переправа



Дети играют...



Опубликовано: 8-11-2012, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Дети играют...

 

Игра... Не говоря о моментах азарта, сам фено­мен игры как элемент психической деятельности развивающегося человека полезен и даже не­обходим. В возрасте от одного года до трёх лет ребёнок входит в семейный мир игр и в целом во взрослый мир через игры.

 

Игра ребёнка построена на процессах внима­ния, интереса, подражания, самостоятельности, самодеятельности и творчества. В игре ребёнок познаёт мир, свойства вещей, человеческие от­ношения и самого себя. Сначала взрослые ведут ребёнка к предметам, а затем предметы через игру ведут его в мир взрослых. В воспитании и обучении дети очень восприимчивы к нагляд­ности, предметности. А успех образования во многом зависит от эффекта «узнавания» того, что было уже ребёнком интуитивно или опытно опробовано ранее в ходе игры.

 

Непременный элемент детской игры - игруш­ка. (Вглядимся и вслушаемся в это слово: как будто ласкательное наименование самой игры!) Если нет под рукой специально изготовленной игрушки, ребёнок придумывает её или исполь­зует что-либо из окружающих предметов: напри­мер, крышка от кастрюли у него - руль. А часто он и сам изображает собою то самолёт, то авто­мобиль, то медведя или ещё что-то или кого-то.

 

За последние 10-15 лет изменилась жизнь-детские игры и игрушки также сильно измени­лись. Я по возрасту отношу себя к старшему поколению и стараюсь не поддаваться избитой старческой философии, утверждающей, что «раньше и трава была зеленее, и вода мокрее». Однако всё же не могу не реагировать на тре­вожащие меня явления, тем более когда они влияют на духовно-нравственное формирова­ние моих детей и внуков и вообще - младшего поколения.

 

И что же мы видим? Если раньше ребёнок воображал себя Ильёй Муромцем, Суворовым или Чапаем, то сейчас - Гарри Поттером, Чёрным Плащом или Крутым Уокером. Полным ходом идёт вестернизация («западизация») игр и игру­шек. В мультиках Серую Шейку и Аленький цве­точек давно потеснили прагматичные скруджи и нахрапистые микки-маусы. Вместо зайчиков и мишек в наши детские комнаты нагло влез­ла размалёванная топ-модель Барби. Даже всем известную с детства считалку: «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, короле­вич, сапожник, портной...» - превратили в следу­ющий западнический «перл»:

 

На золотом крыльце сидели


мишки Гамми, Том и Джерри,


Скрудж Макдак и три утёнка,


выходи - ты будешь Понка!

 

Сам лично слышал этот бред от ребятишек в Саратове. А когда попробовал напомнить им про «царь-царевича», оказалось, что они такого и не слыхали! Вольготно расселась на русском золо­том крыльце всякая западная нечисть...

 

Произошло сильное качественное измене­ние содержательности детских занятий. В преж­ние годы в СССР действовала система кружков и студий детского творчества: авиамодельные, судомодельные, фотокружки, радиокружки, кружки мягкой игрушки, выпиливания, выжига­ния по дереву и многие-многие другие. Причём, как правило, эти кружки были безплатными. (Именно: без, а не бес.)

 

Сейчас же система сломана, кружки эти ка­нули в Лету, зато вместо них всплыли платные -восточные и всякие иные единоборства, где не последнюю роль играет умение, например, раз­бить кирпич, сломать доску...

 

Сопоставляя, видим, что в первом случае иде­ологией детских занятий было творчество, со­зидание (в том числе и изготовление игрушек), а во втором - ломко, разрушение. В первом - вы­ход к друзьям на совместное делание, во втором - выход к ближнему своему как к врагу с целью доказать своё превосходство.

 

Так, коллективистские, по сути - христиан­ские, нравственные принципы игры были вытес­нены потребительскими, индивидуалистически­ми, питающими тщеславие и гордыню. Доброту и созидание заменили крутостью и разрушением, изобретательство в творчестве вытеснили изво­ротливостью в жестоких наслаждениях.

 

Соответственно, этот процесс захватил и игрушку. Как отнять творчество и фантазию у ребёнка? Очень просто: надо наделить игрушку дополнительными функциями. И игрушки полу­чили электронную начинку, начали двигаться, хохотать, изрекать целые монологи, петь купле­ты. Появились куклы писающие, беременные; курицы, несущие пластмассовые яйца... Ранее всё то, что ниже пояса, уже прочно вошло во «взрослый» репертуар театров и эстрады, теперь же оно обрушилось и на наших детей через «по­ловое воспитание», «валеологию», а для самых маленьких - через игрушку.

