АНГЕЛА-ХРАНИТЕЛЯ В ДОРОГУ!
Путь мой лежит в Псковский край, землю древнюю и чудесную, где множество святынь, дорогих сердцу православного человека.
Псково-Печерский монастырь – это старейший монастырь в России, который за свою историю длительностью более 500 лет ни разу не закрывался.
Не пресекалась традиция старчества. Этот великий дар передавался от духоносного наставника к достойному наследнику. Старец открывает волю Божию, помогает людям и утешает их. «Утешайте, утешайте, люди моя»,– повторял слова пророка Исаии один из самых известных старцев современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И вот мой духовный отец благословил меня побывать в Пскове, в Псково-Печерском монастыре, где сам он был много раз, где подвизался его духовный наставник. «Ангела-хранителя в дорогу!»
ХОРОШО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ!
Вокзал встречает неласково. Очередь в кассы. Июльская жара. «Вы хотите уехать сегодня? Это шутка?! Билетов нет на десять дней вперёд! Ну, может, купе и есть. Но плацкарты точно нет!» – говорят мне в длинной очереди. Стою долго.
И вот заветное окошечко – мне повторяют слово в слово только что сказанное. Плацкартных билетов действительно нет. Есть купе, оно дороже ровно в два раза. Может поехать в купе? Но это нанесёт существенный удар по моему скромному бюджету. К тому же батюшка сказал: «Будут тебе билеты, будет тебе и плацкарт». Значит, нужно ждать. По прибытии поезда могут оказаться билеты. Поездов с востока идёт много.
Проходит ещё четыре часа. Билетов нет. Ну, думаю, моя поездка откладывается. Звоню духовному отцу и нетерпеливо спрашиваю: «Батюшка, а с чем связана была твоя уверенность, что будут плацкартные билеты?» Мой духовный отец вздыхает о моей нетерпеливости и ещё раз желает ангела-хранителя в дорогу. Через пару минут чудо – есть для меня билетик, и плацкарт, и место нижнее, и вагон в начале, а не в хвосте, и поезд через 15 минут.
Через 15 минут сижу себе на нижней полке и еду прямиком в желанные места. Вот только в нашем купе окно не открывается. В некоторых соседних открывается, а в нашем – нет. Как же я выдержу такую духоту? Через пять минут ко мне подходит семейная пара и просит поменяться местами, у них места в разных купе оказались. И вот я сижу на нижней полке в купе, где окно открывается!
Тут мне даже стыдно становится.
Вот ведь, удобств ей захотелось! А не хочешь, как в старину, пешком да с узелком за спиной?
Вспоминаю Льюиса: «Когда вопреки вероятности и надежде исполняются молитвы таких, как вы и я, не будем гордиться. Стань мы сильнее и взрослее, с нами бы обращались не так бережно и нежно!»
И думаешь, как же Господь снисходит к нам, к нашей современной немощи! Как заботливая мать ублажает несмышлёное дитя, «Господь хранит младенцы»! И я чувствую эту любовь и заботу на протяжении всего моего путешествия. Чувствую, как хранят меня молитвы моего духовного отца. Хорошо ездить по благословению!
ДОРОГА
Еду я с Урала. Сутки до Москвы. Эта дорога мне хорошо известна. А вот от Москвы до Пскова ни разу не ездила. Вечер в Москве, а утро уже в Пскове. Люблю я путешествовать! Стук колёс, за окном незнакомые места, города и сёла! И всё новое! Проезжаем Московское водохранилище, какое же оно огромное! А вот пошли станции с такими русскими, родными названиями – Тверь, Бологое, Валдай, Старая Русса, Порхов.
Вспоминаю что-то такое знакомое, связанное с Порховым. Да там же служил трагически погибший иеромонах Рафаил (Огородников)! Я читала о нём в книге «Монахи – возлюбленные дети Господни». Он был наставником оптинского иеромонаха Василия (Рослякова), погибшего от рук сатаниста в Оптиной. И ещё отец Рафаил был тесно связан с Печорами. Своих чад всегда отправлял к печорскому старцу – отцу Иоанну Крестьянкину.
Помню, как чётко в моей голове сложилась эта цепочка: Печоры – отец Иоанн – отец Рафаил – отец Василий – Оптина. И вот теперь Порхов для меня вполне реален, можно даже сказать, что я была здесь, правда, проездом.
Может, получится как-нибудь и выйти на этой станции, увидеть места, где служил отец Рафаил, где он похоронен. После прочтения книги я поминаю его за упокой, такое впечатление произвела на меня его история.
