Павел Шардаков. Посольство Ивана Грозного. Из цикла картин "Поход Ермака".
Нет, пожалуй, в противоречивой и ухабистой истории России после днепровского Крещения такой загадочной и величественной фигуры, как царь Иоанн Грозный. Четыре с лишним столетия минули с его кончины, а спорам вокруг него и поныне нет конца. Кем же он был на самом деле – палачом, тираном или великим устроителем царства Русского? Или он был сразу всем вместе? Стоит особо отметить, что Иван Грозный – из числа тех великих российских имен, которые с течением времени не только не уходят в небытие, но и, напротив, привлекают к себе всё возрастающее внимание ученых и политиков, писателей и обывателей, священства и военных… Значит, есть в этих верстовых столпах отечественной истории что-то, чего мы до конца понять не можем или не знаем, что требует дальнейшего беспристрастного, углубленного изучения без сиюминутных политических предпочтений, подтасовок и выдумок.
Клавдий Лебедев. Венчание и принятие царского титула Иоанном IV
К государям в народе и церкви испокон века отношение особое. Еще в Ветхом Завете отмечалось, что душа царя покоится на длани Господа. Царь потому и называется богопомазанным, что его, согласно церковной традиции, которая в России идет как раз от времен Ивана Грозного, на царство помазывают, то есть, совершают исключительное церковное посвящение, равное по значению святому крещению и дополняющее оное и ставящее тем самым царя в особый ранг служения, угодный Господу и народу. В то же время, православная традиция, берущая свое начало от Христа, никогда, нигде и никак не описывала служение царя-батюшки в слезливо-гуманистических тонах. Священное Писание строго указывает, что «не напрасно начальствующий носит свой меч». Если отдельный человек может и даже должен быть нравственным и милосердным, но государство как система, обеспечивающая и отстаивающая идею народосбережения, нравственным быть не может по определению. У него другие законы. И все сюсканья на этот счет, раздающиеся из стана либералов разных мастей, ничего общего с нашей верой не имеют. Государство, по мнению Святых Отцов, призвано не строить рай на земле, а защищать землю и народ от излияния ада. Следовательно, если того требуют обстоятельства, применять и власть, и силу.
Коровин Пётр Иванович (1857—1919). Взятие Казани Иоанном Грозным
Россия всегда была окружена плотным кольцом недругов и агрессоров. В этом историческом напряжении ощущается некое ее духовное мессианство, по линии которого и происходили все ее многочисленные столкновения с ливонцами, поляками, ордынцами французами и немцами… Не стала исключением в этом смысле и эпоха Ивана Грозного, который, что поразительно и достойно отдельного изучения, удержался на троне дольше всех правителей нашей страны от Рюрика до наших дней. Может быть, поэтому его личность и правление вызывают столь же жесткие и полярные оценки, какие до сих пор не утихают вокруг имени Сталина. Параллель здесь неочевидна, но, однако, вклад и того, и другого в укрепление основ государства и его обороноспособности – соизмерим. Есть заслуги, которые невозможно отрицать: расширение границ Русского царства до Каспийского моря, становление вертикали царской власти на основе введенных царем Иоанном законов и указов, формирование регулярного стрелецкого войска с артиллерией, подавление очагов раздора и смуты как внутри государства, так и за его пределами, обширное строительство храмов и монастырей по всей Руси. Они стали очагами духовного и светского просвещения, центрами эффективного хозяйствования и поддержкой для людей в годы неурожаев и неурядиц.
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года
Царя Иоанна Грозного нередко обвиняют за… Смутное время. Здесь уместно возразить, что великая смута начала XVII века зародилась через два десятилетия после кончины первого русского царя. А эти десятилетия – времена Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова – протекли относительно благополучно. В то время московская Русь достигла вершины своего могущества.
А.М.Васнецов. Москва при Иване Грозном. Красная площадь
В серьезном научным и историческом осмыслении нуждается и тезис о так называемых кровавых репрессиях Грозного. Якобы он казнил ни с того, ни с сего, в угоду личным амбициям и скверному характеру… Конечно, звание «Грозный» первый царь Святой Руси получил неспроста. Но объективное изучение его репрессий, особенно на фоне жутких событий в Европе в тот же период (Варфоломеевская ночь, межрелигиозные распри по всей Европе, жертвы закона об огораживании в Англии, охота на ведьм в Германии и т.д.) – показывает, что общее число пострадавших от опричнины и других предприятий Грозного было многократно меньше, чем потери в той же цивилизованной Европе. Встает законный вопрос: почему европейские, да и многие русские исследователи закрывают глаза на одно, а второе демонизируют. Многие кровавые факты и события из времен Ивана Грозного до сих пор вызывают сомнения и диаметрально противоречивые трактовки: мучительная смерть наместника Псково-Печерского монастыря Корнилия, якобы, зарубленного лично царем во вратах монастыря, мученическая гибель митрополита Филиппа от руки Малюты Скуратова – есть версия, что Малюта на самом деле спешил на выручку митрополиту, но не успел. Много еще таких спорных и туманных интерпретаций.
П. И. Геллер. Митрополит перед кончиной Иоанна Грозного посвящает его в схиму
Что же сегодня может служить более или менее объективным индикатором значимости Иоанна Грозного в русской истории?
До тех пор, пока честные историки не раскроют все данные и не докопаются до подлинных корней преступлений и достижений того периода, важнейшим критерием истины для нас, очевидно, должна являться народная память – то, как сам народ своим природным и безошибочным чутьем оценивает эту, несомненно, великую историческую личность. Здесь мы без труда обнаруживаем любовь и сочувствие, понимание и прощение, благодарность и готовность помнить – такие же, как к Владимиру Крестителю, Александру Невскому и… Сталину. На этих фундаментальных деятелях, возносивших русское государство – одинокое в бушующем море вражды и зависти – на вершины силы и славы, зиждется наша сегодняшняя вера возрождение России.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.