переправа



Католический бизнес по модели «опус деи»



Опубликовано: 7-09-2010, 21:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Католический бизнес по модели «опус деи»

 

Католическую церковь сегодня нам пытаются представить в образе «духовной сестры» православия, призванной помочь нам бороться с безбожным атеизмом и бездуховностью. И это происходит именно тогда, когда отступления католицизма от христианского учения, ставшие главной причиной дехристианизации Запада, достигли своего предела, что наиболее ярко проявляется в отношении Ватикана к проблеме финансов и денег. 

 

Не погружаясь глубоко в историю, следует отметить, что именно католическая церковь, ещё в период «папской революции» ХI–ХII вв., положила начало формированию той финансово-банковской модели, которая стала основой системы процентной экономики, утвердившейся уже в период Нового времени. Однако и тогда, и сейчас финансовая деятельность Ватикана остаётся одной из наиболее закрытых для серьёзного исследования тем. 

 

Сегодня ключевыми институтами финансовой структуры Св. престола являются Администрация владения апостольского престола (АВАП) и Институт по делам религии (ИДР), называемый часто Банком Ватикана, обеспечивающие Ватикану роль одного из влиятельных игроков на мировом рынке. Основные источники доходов папы и курии – средства, полученные в качестве пожертвований от католиков всего мира. Доходы инвестируются в акции, облигации и недвижимость, размещаются на депозитах других банков. 

 

Банк Ватикана является одной из самых засекреченных папских служб. Со времени своего основания (1887 г.) и после реформирования (1942 г.) он никогда не считался официальным учреждением Ватикана, а существовал как особая организация без видимой связи с делами церкви или другими подразделениями Св. престола. Единственным контролирующим его органом является понтифик. Как писал исследователь Т.Ж. Рис, «ИДР – это банк папы, поскольку в определённом смысле он является его единственным и уникальным акционером. Он им обладает, он его контролирует»1

 

Вплоть до 1994 г. банк не подвергался никаким аудиторским проверкам внутренних или внешних агентств, мог легко переводить средства за рубеж, в любую точку планеты, что стало возможным для других европейских банков только в 90-е годы в связи с либерализацией перемещения капитала. Эти преимущества создавали условия для различного рода махинаций и нарушений международных законов о финансовой деятельности, поэтому банк был причиной бесчисленных скандалов, будучи замешан в продаже оружия, учреждении обществ-призраков в фискальных райках, финансировании государственных переворотов, отмывании денег мафии и в таинственных самоубийствах. Как писал исследователь Фраттини, «он нарушил сотни международных финансовых законов, но ни один из его руководителей никогда не был судим ни одним земным судом»2

 

Особенно опасный характер финансовые операции Банка Ватикана приобрели во второй половине 60-х–70-е гг., когда был установлен тесный союз между папой Павлом VI и представителями влиятельных итальянских масонских кругов, работавших в тесной связке со спецслужбами США. Самым влиятельным из масонов был банкир Микеле Синдона, которого папа назначил своим советником по финансовым вопросам и в руки которого было передано управление Банком Ватикана, в руководство которого вошли также У. Ортолани и Л. Джелли, являвшиеся активными членами известной неофашистской ложи Р-2, тесно связанной с Открытой ложей Англии (в неё входили тогда многие итальянские епископы и кардиналы). В 1967 г. Павел VI создал Генеральное бухгалтерское бюро, которое получило название «Ватиканская префектура Святого престола по экономическим вопросам», руководителю которой было запрещено «понтификальным секретом» говорить на любые касающиеся её темы. Отвечавший за работу префектуры обнаружил, что в Банк Ватикана каждую неделю без каких-либо объяснений поступали миллионы долларов неизвестного происхождения, направлявшиеся на номерные счета в швейцарских банках и в учреждения, принадлежавшие личному банкиру папы Микеле Синдоне. Из этих денег финансировались мятежи и государственные перевороты, подобные тому, что произошёл в Греции в апреле 1967 г., в результате которого был установлен «режим полковников» во главе с Пападопулосом3

 

