переправа



Мировая история странников



Опубликовано: 20-08-2015, 11:31
Поделится материалом

Культура


Мировая история странников

Нестеров М.В,. За Волгой. Странники. 1922

 

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли рещёние?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные... 

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(М. Ю. Лермонтовв)

 

Часть I. Вводная

 

Планетарное явление (вместо введения)


В работе «Лесков и Ницше. Сравнительное описание двух параллельных творческих миров» я написал в главе «О странниках»:

 

«Лесков, и Ницше отправляли своих героев в странствия, именно в странствия, а не, скажем, «в люди», в отшельнические скиты, в путины паломнических путей, в героические морские либо сухопутные путешествия, в военные походы и так далее. Конечно же, без этой атрибутики жизни XIX века (а значит, и писательской атрибутики) ни тот, ни другой обойтись не могли, но и то, и другое, и третье… являлось второстепенным, если не третьестепенным в их творчестве. Главным были странствия, странники.

Не очень внимательный читатель может возмутиться: «В чем, собственно, разница между путником, путешественником, паломником, первопроходцем и странником?!» Разница огромная и принципиальная и важная. Странник странствует по Свету, не имея четкой конечной цели, а значит, и пути. Путник, путешественник, паломник, отшельник (как уже пришедший куда-то) имеют конечную цель и путь.

 

Практически, все писатели XVIII-XX вв. путешествовали с героями по сложным дорогам идей (духовных, социальных, душевных). Эти, подчас, путаные, идеи увлекали героев, и читателей, и человечество в целом, намечали маршруты движения, а то и логику движения. Логика была разной, но почти всегда жесткой. А значит, и маршруты, пути были жесткими. Странникам такие пути не по душе. Они – странствуют, бродят по Белому Свету свободнее, чем даже цыгане, душевно огороженные, если не окованные табором. Нельзя сказать, что странствия хаотичны, бесцельны, схожи с беспечной броунадой. Нет. Странники и странствующие духом писатели имели цель более объемную, нежели писатели путешествующие, более глубинную, более миролюбную (!) в сердцах и душах своих. Пугающая воображение охватность, глубина и, главное, миролюбие странствующих настораживали даже самых сильных творческого мира сего. Быть может, поэтому так мало было в XVIII-XX вв., как и всегда ранее, на Земном шаре «странствующих духом»: писателей, философов, художников… В России, например, лишь Лермонтов имел таковую склонность, но слишком слабую, легко развеянную по вселенной его же собственным стихотворением «Смерть поэта», да Н. С. Лесков, не растерявший это качество ума, души и сердца до конца дней своих.

 

И все. Если говорить строго, то, действительно, Русь не дала больше странствующих духом писателей. Были гениальные художники слова в Золотом веке, в Серебряном веке. Среди них было немало тех, кто по складу духа мог бы стать «странствующим духом» (Шолохов и Клюев, Платонов и Есенин, Солженицын и Шукшин, Пастернак и Гумилев, и Блок, и Хлебников, а гораздо раньше Аввакум). Но они таковыми не стали. Плохо это или хорошо? Это – никак. Не стали и ладно. Им и своего хватало вполне. Так должно быть. Так правильно, коль скоро так было всегда и во всех странах». (Торопцев А. П. «Лесков и Ницше. Сравнительное описание двух параллельных творческих миров». Рязань. 2007. С. 11-12)

Книга - приговор для писателя. Это не рукопись, где всё можно поправить. Это - факт свершившийся. А, значит, писатель должен нести полную ответственность за написанное им в изданной книге. Несколько лет мне не дают покоя странники, странствующие духом, странничество и все, связанное с эти важнейшими историологическими, социально-психологическими терминами. Меня одолевает сомнение: а всё ли правильно и точно я написал в той главе? И всё чаще на глаза мне попадаются строки о странниках в разных книгах. Нельзя сказать, что это слово очень модное в обиходе писателей и мыслителей, в том числе и религиозных мыслителей, но употребляют его не редко. И, вот что обидно, не совсем точно.

