни и духовного здоровья, и ведет он человека прямиком к погибели. Нужно наглядно показывать молодым асимметричность законов материальной (обычной, зримой) и духовной жизни при безусловной приоритетности последних, прививать им навыки одновременной жизни в двух мирах – зримом и незримом, строгого исполнения законов того и другого, хождения пред Богом, что только и обеспечивает полноту, осмысленность и счастье бытия. Нужно прямо предупреждать молодых о последствиях неисполнения духовных законов – как на земле, так и в вечности.


В этом контексте саму возможность возникновения в России христианской «закваски» – нового типа молодых людей, с полной силой и в полной мере понимающих всю пагубность отпадения человека от Христа и не видящих уже себя вне Бога, – мы должны понимать как нашу исключительную и бесценную привилегию. Это поистине «золотой шанс» спастись, значение которого, к сожалению, пока не видит и не признает остальной мир.


Взять хоть ту же коррупцию – третью по значимости после «дорог» и «дураков» национальную нашу беду. (Кстати, на «благословенном» Западе острота этой проблемы ничуть не меньше, а то и больше, чем в России, но вслух принято критиковать только нас). Можно ли одолеть это зло, меняя лишь внешние формы, принимая все более жесткие законы и наказания, усиливая контроль?


Н.В. Гоголь писал: если к жуликоватому чиновнику приставить солдата с ружьем, получится два жулика, если к ним добавить еще одного – три. Суть проста. Никакие запреты, надзоры и угрозы не остановят человека, приставленного к государственному или любому другому «добру», если у него нет надлежащего нравственного устроения. Последнее состоит вовсе не в уговорах и увещеваниях, не в страхе даже перед наказанием, а в понимании самим человеком (чиновником, политиком, военным, инженером, дворником) того непоправимого вреда, который он наносит себе и своему роду актом присвоения чужого. Просто люди этого не знают: одни неосознанно боятся узнать, других губит гордыня. А ведь с некоторых людей, с того же чиновника, вообще особый спрос: он запускает руку не только в казну, но и – через нее – в карман вдовы, инвалида, пенсионера. Это страшная ответственность перед обоими мирами!


На семинарах мы обсуждали эту тему и вместе со слушателями пришли к выводу: если бы сознание личной ответственности за нарушение заповедей по-настоящему овладело людьми, кандидатов в министры и губернаторы пришлось бы искать днем с огнем. К слову, два года назад «Переправа» предлагала руководству Академии государственной службы при Президенте РФ провести эксперимент – прочитать курс начального духовного просвещения для будущих чиновников. Задача была двоякой: во-первых, спасти или хотя бы предупредить (но не голословно, а через знания и личный опыт) будущих чиновников о реальных размерах их личной ответственности перед Богом и людьми; во-вторых, доказать руководству страны, что духовное просвещение – единственный реальный способ борьбы с бюджетными хищениями и некомпетентностью. И что вы думаете? Не вышло.


Духовно зрелый человек не просто может не красть – он не может красть. Почему? Он ЗНАЕТ, чем для него чревато нарушение заповеди «не кради», а по сути – духовного закона, такого же неумолимого и не оправдывающего невежество, как и законы нашей земной жизни.


…Русская образованная молодежь готова ко «второму принятию» Христа. Она теснится у врат, ведущих к Центру мироздания и скрывающих до поры все, что поможет ей вырваться из мнимого тупика глобального кризиса и совершить рывок в долгожданное Русское Развитие. Повторюсь: дверь в будущее не вовне, она внутри каждого из нас. Имя ей – душа, через которую – духовными трудами и помощью Божьей – мы сможем восстановить когда-то добровольно прерванную праотцами связь с Всевышним, одолеть в себе гибельное своеволие тела, ума и души, возродить ЧЕЛОВЕКА, каким его в начале времен по образу и подобию своему создал Господь. Не для смерти создал – для вечности. Ибо Бог есть Любовь, и только эта Любовь, соединяясь с человеком, руководя его помыслами и делами, сможет спасти гибнущий мир.


Александр НОТИН

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №2-2009, Нотин
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Какая элита нам нужна"
Имя:*
E-Mail:*