Ситуация с ИДР крайне осложнилась после того, как в 1968 г. во главе его был поставлен епископ Пол Марцинкус, гражданин США, протеже архиепископа Нью-Йорка Шпелльманна, близкого к ЦРУ. Марцинкус и сам был под покровом американских спецслужб и тесно связан с представителями «масонской» линии в Ватикане. При нём деятельность ИДР начала угрожать уже стабильности финансовых институтов Италии. В 1974 г., когда разорился Частный банк Микеле Синдоны, ИДР стали подозревать во всевозможных преступлениях. Стало известно, что Синдона был связан с американскими семействами Гамбино, Коломбо и др., замешанными в приобретении и продаже наркотиков и получавшими доходы от проституции, порнографии, банковских махинаций и использования тайных счетов в Швейцарии, Лихтенштейне и Бейруте. Синдона оказывал услуги и ЦРУ, переводя на счета этой организации деньги с продажи героина. Особенно активно финансовыми махинациями занимался «Банко Амброзиано», возглавляемый банкиром Робертом Кальви, тесно связанным с Марцинкусом. Созданный в 1896 г., этот «банк священников» (названный по имени св. Амвросия Миланского) при Кальви превратился фактически в «прачечную» по отмыванию денег мафии, а Банк Ватикана, как было установлено позже в ходе судебного расследования, владел в нём крупным пакетом акций. 

 

С приходом к власти Иоанна Павла II (1978 г.), важную роль в избрании которого сыграл орден «Опус Деи», соотношение сил внутри ватиканских правящих кругов стало меняться в пользу последнего. «Опус Деи» повёл активную борьбу за получение статуса личной прелатуры, который позволил бы ему оказывать доминирующее влияние внутри Церкви. Но для этого необходимо было превратиться в главную финансовую опору Св. престола, что было возможно только при условии смещения старой масонской группировки Марцинкуса и установления своего контроля над Банком Ватикана. Однако позиции Марцинкуса оставались крепкими, так как он играл стратегическую роль в подпольном финансировании польской «Солидарности», обеспечивая связи с американскими спецслужбами (по данным, представленным в книге католического священника Лопеса Саеса, через «Банко Амброзиано» из ИДР было передано нелегально около 500 млн долл.)4. Иоанн Павел II смотрел сквозь пальцы на проводимые ИДР незаконные сделки, которые обеспечивали крупные доходы, использовавшиеся для проведения тайных операций Церкви. Одной из самых прибыльных для Ватикана в это время стала компания «Беллатрикс», созданная Кальви на деньги ИДР и контролируемая Марцинкусом, Джелли и Ортолани, через которую ежедневно проходили миллионы долларов, появлявшиеся в результате отмывания денег с торговли наркотиками или финансовых махинаций. 

 

В конце 1979 г. в результате инвестиционных авантюр Св. престола Ватикан как государство оказался на грани разорения. Экономические потери ИДР составили 280 млн долл., в то время как в соответствии с указаниями отчёта Bank for International Settlement между 1978 и 1979 гг. в иностранных банках ИДР располагал суммами до 1,3 млрд долл., а общее количество его активов могло приближаться к значению 2,5 млрд долл., что было известно Иоанну Павлу II5. В 1980 г. Микеле Синдона в ходе ньюйоркского процесса был признан виновным по 95 пунктам обвинения, и Марцинкус становится уже неудобной фигурой, могущей спровоцировать крайне опасную ситуацию для руководства Ватикана. 

 

В этих условиях «Опус Деи» разработал эффективную стратегию, заключавшуюся в том, чтобы, не атакуя непосредственно своих соперников из либерально-масонской группировки и поддерживая папскую линию на укрепление «Солидарности», сформировать другой, более мощный финансовый полюс католицизма, для чего была создана новая финансовая сеть в Швейцарии, главной опорой которой стал «Банко дель Готтардо» (здесь имел свой счёт и первый президент России Б. Ельцин). Цель заключалась в том, чтобы заменить связку ИДР – «Амброзиано»–масонство новым союзом: ИДР–«Готтардо»–«Опус Деи», что угрожало позициям и финансовым интересам значительной группы лиц6

 

В 1982 г., когда разразился скандал с «Банко Амброзиано» и Кальви обратился за помощью к «Опус Деи», тот отказался помочь, желая финансового разорения соперников. После произошедшего вскоре убийства Кальви началось расследование, повлёкшее за собой целую цепь событий, приведших к разоблачению большей части верхушки Р-2 и Банка Ватикана, вынужденного в силу своей ответственности за банкротство «Банко Амброзиано» выплатить кредиторам 240 млн долларов7.