 

И мне захотелось объясниться с самим собой, а также с теми людьми, которые используют слово «странник». Это желание укрепилось ещё и потому, что некоторые авторы, в том числе и современные высокообразованные авторы, не всегда точно разграничивают термины странник, странствия и странничество от терминов паломник, бродяга, путник, путешественник, миссионер-проповедник и т.д. Мне кажется, что такое пренебрежительное отношение не верно по отношению к тем мыслителям глубокой древности и раннего Средневековья, которые дали исчерпывающие, в том числе и поэтические определения терминам странник, странничество и странствия, определяющих одно из явлений в мировой истории, в жизни людей.

 

Да, именно так: явлений в мировой истории, одну из нитей не рвущегося ни при каких обстоятельствах каната жизни. Для того, чтобы читатель настроился на «явленческую волну», я вынужден отойти несколько в сторону от главной темы и поведать о том, как нужно в XXI в. изучать историю (науку, математически точную, фундаментальную, стержневую, опорную).

 

Немного об изучении истории в XXI в.


Современная историческая наука достигла заметных вершин в осмыслении движения жизни Земного шара в пространственно-временном поле, но – и это удивительно! – она до сих пор топчется на том месте, куда «донесли» её ученые двадцатого века. Это не нормальное положение. В двадцатом веке человечество наработало громадное количество историологического материала в разных науках, с помощью которого историческая наука просто обязана была сделать качественный скачок. По каким-то причинам этого не произошло. В результате на прилавках магазинов появились работы, которые дезорганизуют читателей, причем читателей с весьма высоким образовательным уровнем. Авторы этих трудов, как впрочем, и их оппоненты, мыслят категориями ушедших столетий, пытаясь выстроить свои исторические схемы, создать свои хронологии.

 

Я уверен, что любой, крепкий разумом человек в настоящее время имеет хорошую возможность не только изучить историю как объективную реальность на довольно приличном уровне, но и понять причинно-следственные нити исторических событий и явлений, прочувствовать объективность исторических метаморфоз, происходивших на Земном шаре в предыдущие пять тысяч лет.

 

Изучая историю по-новому, нужно помнить вот о чем.

 

1. Земной шар представляет собой единый социально-психологический организм. Таковым он был, есть и будет до тех пор, пока не умрет самый крохотный кустик, самая простейшая амеба.

 

2. Движение жизни Земного шара в пространственно-временном поле циклично, или синусоидально, или волнообразно. Это связано с цикличностью далеких и близких от Солнечной системы галактик и миров, и Вселенной в целом. Эта цикличность не подвластна воле и разуму человека, а значит не стоит даже мечтать о её подчинении. Наоборот, человечество должно понять, что этим всеобъемлющим качеством Вселенной нужно пользоваться, подчиняясь ему, как и другим, менее глобальным процессам Вселенной, Природы.

 

3. Движение жизни Земного шара чем-то напоминает канат, сплетенный из разных по длине, толщине, прочности, по другим характеристикам разноцветных нитей, причинно связанных друг с другом, причинно же переходящих одна в другую. Именно поэтому «Канат жизни» (так я называю движение жизни Земного шара) обладает почти сверх прочностью.

 

4. Словосочетание Земной шар нужно не только писать с прописной буквы, но и воспринимать именно так: Земной шар.

 