 

Однажды у себя на работе я был свидетелем, как десяток женщин с восхищением любовались куклой-младенцем, который двигал ручками и ножками, плакал, смеялся, тужился и кряхтел, сосал соску. Играющему с такой куклой ребёнку ничего придумывать и воображать не надо: кук­ла всё делает за него. Акт творчества, фантазии исключён напрочь.

 

По этому поводу вспоминаются и другие слу­чаи. Как-то давно маленькая дочь радостно про­тянула мне весь исчёрканный листок бумаги: в паутине линий едва просматривается какой-то кривой овал с тремя или четырьмя чёрточками внизу («ножки!»), и она возбуждённо тычет паль­чиком: «Это котик! Я нарисовала котика!» А жена рассказывала, как в детстве скручивала платок, складывала пополам и баюкала - это у неё была кукла. И ничего - целые поколения выросли так, не ущербные, не лишённые творческого горения и созидательных сил, создавшие ракеты и пер­выми вышедшие в космос! Как же они, бедные, обошлись без Г. Поттера и Барби?

 

Кстати, об этой худосочной красотке, заполо­нившей все полки магазинов игрушек. Одна моя знакомая, директор школы «Золотое крыльцо», говорила, что в их школу путь для Барби закрыт. И я понимаю, почему. Дело в том, что этот вро­де бы безобидный кусок пластмассы разрушает все принципы детской игрушки и самой игры. Прежде всего кукла - это дитя, пупсик, малыш, играя с которым маленький человек социально готовится быть родителем, воспитателем, учи­телем, в крайнем случае - другом, сверстником. Барби же - модель взрослой женщины, с под­чёркнуто зрелыми формами, которую баюкать как-то нездорово.

 

Внешне худая, неестественно вытянутая её фигура совершенно не соответствует русским представлениям о женской красоте. К тому же ярко размалёванная, она возбуждает преждев­ременное подражание в применении космети­ки. И рынок тут же предлагает - специальную «детскую» косметику! Как говорится, есть боль­ной спрос - получи разлагающее предложение. Только плати!

 

А ведь на Западе немало учёных, и социо­логов, и психологов, прекрасно понимающих «феномен Барби». И тем не менее Запад сотня­ми тысяч делает и шлёт нам эту антиигрушку. А у нас её принимают и пускают в продажу. Значит, налицо отработанная система идеологической диверсии - прямо в души наших детей. В девоч­ке надо убить материнский инстинкт, в мальчи­ке развить жестокость. В итоге - удар по семье, вере, нравственности, традициям, патриотизму. А мы-то где? Наше-то понимание и бдительность куда делись?

 

Что касается компьютерных игр, об этом уже написано немало. Многие компьютерные игры сводятся к тому, чтобы уничтожить, убить на экране как можно больше человекоподоб­ных объектов: врагов, чудовищ, червячков, а чаще всего - человеческих фигурок, т.е. в конечном счёте людей. В ум и сердце вводит­ся резкое нравственное противоречие: изна­чально игра призвана пробудить в ребёнке силы творчества и созидания - в компьютере же стимулируется и активизируется антитвор­чество, убийство, развивается изобретатель­ность убийцы. Душа при этом неминуемо по­вреждается. Неслучайно повысилось число и многообразие детских неврозов, психических заболеваний, самоубийств, постоянно растёт подростковая преступность, так называемая немотивированная жестокость. Нетрудно ви­деть, что по происхождению своему эта жесто­кость очень даже мотивированная!

 

С этим тесно связан и ещё один тревожный симптом: романтизация и героизация отрица­тельных персонажей, нечистой силы. За послед­ние годы стали положительными героями: домо­вой (домовёнок), водяной, привидение (каспер), крокодил (Гена), дракон (дракоша) и другие. Это тоже своего рода идеологическая атака с целью сделать чёрное белым, грех - симпатичным и притягательным.

 

Вот так, дорогие мои коллеги-взрослые, об­стоят дела с такой невинной, казалось бы, сфе­рой, как детские игры и игрушки. А ведь это первые ступени человека, основа его нравствен­ного формирования. Можем ли мы благодушно оставаться в стороне? До каких пор с нашего по­пущения барби и поттеры будут властителями и растлителями душ маленьких русских людей?

 

Капитан 1 ранга запаса

Поздняков Никита Иванович

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Переправа №5-2012, Поздняков
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Дети играют..."
Имя:*
E-Mail:*