 

Однако за этими внешними событиями скрывалась интенсивная внутренняя борьба за передел власти. С ослаблением старой мафиозной группировки соотношение сил в Ватикане изменилось в пользу «Опус Деи», который перешёл в решительное наступление. Предполагается, что финансовые круги ордена вмешались в дело спасения финансов Ватикана, потребовав в обмен соответствующих привилегий. 28 ноября 1982 г. (день, который опусдеисты стали называть «исторической датой») Иоанн Павел II принял апостольскую конституцию Ut Sit, в соответствии с которой ордену наконец был присвоен статус «личной прелатуры», выводивший его из-под юрисдикции епархиального руководства, превращая фактически в самостоятельный, территориально не ограниченный диоцез8

 

Именно с этого времени «Опус Деи» превращается в «мозг и сердце» католицизма, определяющие новую политику Ватикана. О чём непосредственно идёт речь? 

 

Дело в том, что орден, основанный Эскрива де Балагером в 1928 г., став первой секулярной организацией католической церкви, явил собой принципиально новый тип орденского объединения. Кроме духовенства он включает себя и мирян, которые могут «обрести святость» в мирских, будничных делах, выполняя совершенным образом свои профессиональные обязанности. Опусдеистская «духовность мирян» фактически воспроизводит протестантскую этику с её сакрализацией мирской деятельности, которая рассматривается как чисто религиозное служение и неразрывно связана со стремлением к лидерству и с установкой на принадлежность к элите. Эта устремлённость на успех в миру обусловила изначальный интерес ордена к экономике, банковскому делу, к участию в государственных органах власти (при формально декларированном аполитизме), а также то особое внимание, которое он уделяет школам, университетам, центрам по подготовке менеджеров, экспертов по финансам и пр. Так что использование современных интеллектуальных технологий для «всеобщей мобилизации мирян» стало главным новшеством ордена, разработавшего стратегию, исходящую из старого принципа: «Кто управляет страной, тот и определяет её религию». 

 

Многие исследователи определяют учение Эскрива де Балагера как католический вариант кальвинизма, но еврейские источники указывают и на его близость к иудаизму. Это, например, утверждает Анхель Крейман, бывший главный раввин Чили и вице-президент Всемирного совета синагог, являющийся сотрудником «Опус Деи»9. В своём выступлении на посвящённом Эскрива конгрессе, состоявшемся в Риме в 2002 г., он, в частности заявил: «Многие идеи Хосемарии Эскрива вызывают в памяти талмудические традиции и демонстрируют его глубокое знание мира евреев, а также его страстную любовь, о которой он открыто говорил, к двум евреям – Иисусу и Марии… Более всего его учение уподобляется иудаизму в призыве к людям служить Богу своей созидательной работой, каждый день совершенствовать мироздание (в каббалистической доктрине – Tikkun Olam – «восстановление мира» путём совершенствования работы»)10

 

Главные направления деятельности «Опус Деи» – это обеспечение интеллектуальных разработок стратегического значения и контроль за финансами. Важнейшая идеологическая задача ордена заключается во внедрении в сознание западных элит неолиберальных мировоззренческих установок, облечённых в религиозно-фундаменталистскую форму, представляющих собой по сути католический аналог теории экономической свободы Ф. Хайека, обосновывающий с помощью особо изощрённых морализаторских положений право избранных на власть. Этот подход был изложен в энциклике папы Бенедикта ХVI Caritas In Veritate 2009 г., где он ратует за создание «всемирной политической власти», которая должна управлять глобальной экономикой, признаваться всеми, пользоваться реальными полномочиями и быть способной добиваться признания своих решений разными сторонами. Будучи проникнуто пафосом справедливости и заботы о человечестве, но предлагая новую систему управления на базе ныне существующих структур, это папское послание придаёт нравственную легитимность транснациональной власти тех самых финансовых кланов, по вине которых человечество переживает в настоящее время глубокие социально-экономические потрясения. 