5. Синусоида движения Земного шара в пространственно-временном поле представляет собой суперпозицию нескольких синусоид, имеющих разные частоты пульсации. Существует, например, версия о том, что через каждые 25 тысяч лет на Земном шаре происходят земношарного масштаба катаклизмы. Иные ученые называют цифру в два раза меньше: двенадцать с половиной тысяч лет. И те, и другие приводят весьма обоснованную аргументацию в пользу своих мнений, которые, как легко догадаться, не противоречат друг другу. Пусть это будет синусоида с периодом в 12,5 тысяч лет. В «Сказании об Атрахасисе», известном со старовавилонского времени, с правления Аммицадуки (1646 – 1626 гг. до н.э.), упрямым рефреном повторяется двустишие: «Не прошло и двенадцати сотен лет, Страна разрослась, расплодились люди…» Эту цифру (1200 лет) некоторые ученые XIX-XX вв. н.э. называют предельной для крупных государственных образований типа Римской империи, Византийской империи и так далее. Учитывая опыт тех, кто написал  «Сказание об Атрахасисе», а также наблюдения  современных специалистов, можно предположить, что действительно существует Земношарная синусоида с периодом в 1200 лет. Вспомним, что в VIII-III вв. до н.э. на Земном шаре доминировали города-государства. В III в. до н.э. – III в. н.э. – крупные государственные образования имперского типа; в III-VII вв., во время так называемого Великого переселения народов, - мелкие во времени и пространстве государства; в VII-XI вв.– крупные державы; в XI-XV вв.– небольшие, повторюсь, во времени и пространстве, государства; в XV-XX вв. – крупные державы имперского типа. Это мое наблюдение наводит на мысль о том, что смена моды на тип государственного устройства не случайна. А значит, и эту синусоиду нельзя не учитывать в изучении Истории Земного шара. В некоторых работах я предложил и историческими примерами обосновал и другую синусоидальность с периодом в 80-120 лет. Любое государство в течение этого времени, которое, как правило, начинается где-то на рубеже очередного столетия, проходит через следующие фазы: генерация государственной идеи, её реализация, накопление, потребление накопленных богатств. В зоне потребления рождается новая государственная идея. Она может быть духовной, экономической, культурологической, военной (экономика военных походов) и так далее, но во всех случаях она будет определять все сферы жизни и деятельности государства в целом, а значит, и большинства его граждан. Любой желающий может убедиться в обоснованности данной идеи, проштудировав историю, скажем, Московской империи со времен хотя бы Даниила Александровича и до конца XX в., в котором Ленин и его сподвижники являлись генераторами идеи, Сталин – реализатором, Хрущев и Брежнев – накопителями, Горбачев и Ельцин – потребителями. Эта идея, кстати, очень хорошо согласуется с природными циклами, с природной пульсацией: утро – день – вечер – ночь, весна – лето – осень – зима, генерация идеи, её реализация, накопление богатств, потребление.

 

Существуют и иные синусоиды движения жизни Земного шара в пространственно-временном поле, о которых написано, например, в книгах Древней Индии. Но даже вышесказанное говорит, какой сложной и красивой является суперпозиция перечисленных синусоид, во многом определяющих жизнь Земного шара в целом и каждой его пылинки в отдельности.

 

6. Движение жизни Земного шара, то есть мировую историю, или по терминологии Полибия, всеобщую историю нужно изучать, постоянно помня о трех уровнях: уровне фактов, уровне событий, уровне явлений.

 

Факт сам по себе случаен, причинно не обусловлен, точечен. Фактов бесконечное множество. Своей массой они-то и пугают хорошего человека, решившего познать историю: как много нужно всего познать! Факты отталкивают даже сильных людей. Факты дезорганизуют в том случае, если человек в познании истории полагается только на факты, забывая второй и третий уровни познания истории.

 

События являются, во-первых, следствием движения Земного шара в каком-то интервале пространственно-временного поля, во-вторых, они, как правило, сами служат причинами последующих событий. Они причинно объемны. Событий на несколько порядков меньше, чем фактов. Но это не значит, что изучать и осмысливать их в несколько раз легче, чем изучать и осмысливать хаотичное множество фактов.

 

Явления в жизни Земного шара имеют целый пучок причин, социальных, природных, астрономических, психологических (коль скоро Земной шар есть социально-психологический единый организм). До сих пор человечеству не удавалось достойным образом подготовиться  к достойной существа разумного «встрече» того или иного явления, хотя, как правило, они, явления, не налетают на Земной шар неожиданным ураганом. Вспомним, например, какой вред цивилизационному процессу принесло так называемое Великое переселение народов, сколько шедевров Древнего мира было загублено во всех цивилизационных центрах планеты в те страшные века, сколько всего забыли люди! Великое переселение народов – земношарное явление, которое сформировалось из пучка причин и разбросало по земному шару столь же сложный пучок исторических установок для тех или иных территорий, на которых начиналась новая жизнь новых народов, рожденных в оргиастических бурях  утомительных войн оседлого люда с босоногими переселенцами.

 

В частности, в Восточной Европе на исходе Великого переселения народов стал зарождаться русский народ.

 

Нужно помнить ещё и о том, что обычно явление в жизни страны, народа является событием в жизни планеты. Например, для Бразилии во второй половине Двадцатого века футбол – явление. Для Земного шара бразильский футбол – событие.