За окном поезда – заросли иван-чая, сосны, только не такие огромные, как в Оптиной, где я прожила в прошлый отпуск два месяца на послушании. Засыпаю под стук колёс. Сплю сладко, как в детстве.
Просыпаюсь от крика добродушной и громкоголосой проводницы: «Доброе утречко! Кому чай, кому кофэ?» От её «кофэ» и от солнышка за окном делается весело, и я легко просыпаюсь. Да я же в Печоры еду! Скорее вставать! Вот уже и Псков!
ПСКОВ НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ!
Не проехать в Печоры мимо Пскова! Не понять традиций, не узнав Псковского края! Ведь недаром Псково-Печерский монастырь вырос именно на Псковской земле. Как же не познакомиться с этим древним городом?!
Псков – очень красивый город! Старинный. Ему 1100 лет. Археологи ещё увеличивают возраст Пскова, как места поселения людей, до 2000 и более лет.
Здесь обилие православных святынь: «Кто раз побывал на Псковской земле, тот становится ее сыном. Где бы он ни родился. Псковская земля, где воевал Александр Невский, где родилась княгиня Ольга, где родился креститель Руси святой Владимир, князь Владимир Красное Солнышко... Псков – это то место, где многократно являлась Пресвятая Богородица... Псков – это место, где покоятся удивительные святые, праведники, старцы, в том числе старец Иоанн Крестьянкин и отец Николай Гурьянов. Поэтому Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться». (А. Проханов).
Город весь зелёный. Река Великая и по берегам реки – церкви. Оказывается, храмов в Пскове на душу горожанина приходится больше, чем в других городах нашей страны.
Голубая река, зелень по берегам и белоснежные храмы с золотом куполов – и сейчас встают живо пред моими глазами. Река живая. Когда я сидела на её тёплом песочном берегу, опустив ноги в прохладную воду, то видела, как ко мне подплывали рыбки, маленькие и побольше.
Как же это хорошо, когда вода живая и голубая, а не мазутная! И по берегам не чёрные трубы предприятий, а радующие душу храмы!
Побывала в главном соборе города – Троицком. Высокий и белоснежный. Внутри собор поразил меня своим торжественным, уходящим вверх пространством, высотой иконостаса.
Приложилась к чудотворным иконам. Здесь их несколько. Чудотворную икону Чирской Божией Матери перенесли в собор в 1420 году крестным ходом в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Можно помолиться у чудотворной мироточивой иконы Святого Целителя Пантелеймона.
В центре собора раки с мощами Святых Угодников Псковского края. Есть и другие святыни. Их много. Про одну из святынь мне рассказывают в свечной лавке: это меч святого Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем псковским князьям. Сам святой Довмонт призывал свою дружину: «Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!» – так звучал призыв к защите Родины.
Побывала в историческом музее «Поганкины Палаты». Музей назван так по фамилии купца Поганкина, который эти палаты построил. Можно назвать мою экскурсию «Путешествием в прошлое». Тяжелые каменные своды. Окна, как крепостные бойницы, толстые железные ставни, переплетённые витыми железными решетками. Переходы-лестницы. Читаю о палатах: «Большое количество ниш и тайников, выходящие на все стороны 105 окон-бойниц». Да, это крепость настоящая!
Исторические документы, латы, оружие, предметы быта – всё это, конечно, интересно. Но было то, что мне пришлось по сердцу больше всего, – это старинная икона Иоанна Предтечи. Он на ней очень добрый и родной-родной. Я стояла рядом с ним долго, и мне не хотелось уходить. Строгие музейные смотрительницы смотрели на меня ласково и даже разрешили сфотографировать эту икону.
ПСКОВСКИЕ ПРЕДАНИЯ
Оказывается, очень много преданий и легенд сложено о Псковской земле. Да какие интересные! Начнёшь слушать, так и увлечёшься, про время забудешь! Одни названия чего стоят: «Подземелья Пскова», «Легенда об исчезнувшей церкви», «Тайна Гремячей башни», «Легенда о том, как в реке Великой жили крокодилы», «Камни-следовики», «Как колокол в тюрьму посадили» и ещё множество!
Очень интересно предание о том, как запретили вече в Пскове, и вечевой колокол, звавший псковичей на решение важных дел. «Спустили с Троицкой звонницы вечевой колокол. Явился палач и лихим размахом молота отбил уши колоколу, чтобы не вздумали псковитяне водворить его на прежнее место. Повезли опальный колокол в темницу и посадили, как отступника, в яму. Вопли и слезы женщин провожали его, глашатая. Прошли многие годы, но вечевой колокол не забыт. Народ говорит в легенде, что развеянный по горам Валдая прах колокола дал чудные всходы. Мелодичный перезвон тысячи колокольчиков стали слышать валдайские дали».