 

Характерно, что и в этой знаменательной энциклике папа делает упор на этику: «Экономика нуждается в этических нормах, чтобы действовать правильно». Но что понимает Ватикан под «моральной экономикой», видно на примере его собственной финансовой деятельности. Благодаря «Опус Деи», превратившемуся во влиятельную финансовую силу, католическая церковь обладает сегодня гораздо большей властью над банками, чем это было при христианских демократах. Сумевший восстановить свои позиции после громких скандалов Банк Ватикана и сегодня, по данным определённых источников, занимается активным отмыванием денег. Так, в декабре 2009 г. его деятельность вновь оказалась в центре внимания итальянских следователей, заподозривших ИДР в причастности к отмыванию денег через счета крупнейшего банка Италии UniCredit. 

 

В недавних расследованиях London Telegraph и Inside Fraud Bulletin Ватикан упоминается в качестве одного из главных «налоговых раёв» наряду с Макао и Наурубу. В силу действующей системы многонационального финансового управления Банк Ватикана позволяет различного рода религиозным организациям хранить их средства в безопасности и избегать любого блокирования или конфискации со стороны недружественного правительства. Религиозные организации, в особенности итальянские, используют данную возможность, чтобы помочь своим спонсорам избежать регламентирования их деятельности или вывести деньги за рубеж. Ватикан активно проводит офшорные операции, не являясь формально офшорной юрисдикцией, то есть оставаясь недоступным для какого-либо регламентирования и защищённым от попадания в чёрные списки. 

 

В конце сентября 2009 г. новым главой ИДР стал бывший глава итальянского подразделения Santander Consumer Bank Готти Тедески, имеющий тесные связи с «Опус Деи». Тедески является также экономическим обозревателем официальной газеты Ватикана Osservatore Romano и снискал репутацию крупного специалиста по финансовой этике, которую он преподаёт в Миланском католическом университете. Он помогал госсекретарю Ватикана Бертоне наладить финансовые дела в администрации государства, и он же помогал Бенедикту ХVI в подготовке энциклики Caritas In Veritatе, призвав после этого присудить папе Нобелевскую премию по экономике. Наконец, именно Тедески выдвинул «революционную» идею, изложенную в январском (2009) номере Osservatore Romano и лёгшую в основу проекта, обсуждаемого в Питтсбурге в 2009 г., заключающуюся в том, что преодоление нынешнего кризиса возможно лишь путём направления колоссальных инвестиций в бедные (развивающиеся) страны, которые, будучи вовлечёнными в процесс стабилизации мировой экономической системы, «вытащат» богатых. По сути это – расширенный вариант плана Маршалла, призванного под предлогом борьбы с бедностью и отсталостью «взломать» рынки развивающихся стран и намертво привязать их к западным банкам. 

 

Господину Тедески как крупному «специалисту по финансовой этике» и предстоит теперь выводить финансы Ватикана на уровень, соответствующий требованиям эпохи глобализации. 

 

Новшества не заставили себя долго ждать. 26 апреля этого года на фондовом рынке Европы появился первый в истории финансов христианский индекс акций Stoxx Europe Christian Index, который, как указывается, призван «помочь инвесторам, разочарованным финансовым кризисом, выбрать ценные бумаги «этичных» компаний». Как сообщил генеральный директор Stoxx Хартмут Граф, «католический индекс был создан в связи ростом количества участников христианских рынков, предпочитающих инвестировать согласно их религиозным представлениям». 

 

Представители Ватикана теперь присутствуют в Комитете по управлению индексом, в который вошли 533 европейских эмитента, получающие прибыль за счёт бизнес-процессов, не противоречащих ценностям и принципам христианства, то есть не занимающиеся порнографией, торговлей или производством оружия, табака, алкоголя, контрацептических средств, не связанные с игровым сектором и клиниками, предоставляющими услуги по искусственному оплодотворению. Среди этих «этичных» компаний оказались BP, HSBC, Nestle, Vodafone, Royal Dutch Shell, Siemens, Rio Tinto и GlaxoSmithKline. При этом интересно, что на вопрос, почему в индекс была включена GlaxoSmithKline, которая производит в том числе и контрацептивы, представительница Stoxx ответила, что запрет распространяется только на те компании, которые получают весь свой доход от деятельности, противоречащей христианской этике. Однако долю дохода, которую компания может получать от нежелательных операций, она сообщить отказалась. По её словам, жёсткий запрет действует только в отношении оружейного бизнеса.  