 

7. Человек, как исторический объект, обычно является фактом в жизни государства. Лишь самые выдающиеся деятели в той или иной области могут играть роль событий. И лишь самые великие из них могут стать явлением в жизни Земного шара, как, например, стали явлениями основатели мировых религий: Моисей, Будда, Мухаммад, а также такие мыслители как Сократ, Пифагор, Конфуций и так далее. Я подчеркиваю, в жизни Земного шара. Так, например, Наполеон был явлением в жизни Франции, но в жизни Земного шара он стал лишь крупным событием. Как и, Тимур, Бабур, даже Ашока, даже Петр Великий.

 

8. Любое крупное событие в любой точке Земли не может быть локальным, дискретным. Примеры. Искусство бардов, чуть ли не повсеместно модное в IV-XV вв. н.э. Всплеск градостроительства в IX-XII вв. (Западная Европа, Гардарика, Византийская империя, Арабский Халифат, Паганское царство и вообще Индокитай, Индия, Китай, Япония и так далее). Всплеск рыцарства в Западной Европе, Восточной Европе (дружины князей) Византии (акриты), Центральной и Южной Азии (раджпуты), на Дальнем Востоке (китайские монахи, самураи) и так далее. Подобных примеров можно приводит множество! В Средние века во многих весьма разбросанных друг от друга странах бытовал  обычай, названный «откупом головы». А уже перечисленные «пульсации» государственного устройства! А  тяготение к мудрости в VIII-III вв. до н.э. во всех цивилизационных центрах планеты!..

 

9. Марксистско-ленинская теория периодизации движения жизни на планете от первобытнообщинного строя до коммунистического общества не верна. И нужно скорее от нее избавиться, не ругая её создателей, потому что они подслушали зов времени, слишком доверились времени, то есть сложной динамике XIX и первой четверти XX вв., не решились более внимательно исследовать «Канат жизни», в результате чего получили в сущности не теорию, а всего лишь объяснение некоторых, сильно зажатых в пространственно-временном интервале социальных явлений. Они ошиблись хотя бы потому, что совсем не знали историю социальных потрясений, например, в Поднебесной, начиная Цинь Шихуанди и кончая хотя бы Чжу Юаньчжаном. Сколько раз босоногие побеждали в Китае, между прочим, и под красными знаменами тоже! Сколько раз они пытались построить справедливое общество, даже слыхом не слыхивая, о теории Маркса-Ленина! Построили они это общество? Пример грубой опрометчивости основателей марксизма-ленинизма учения должен всегда быть перед глазами любого уважающего себя человека, потому что … движение жизни синусоидально! Это не значит, что оно вновь приведет человечество на отметку 1848-1917 вв., это значит лишь то, что человеку и человечеству свойственно повторять свои ошибки на разных витках, на разных волнах «Каната жизни».  Нужно понять, что учение Маркса-Энгельса-Ленина не всесильно, хотя и верно, повторюсь, в весьма ограниченном пространственно-временном интервале.

 

10. Человек делает себя в истории. Только те люди, которых я назвал явлениями в истории Земного шара, оказывали и продолжают активно оказывать влияние на судьбы человечества. Таких великих людей в истории Земного шара было не более 1 тысячи. Их биографии, смысл содеянного ими нужно понимать и чувствовать. Это – по силам нормальному, увлеченному, не глупому человеку.

 

11. Даже величайшие из великих не делали историю человечества, а делали себя в истории человечества. В пользу этого говорят следующие факты. Цезаря убили, но империя, которую он яростно пролонгировал, справилась с «заказом истории» и нашла себе осторожного Августа. Приблизительно также обстояло дело с Цинь Шихуанди и Лю Баном в Поднебесной. Наполеон пошёл  против движения истории, потому что ей уже надоело укрупнять по всему Земному шару громоздкие молекулы, державы имперского типа, и она (ее величество история!) уже начала их, эти империи, потихонечку крушить. Великобритания потеряла США, Испания – несколько государств Латинской Америки… Великий Корсиканец решил пойти наперекор «заказу истории» и создать на территории Европы мощную империю. Получилось? – Нет. И не могло получиться. Но себя показать во всей своей красе Наполеону удалось. Если же вспомнить, какие во Франции той поры были замечательные полководцы, политические деятели, то вполне можно предположить, что, погибни Бонапарт на Аркольском мосту, или даже под стенами Тулона, ничего принципиально иного история не предложила бы людям. Может быть, вместо Наполеоновских войн были бы какие-нибудь Мюратовские. А вместо Ватерлоо – какой-нибудь Ваграм. Суть не в этом.  Суть в том, что Земной шар начал дробиться, и Наполеоны ему разонравились. В этом легко убедится любой желающий, исследовав политические карты мира в XIX-XX вв.