А вот предание о том, как, спасаясь от врагов, церковь с прихожанами на горе Городок ушла под землю: «Вот уже окружили враги Божий храм, и первый из иноверцев уже ухватился за кольцо запертой двери, как вдруг случилось сильное землетрясение. Холм так и заходил под ногами неприятеля, словно живой, а церковь вместе с находившимися в ней людьми ушла под землю, не дав себя осквернить. А отряда этого разбойного, натерпевшегося великого страха, больше никто не видел. Так и сгинули безвестно. А на том месте, где стояла церковь, образовалась впадина, скрывшая и храм, и людей на веки вечные. Если в самом центре впадины лечь на землю, тесно прижаться к земле ухом, то можно услышать тихое-тихое пение. Это в церкви служба идет».
Но больше всех меня предание о крокодилах заинтересовало: недавно на берегу реки Великой сидела, ноженьки в голубую водицу опустив, рыбками любовалась! Так, пожалуйста, о крокодилах поподробнее!
Оказывается, в Псковской летописи рассказывается: «В лето 7090 (1582)... изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Жанр фантастики был летописцам чужд. Летопись – официальный документ. Летописцы могли о чем-то умолчать, но ничего не придумывали. Что-то мне как-то не по себе стало.
Современная гипотеза даёт единственное разумное объяснение: все псковские путешественники изумлялись крокодилами, о которых они неизменно упоминают в своих записках. Псков же был звеном оживленного торгового пути. Вполне возможно, что какой-то купеческий караван вез нескольких крокодилов для подарка.
Техника транспортировки на Руси была на высоком уровне. Hапример, строили специальные баржи (прорези) с небольшими отверстиями в бортах, сквозь которые легко проникала речная вода. В таких баржах на громадные расстояния перевозили живых осетров. А что если во время перевозки нильских крокодилов через Псковщину произошла какая-то авария, и животные оказались на свободе? До начала морозов крокодилы могли безбедно прожить в реке, кишевшей рыбами. Ну а потом замёрзли. Поэтому о них больше не упоминается.
Значит, всё не так уж страшно. Особенно если учесть, что «поядоша» в переводе на современный язык, по словам автора гипотезы, означает «покусаша». Да уж… Вот это псковские купцы! А то цветочек аленький! Крокодилы – вот лучший подарок!
«ОЛЬГИН ГРАД»
Покупаю буклет о Пскове, где этот город называют «Ольгин град», в честь святой равноапостольной Ольги. Я тоже Ольга. Значит, этот чудесный город – почти мой родной?!
У псковитян, оказывается, есть свой гимн, вот строки из него:
Там, где к Великой мчится Пскова,
Там, где Россия в людях жива, –
Встал наш любимый город седой,
Вечно хранимый Ольгой святой.
Автор «Жития святой Ольги, княгини Российской» – матери христианства на Руси – рассказывает, что «...когда еще в руках Ольги было кормило правительственное, обошла она северные пределы своего пространного княжения, Новгород и родную ее область Псковскую… повсюду сохранилась память мудрых ее распоряжений… в Пскове еще хранятся ее сани, говорит Нестор-летописец, живший более века после нее. В то время основала она на родине новый город Псков».
Живёт веками псковское предание, которое мне очень понравилось. Стояла Ольга на берегу реки Великой и вдруг увидала три луча, исходящие с небес и сияющие посреди дремучего бора. Мудрая Ольга сочла это видение великим знамением. Там, куда указали лучи, повелела она поставить первый на Руси храм во имя Святой Троицы, по имени которого – Домом Святой Троицы – часто называют и Псков.
В честь святой равноапостольной Ольги на Псковской земле воздвигнут памятник. Когда представляла памятник в своём воображении, думала, что увижу Ольгу с книгой в руках, может быть, в княжеском кресле. Оказалось, Ольга изображена не изнеженной княгиней, сидящей на удобном княжеском троне. Она стоит в полном снаряжении, в руках держит щит и меч. Это не фантазия автора памятника. По преданиям, Ольга искусно владела оружием. Смотришь на монумент, и хочется воскликнуть: «Есть женщины в русских селениях!» Потом думаешь: «Нет, уже не так! Правильно будет: святая равноапостольная Ольга, моли Бога о нас!»