 

Как указывают наблюдатели, появление данного индекса стало признанием растущего числа «христианских участников рынка», и действительно, католическая церковь сама становится всё более активным инвестором. Известно, что Ватикан осуществляет крупные инвестиции через структуры Ротшильдов в Великобритании, Франции и США и владеет акциями в крупнейших корпорациях, в частности, «Ройял датч Шелл», «Дженерал моторс», «Дженерал электрик» и др. Занимаясь такой широкой инвестиционной практикой, Ватикан тщательно скрывает реальные показатели своей финансовой деятельности, однако, желая предстать в образе «нравственного опекуна» современного бизнеса, он на словах всячески ратует за прозрачность финансов и демонстрирует готовность осудить наиболее позорные и компрометирующие его виды деятельности. 

 

Это тем более актуально, что в последние годы католическая церковь оказалась вовлечённой в ряд громких скандалов, связанных с участием католических орденов в инвестировании в «неэтичный» бизнес, вплоть до порнографии. Так, совсем недавно старейший в Германии Pax-Bank, созданный католическими монахами, был обвинён в нарушении канонов христианской морали за вложение средств в ценные бумаги американского производителя фармакологической продукции Wyeth, производящего противозачаточные средства, а также в акции международного концерна BAE Systems, специализирующегося на производстве атомных подводных лодок, ракетных систем и боевых самолётов. Pax-Bank произвёл также инвестиции в табачную индустрию, приобретя акции British American Tobacco и Imperial Tobacco на сумму свыше 870 тысяч евро. 

 

Создав католический биржевой индекс под предлогом «этизации» финансов, католическая церковь в очередной раз продемонстрировала не только свою приверженность принципам современного финансового порядка, но и готовность освятить авторитетом христианства такие отнюдь не богоугодные дела, как спекуляции на фондовом рынке. Это новое направление деятельности западной церкви и стало одной из форм взятой ею на себя миссии религиозно-этического обоснования создаваемой сегодня системы наднационального глобального контроля. Но ясно, что новый католический индекс послужит не столько нравственному очищению самого бизнеса, сколько более глубокому погружению католиков, теперь уже с благословения папы римского, в спекулятивные биржевые операции. Характерно, что данное событие совпало по времени с принятием решения о создании Папского совета по новой евангелизации Европы – его деятельность, судя по всему, будет охватывать также и сферу фондового рынка. 

 

О.Н. ЧЕТВЕРИКОВА, доцент, к.и.н


 

1 Цит. по: Simmonot. Op. cit. P. 748.

 

2 Frattini E. Op. cit. P. 347.

 

3 Frattini E. Op. cit. P. 358-359.

 

4 Freytas Manuel. Los Secretos de Wojtyla. La Trama Washington-CIA-Оpus Dei-Mafia Financiera En El Vaticano. Informe especial 09Abr-05 de IAR-Noticias Website http://www.bibliotecapleyades.net/Vatican/esp_vatican22.htm

 

5 Frattini Е. Op. cit. P. 381.

 

6 Terras Ch.Op. cit. Р. 123.

 

7 Frattini E. Op. 

 

8 «Опус Деи» остаётся до сих пор единственной персональной прелатурой в католической церкви

 

9 Сотрудники ордена не являются его членами, а числятся его сторонниками.

 

10 Rabbi Angel Kreiman Links Escriva's Teaching on Work to the Talmudic Tradition

http://mauricepinay.blogspot.com/2007/02/opus-judei.html, а также

http://web.archive.org/web/20020213091115/www.opusdei.org/art.php?p=3007

 

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Четверикова, Наше дело №1-2010, наше дело
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Католический бизнес по модели «опус деи»"
pereprava12

30 июля 2012 23:16

Информация к комментарию
  • Группа: Главные редакторы
  • ICQ: --
  • Регистрация: 29.04.2011
  • Публикаций: 746
  • Комментариев: 113
#1 Reader 2010-09-21 17:27 Спасибо за статью! очень хорошая даже велеколепная! Впервые "копаю" на Ватикан)Пока читала брови чуть не поседели!
еще раз спасибо за такую полную и научную статю!
Имя:*
E-Mail:*