 

12. В жизни великих людей много логичного, потому что они, высвечиваясь на фоне истории, подчиняющейся жесткой логике,  оказываются на волне этого жестко-логичного потока, и жизнь их, хотят они того или нет, просто обязана стать и быть логичной.

 

13. Для того, чтобы достойно и обоснованно оценить итоги деятельности крупной исторической личности необходимо и достаточно:

 

А. Знать экономическое, политическое состояние государства, его окружения и Земного шара в целом на тот момент, когда человек взял власть в стране;

Б. Знать способы и средств, с помощью которых он управлял государством;

В.  Знать экономическое, политическое состояние государства, его окружения и Земного шара в целом на тот момент, когда человек лишился по той или иной причине власти;

Г. Знать экономическое, политическое состояние государства, его окружения и Земного шара в целом через то количество лет, в течение которых человек управлял своим государством.

 

14. Ни в коем случае нельзя доверять тем историкам и особенно писателям, которые в экстазе творчества изобретают историческое вранье типа: если не сегодня, то никогда. Этим, кстати, грешил и очень уважаемый мной логик В. И. Ленин. «Промедление смерти подобно!» Смерти чего или кого? Если кого, то, конечно же, да, все промедлившие погибли бы. Но Россия не спаслась бы от бурных событий, которые для нее «заказал» XX век! Вот что надо понять. А понять это можно только в том случае, если внимательно исследовать все нити российского «Каната жизни», крепко вплетенного в земношарный «Канат жизни». Исследуй и поймешь, что страна была запущена, что выкарабкаться из этой болотистой запустелости плавно, без рывков было чрезвычайно трудно, хотя вариативные возможности этого, конечно же, существовали.

 

15. Каждое явление развивается в определенном временном интервале. 25 тысяч лет. Или 12, 5 тысяч лет. «Двенадцать сотен лет». Четыреста – шестьсот лет. Каждое событие развивается в своем временном интервале. В среднем 100 лет живет в государстве идея, о которой я писал выше. Но ведь есть и планетарные идеи – им нужно больше времени. На пустом месте Конфуции не рождаются. На пустом месте песни Гомера не рождаются. Шицзин и Илиада были записаны приблизительно в одно и то же время (в 6 – 5 веках до н.э.), но – и это не отвергается учеными – творились они, и пелись, между прочим, и в том и в другом случаях слепыми песносказителями (!), около 500-600 лет до Писистрата и до Конфуция.  И Махабхарата – тоже. И Ветхий завет… Земной шар – един!

 

16. Важно научиться отсеивать ненужный материал. Но как же из огромного вороха фактов выбирать нужные факты, являющиеся сцепками причинно-следственных нитей? Как изучать историю, любую иную науку, познавать любое сложное, многомерное явление? Нужно ставить перед собой, или перед учениками, сложные, но конкретные задачи. Например, человеку захотелось познать что-то в историческом процессе. Учитель, либо он сам, формулирует задачу, которую этому человеку решать будет интересно в связи с его наклонностями, устремлениями, профессиональной ориентацией. Скажем, молодой человек закончил педагогический ВУЗ, факультет русского языка и литературы, но почему-то его потянуло в историю. Каким образом он может её изучать? – Изучая мировую историю литературы! Но не по учебникам, а по источникам. И не просто перечитывая классиков, а ставя перед собой ещё более конкретную, и, тем не менее, объемную задачу. Например, работая над собственной книгой на тему «Произведения о животных в мировой литературе от Древнего Египта для конкурса ОЛМА-пресс». В этой объемной книге у него будут разные главы. Волшебная сказка, реализм, фантастика, социальная литература, авангард. (Любое искусство - сплошной «авангард», если это искусство, а не ширпотреб). Если человек увлечется всерьез, то данная тема обязательно выведет его на совершенно неожиданные открытия. Они  помогут ему почувствовать Земной шар как живой и единый организм. Эта же работа быстро научит его отбрасывать ненужный материал, ненужный песок фактов. Влюбленному в музыку человеку можно, изучая всеобщую историю, писать книгу о музыке. Философ найдет в ней свою задачу. Архитектор – свою. И так далее.

