Предлагаем вниманию читателей интервью с господином Даудом Маттаром, председателем отделения Императорского Православного Палестинского Общества в Вифлееме и на Западном берегу реки Иордан (ПНА).
Интервью подготовила Анна БЫЧКОВА, руководитель проекта «Русская Палестина» международного молодежного центра «Диалог Будущего», активист «Переправы»
– Господин Дауд, исторически в Палестине православные арабы составляли двадцать процентов населения, а сейчас их – всего два. В чем причина?
– Войны 1948-го и 1967 года привели к тому, что очень многие арабы-христиане уехали из страны. После 1967 года православных в Вифлееме оставалось семь процентов. Но и сейчас очень сложно найти работу, из-за политики Израиля очень много переселенных арабов. Нет мира, как и раньше, и с мусульманами. Для сравнения приведу цифры, 25 тысяч христиан живет сейчас в Вифлееме, а в Южной Америке – 250 тысяч арабов-христиан из района Вифлеема. Но в мире никто не говорит об арабском рассеянии. Например, моя жена живет со мной в Вифлееме, а пять ее братьев – в Америке.
К сожалению, люди уезжают в Европу, Америку, но понять их можно: к примеру, от Вифлеема в пятидесяти километрах находится море, но арабам ездить туда нельзя, Израиль поставил пропускные пункты и возвел стену. В Европе же есть свобода передвижения. То же – и с учебой, работой…
– На землях Палестины из всех христиан православные были исторически сильнее остальных. Это и понятно, ведь Иерусалим – это восточная церковь. Какова сейчас религиозная ситуация в Палестине?
– За двадцатый век многие арабы приняли католицизм, так как миссионерство западных церквей шло гораздо активнее, чем традиционной православной церкви, да и западные церкви оказывают всяческую материальную поддержку. Греческая церковь, похоже, не признает существование местных православных арабов в Палестине. Единственно, от кого приходила помощь и признание – это Россия, Императорское Православное Палестинское Общество. Русские очень помогали в XIX веке, благодаря им были построены школы, храмы, монастыри и больницы. Сейчас Россия стала опять нам помогать, палестинцы смотрят на людей из России как на спасителей.
– Какие пути изменения ситуации вы видите на сегодняшний день, какую конкретную помощь вы уже ощущаете?
– Один из путей – молодежные обмены. Для людей, живущих в изоляции, это как глоток свежего воздуха, люди начинают чувствовать, что у нас одна кровеносная система, что духовное сердце для русских православных – это Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Святая Земля.
***
…После посещения нами семей израильских арабов, палестинских территорий, стало понятно, что их семьи нас ждут. Для принимающей палестинской стороны приезд гостей из России – это действительно приток кислорода. Мы, побывавшие там, на деле почувствовали расположеность к нам православных палестинцев.
Арабы, друзы, которые учились в России, их русские жены, живущие сейчас в Палестине, говорят о том, что им необходимо общение с Россией, что они хотят приглашать нас к себе в гости, хотят, чтобы и паломники, бывающие на Святой Земле, приезжали туда не только к святыням, но и к живым людям, хранящим эти святыни, окунались по возможности в жизнь той страны, куда приезжают, смотрели бы в глаза людям, которые живут у Храмов Гроба Господня в Иерусалиме, Благовещения в Назарете, Рождества Христова в Вифлееме и т.д.
Интересный факт: мусульмане, родители тех детей, которые ходят в школу ИППО в Вифании при монастыре Марии Магдалины, говорят, что в соседнюю школу они не пойдут, так как у нас образование дают лучше.
В Кфар-Ясифе возрождается первая школа ИППО, туда уже водят детей, хотя государство Израиль до сих пор не дало школе лицензию. Однако родители предпочитают отдавать детей в школу при православном храме, поскольку педагоги там действительно замечательные. Большинство учащихся там – из православной общины.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.