Даже во времена атеизма люди молились этой святой – просили её защиты. Это покровительство, о котором в советские годы на официальном уровне и вспоминать не было принято, проявилось в годы Великой Отечественной войны. Фашисты пытались стереть древний город с лица земли. За время оккупации в Пскове было разрушено 94% зданий. Разрушенный и сожженный, но выживший и несломленный Псков был освобожден 23 июля 1944-го, как раз накануне дня святой равноапостольной Ольги, защитницы родной Псковской земли.
От Пскова до Печор ходят автобусы, около часа езды, дорога хорошая. А по пути встречаются ещё святыни Псковской земли, мимо которых не проедешь.
ИЗБОРСК
В тридцати километрах от Пскова на пути к Печорам – старинный Изборск. В путеводителе были слова, которые увлекли меня, не позволили проехать мимо: «Для любого, кто побывал в этих местах, это не просто название точки на карте. Изборск включает в себя нечто гораздо большее и до сих пор неразгаданное. Заповедный Изборск – редкое соединение человеческого начала с природой. В единое целое слились здесь небо, вода и земля, мир растений, человек, его мысль и его творения».
На въезде в этот древнейший русский город – большой щит-плакат: «Изборск – государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник». Какое длинное название – подумала я. Видимо, здесь кроме памятников истории и архитектуры какая-то уникальная природа? На самом деле так и есть. Это один из красивейших уголков России.
Изборск называют по-разному. «Северо-западные ворота в Россию». «Хранитель тайн истории». «Город на ключах». «Каменный город на Птичьей горе»… Ещё называют Изборск «жемчужиной холмов среди русских равнин».
Уникальность старинного поселения заключается в умении древних строителей сочетать застройку с природными факторами и вписываться в естественное окружение. Каменная крепость «вырастает» из холма, на котором стоит. Действительно – соединение человеческого начала с природой!
Крепости. Башни. Церкви и часовни. Захожу в храм, ставлю свечи. Народу немного в этот будний день. Сажусь на древний валун, поросший мхом, и читаю: «В этой местности растут папоротники ледникового периода, но дошедшие до наших дней сильно уменьшенными». Кажется, время остановилось и потекло вспять. И будет сейчас двигаться назад, ускоряя свой ход, пока не увижу я древних строителей, жителей поселения. И ещё дальше в глубь веков. Когда эти папоротники были большими…
Спускаюсь с горы от башни Луковка по тропинке к родникам. Родники в виде водопадов просто удивительны! Вот из-за этих родников-ключей, и назвали Изборск «городом на ключах». Водопадов двенадцать. И называют их «Словенские ключи», или «Ключи двенадцати апостолов».
О ключах интересная информация: «Проходя через известняк и слои глины, вода фильтруется, очищается, но в ней остается много кальция и минеральных солей. Минерализация воды достаточно велика, как и мощность источников, ежесекундно выбрасывающих до четырех литров воды».
С этими ключами связано множество преданий. Одно предание рассказывает о том, как однажды вода в родниках пересохла. Один благочестивый юноша, незадолго до того потерявший мать, горячо им любимую и почитаемую, стал по ночам молиться о даровании воды Изборску. И ему было открыто, что если жители города нарекут источники в честь Двенадцати апостолов и отслужат им молебен, то вода появится вновь. Так и случилось.
И в наше время служатся здесь молебны. Ежегодно, в пятницу Пасхальной недели, на праздновании иконы «Животворный источник» ключи двенадцати апостолов освящаются местным архиереем.
В ключах – обжигающая ледяная вода. Я облилась, встав под струи водопадов, и от души напилась этой вкуснейшей воды.
Набрала водицы с собой.
Рядом озеро. Вода в нём чистая, в зеркальной глади отражается бесконечное голубое небо. Читала о том, что Псковскую землю часто называют краем «тысячи озер». Любуюсь простором и далью, прозрачным, как осенью, воздухом.
Присаживаюсь на берегу. Пора подкрепиться! У крепости прямо на улице можно купить домашние пирожки. Местные жители для паломников и туристов готовят. Не спеша ем горячие пирожки с картошкой и капустой. Запиваю родниковой водой. Вкусно! Чувствую себя абсолютно счастливым человеком!
Услышала несколько историй об исцелениях. Последнее исцеление, по словам местных жителей, случилось накануне моего приезда. Ослепший мужчина умывался ледяной водой из ключей. И вдруг последние струйки показались ему тёплыми. И он громко сказал об этом окружающим. Люди ответили: «Да нет же, вам показалось, вода очень холодная!» «Тёплая», – повторил мужчина и прозрел… Вот такое чудо.
Прощаюсь с Изборском, фотографирую, как обычно. Мой путь продолжается! До Псково-Печерского монастыря теперь рукой подать!
(Окончание следует)
Ольга РОЖНЕВА
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.