 

17. Задача. Нужно ставить перед собой множественную задачу и уметь дробить её на подзадачи. История создания ракетной техники в Советском Союзе ярко иллюстрирует эту мысль. В ракете несколько, крепко сплетенных друг с другом наук, в каждой из наук – несколько направлений. У Королева не было ни одного «ученого-ракетчика». Они были талантливыми выпускниками ВУЗов, аспирантур. Они стали известными на весь зарытый в «ящиках» мир. Они стали учеными.

 

И главное.

 

18. Изучение мировой истории или истории своего отечества, лучше всего начинать с создания Периодической исторической таблицы (по типу Таблицы Менделеева0. Для этого нужно разбить Земной шар на цивилизационные центры, представляющие собой разбросанные по телу Земли круги неправильной формы диаметром до 2,5-3 тыс. км. Таких центров на нашей планете может быть что-то около 50. Например, Скандинавия, Восточная Европа, Центральная Европа, Западная Европа, Островная Европа, Восточное Средиземноморье, Западное Средиземноморье, Малая Азия, Передняя Азия, Междуречье, Нил, Центральная Африка, Южная Африка, Центральная Азия, Индостан, Индокитай, Срединное царство в Китае, Тибет, Великая Степь восточнее Алтая, Памир, Северная Америка, Мезоамерика, Южная Америка и так далее. Затем нужно проследить, какие крупные события (исторические, культурологические, климатические, астрономические…) происходили в этих цивилизационных центрах каждые двадцать пять лет на протяжении предыдущих 5 тысячелетий и записать их в соответствующий квадратик.

 

Эта задача может показаться неподъемной человеку, не приученному к такому труду. Ему нужно отследить 200 двадцати пятилетий в 50 цивилизационных центрах, то есть 10 тысяч событий мировой истории. Если заниматься этим хотя бы 20 дня в месяц по 6-8 часов в день, то есть в  год около 2000 часов; если за один час в таблицу внести 1-2 событий, то, максимум, за пять лет серьезной работы человек заполнит Периодическую историческую таблицу и начнет думать! Потому что эта выстроенность мировой истории даст ему для размышлений богатейший материал, какого не было под рукой ещё ни у одного историка.

 

Уже сейчас я могу вычленить следующие периоды мировой истории:

 

Период истории Земного шара до неолитической революции.

 

Период истории приблизительно с X-VIII по V тыс. до н.э.

 

Первые дерева мировой цивилизации. V-II тыс. до н.э.

 

Период истории приблизительно с 1200 по 700 гг. до н.э.

 

Эпоха мудрых. Ок. 700 – конец III в. до н.э.

 

Великие державы Древнего мира. Конец III в. до н.э. – IV в. н.э.

 

Великое переселение народов. III-VII вв.

 

Великие державы Раннего Средневековья. VII-XI вв.

 

Мировая распря. XI-XV вв.

 

Великие географические открытия. XV-XVII вв.

 

Великие державы Нового времени. XVIII-XX вв.

 

Двадцать первый век.

 

Эта работа очень объёмная, и сейчас мне хочется изложить лишь введение, пропедевтику в «Мировую историю странников». Поэтому я ограничусь краткой характеристикой некоторых эпох и подкрепить их цитатами из произведений совсем разных мыслителей.

 

Ещё раз подчеркиваю: странники жили и странствовали, и, часто, записывали свои мысли и произведения о странниках и странничестве, во всех перечисленных эпохах. Другое дело, что в некоторые времена в тех или иных Цивилизационных центрах Земного шара таковых людей было больше, а то и совсем много (для странников). И этот факт легко объяснить историологическими земношарными и региональными явлениями.

 

Освоив этот пропедевтический материал, читатель может сделать серьезные выводы и сформулировать некоторые, на мой взгляд, важные версии об этом для многих обыкновенных людей странном явлении мировой истории, о странничестве и странниках, о факторах, оказывающих влияние на динамику его развития или спада активности в тех или иных социально-политических и социально-психологических ситуациях.

 

Герои и люди


Неуёмное желание странствовать укоренилось в наших душах и сердцах очень глубоко, на генном уровне, и, похоже, никакие достижения и блага цивилизации не спасут нас от этого желания. Более того, человек, быть может, отличается от других существ ни разумом, ни тяготением к общественному, социальному, а именно тем, что он уже в момент зачатия получает от родителей это качество: желание странствовать.

 

Другое дело, что в тот же счастливый момент мы получаем от своих родителей (хотят они того или нет) и ещё одно качество: великую и могучую человеческую лень. Именно лень-матушка является причиной губительной людской забывчивости. Мы, в частности, забыли, практически всё, что знали и свято хранили, между прочим, для нас – лоботрясов, наши предки-странники.

 

Мировая литература и мировая философия (пусть ещё не наука, но уже философия) дали человечеству не так уж много героев, пораженных духом странничества, и странников, в самом строгом смысле этого слова, и  даже странников с некоторыми отклонениями от жестких определений, данных величайшими мыслителями прошлого.

 

В частности, к таковым можно причислить Геракла, Тесея, Одиссея, Гильгамеша, Энкиду (пораженные духом странничества), Сократа и киников, стоиков и отшельников, например, философствующих отшельников Индостана, от которых берут корни и адживика, и джайна, если не все философские системы этого региона планеты, Лао Цзы и песносказителей Древнего мира, которые только тем и занимались, что собирались сказания, пропускали их через себя и отдавали людям, часто – безвозмездно, Боэций (после вынесенного ему смертного приговора) и песносказители Средних веков, Гельвеций («Об уме», «О человеке»), Гуго Гроций (Гуго де Грот, О праве войны и мира)… С очень большими оговорками странниками можно назвать совсем уж обленившихся российских бомжей, и советских бичей 1950-1980 гг.

 

В конце книги я приведу фрагменты из произведений уважаемых авторов, которые, на мой взгляд, не совсем точно следуют в своих выводах и высказываниях фундаментальным определениям. Я не буду проводить анализ не точностей, в надежде, что читатель, внимательно прочитавший эту книгу, сам найдет и не точности, и некоторые нестыковки, и сам же, для себя самого, а то и для всех нас, сделает кое-какие выводы.

 

Племена и народы


О том, что в каждом человеке, в любом племени и народе сокрыто сильнейшее желание странствовать, говорят и исторические события, например, времен всех переселений народов, в том числе и так называемого Великое переселения народов, и особенно, история первопроходцев России, которые за 50-70 лет XVII в. прошли от Югорского Камня до Чукотки. Какая сила заставила их совершить этот исторический подвиг, уникальный, надо сказать? Желание разбогатеть или прославиться? – Нет, маловато будет, ведь уже злосчастные приключения отряда Ермака показали всем, что легких денег за Югорским камнем не будет. Да и о славе в Русском государстве тех времен думать могли лишь самые безнадежные романтики. И никакой другой причины, человеческой или государственной, оправдывающей этот упрямый ток русского человечества на Восток, я лично не нахожу. Да его и нет.

Есть упрямое желание рвануть по белу свету, есть дух странничества. Есть в каждом человеке странник, который только и ждет момента, чтобы реализовать это качество.

 

Как пчела


Странствовать человечество начало сразу же после своего рождения. И причиной тому нельзя назвать только тот факт, что людей на Земле в те запредельно далекие времена было мало, и они могли жить, собирая дары природы, не насилуя её.

 

Земля, хоть и полная изобилия, о котором позже будут бредить в мечтах поэты и ученые, не очень-то радушно встречала человека, прожорливого и плодовитого до жути. Сколько смертельно опасных ловушек таилось под каждым кустом, в любом закоулке цветущего райского сада, каким сноровистым, ловким – гениально ловким! – нужно было быть, чтобы брать постоянно, непрерывно – потому что постоянно хотелось человеку есть и рожать. То был действительно сверх гениальный  человек-собиратель. Он понимал, что собирать надо с умом, аккуратно, ни в коем случае не нарушая естественно ограниченную плодовитость единственной своей кормилицы. Поэтому-то человек и заставил себя постоянно перемещаться, мигрировать с места на место.

 

«Как пчела, набрав сока, улетает, не повредив цветка, его окраски и запаха, так же пусть мудрец поступает в деревне». (Дхаммапада. М., 1960. С. 66).

 

Так поступали люди во времена до неолитической революции.

 

Неолитическая революция - по Гордону Чайлду – «исторический период перехода в эпоху неолита от присваивающего к добывающему типу хозяйства, связанному с зарождением скотоводства, животноводства, земледелия. Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений, ремесел, письменности и рациональных знаний». Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. Этот период жизни человека на Земле исследован и осмыслен довольно слабо.

 

Но попробуем честно и непредвзято ответить на вопрос: «Что легче, бродить по Земле и собирать дары ее, или обихаживать какое-то благодатное пространство, тот же Благодатный полумесяц, например, и обрабатывать землю, действуя по указанию великого русского и советского ученого Ивана Владимировича Мичурина:  «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».

 

Подавляющее большинство современного человечества ответит на этот вопрос так. Легче странствовать, а лучше сказать, бродяжничать с протянутой рукой. Здесь руку протянул – яблоко получил, там протянул – пшеницы ладонь получил.  Я же почему-то считаю, что сложнее жить с природой в ладу, то есть так, как живут мудрые пчелы: прилетают, собирают и улетают творить свой мир в своих домах, никому при этом не навредив.

 

Система координат


Но если я прав (а почему бы и нет?!), то нужно, сказав «А», «говорить «Б» и идти дальше, то есть признать аксиоматичными следующие истины:

 

А. Человечество в период до неолитической революции обладало глубокими и фундаментальными знаниями Природы и Человека, как её частицы;

 

Б. У людей выработался очень крепкий страннический инстинкт;    

 

В. Не известный нам корпус знаний людей, живших до неолитической революции, не ограничивается знаниями природы, но распространяется и на духовные знания;

 

Г. Страннический инстинкт является, может быть, даже субстанциональным, сложным, духовным качеством.

 

Я называю пункты А-Г одной из двух составляющих Системы координат, в которой продолжатся дальнейшие рассуждения. Другой составляющей будут мыслители, обитавшие в разных интервалах пространственно-временного поля уже после неолитической революции и давшие определения странника и странничества. Они жили в разных странах и в разные времена, они не имели никакой возможности разговаривать друг с другом по мобильникам и даже читать произведения друг друга. Но – удивительно! – их мысли, например, о странниках, были удивительно схожими.

 

Земной шар есть единый социально-психологический организм.

 

Немного о знакомом пчелолюбе


Он жил в 1980-1990-х гг. в местечке на стыке Тульской, Рязанской и Московской областей. Он был не просто пчеловодом, но пчелолюбом. Он пчел любил, и знал, и, мне кажется, он их понимал! Вряд ли он считал себя аскетом, да и нужно ли ему это было, да и не был он таковым, потому, что он мёд-то продавал. Аскеты живут подаяниями, а он, понимаешь, мёд продавал. Но как он продавал дело любимых им пчёл!

 

Жил он в таком месте, куда даже на УАЗике трудно было пробраться. Разве что с лебедкой. Бывали случаи, когда и «Беларусь» был бессилен. Черная дыра. С трёх сторон – овраги с неспокойными ручьями, с четвертой – черноземные пашни и одна избитая просёлочная дорога километра три, до бетонки. А чтобы со стороны Московской области до этой бетонки, избитой сельхозтехникой, добраться, нужно крюк сделать километров на двадцать с гаком. А вся торговля-то только со столичной областью.

 

И 19 августа, в обеденный перерыв, снизу от реки Осетр, поднималась к селу Петрово телега. В ней сидел человек в телогрейке, молчаливый и, говоря по-городскому, скромный. Телега останавливалась у магазина, возле нее быстро собирались любители мёда и говорили важно: мне от сердца, мне от почек, у меня спину ломит, сил нет и так далее. Человек доставал из глубин телеги трехлитровые банки, наполненные мёдом разных цветов, и … торговля заканчивалась в течение часа.

 

На завтра человек опять приезжал в Петрово. Но третьего дня у него не было. Мёда у него не было на третий день. Около 70-80 банок он продавал, может быть, и 100, не больше. И уезжал в свою деревню на год.

 

Этот мёдолюб, во-первых, ставил улья в тех местах, где цвели те или иные растения, во-вторых, он подсказывал покупателям, от каких болезней помогает тот или иной мёд. То есть он вёл себя, как человек, живший до неолитической революции, и уже только этим он был очень похож на странника.

 

Александр Торопцев

 

Метки к статье: Торопцев, Мировая история странников
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Мировая история странников"
Имя:*
E-Mail:*