Он был первым русским царем. Насколько важен этот рубеж в истории нашей страны и в восприятии царя Иоанна Грозного? Расскажите, как современники воспринимали ритуал венчания на царство, насколько высоко он взлетел над прежними великими князьями...
XVI век был временем расцвета эпохи географический открытий, которую можно назвать первым этапом глобализации, заложившим основы господства на планете западной цивилизации. Но и в истории России этот век был переломным. Отец и дед Ивана Грозного завершили объединение русских княжеств в единое государство, а перед ним стояла внешнеполитическая задача: вернуть отторгнутые у России юго-западные территории и нейтрализовать угрозы, исходящие с востока и с запада. С этим задач царь справился. В результате его правления Россия увеличила свою территорию вдвое; прирост населения составил до 30%; были присоединены Казань, Астрахань, Сибирь, Пятигорье. Россия переросла масштабы княжества и превратилась в сверхдержаву. Возникла русская альтернатива западной глобализации. 16 января 1547 г. состоялось венчание на царство 16-летнего Ивана. Митрополит Иоанн (Снычев) писал в своей книге «Самодержавие Духа»: «…описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания». В тот день Иоанн стал преемником византийских императоров, а Москва — Третьим Римом, столицей великой православной империи. Братия Хиландарского монастыря в своем послании титулует царя «единым правым государем, белым царем восточных и северных стран… солнцем христианским… утверждением седми соборных столпов». А Константинопольский патриарх именовал в своей грамоте Ивана Грозного «святым царством» и заявил о соборном решении «молить Бога о царе и великом князе Иоанне Васильевиче якоже о прежних благочестивых царях» (византийских императорах). Сербские хроники называли Иоанна IV царем всех православных христиан. Свт. Макарий во время венчания на царство Иоанна IV, сказал царю: «Вас бо Господь Бог в Себе место избра на земли…». Свт. Дмитрий Ростовский о царе говорил так: «Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и Христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа». Таким образом, для православных всего мира Иван Грозный стал царем и живым образом Христа на земле.
Литовченко. Александр Дмитриевич.«Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»
Назовите хотя бы несколько самых зловредных и актуальных в аспекте идеологической борьбы мифов о царе Иоанне Васильевиче.
Западные и доморощенные русофобы представляют Ивана Грозного как самого великого злодея всех времен и народов, тем самым бросая тень и на Российское государство, основателем которого он был, и на русский народ, который Ивана Васильевича очень уважал. Одно из основных обвинений, предъявляемых царю, является — массовые казни. Дж. Горсей пишет, что только в Новгороде царь казнил 700000! Сколько же было казненных на самом деле? Есть данные о том, что царем к смертной казни были приговорены 5000 человек. Каждый смертный приговор выносился только в Москве и утверждался лично царем. Так что число казненных Иваном IV преувеличено в сотни раз. В то же время в европейских государствах совершались действительно чудовищные беззакония. Во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 30000 протестантов. В Англии за первую половину XVI в. повешено за бродяжничество 70.000 человек. В Германии при подавлении восстания 1525 г. казнили 100000 человек. Герцог Альба уничтожил в Нидерландах 100000. И таких примеров множество. Но символом деспотизма сделали Грозного Самое известное злодеяние, которое инкриминируют Ивану Грозному — это убийство собственного сына. Но в летописях говорится о смерти царевича, а не об убийстве. Француз Ж. Маржерет, служивший в России, писал: «Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой, что произошло иначе, так как, хотя он и ударил его концом жезла… и он был ранен ударом, но умер он не от этого, а некоторое время спустя, в путешествии на богомолье».
Лебедев Клавдий Васильевич. Царь Иван Грозный просит Игумена Корнилия постричь его в монахи
Причина смерти царевича Ивана установлена — это было отравление сулемой (хлоридом ртути). В 1963 г. были вскрыты гробницы царя и царевича в Архангельском соборе Кремля. При исследовании останков ученые обнаружили, что в костях Ивана Грозного и царевича Ивана наличие ртути в 32 раза превышает норму. С этим открытием связаны попытки доказать вопиющую аморальность царя: утверждения, что яд в царских останках — последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Но известно, что сифилитических изменений в скелете царя не обнаружено, о чем категорически заявил профессор М.М. Герасимов. А в 1990-х гг. был выявлен факт отравления той же сулемой матери Ивана Грозного Елены Глинской и его первой жены Анастасии Романовой. Это свидетельствует о том, что члены царской семьи были жертвами отравителей. Еще одна аморалка, которую «шьют» царю — это многоженство Публицисты насчитывают 7-8 «жен» Ивана Грозного. Борис Годунов в своем письме называл незаконнорожденным царевича Дмитрия Углического, сына «шестой жены» Марии Нагой. Горсей в мемуарах называет Нагую пятой женой. Сколько было жен у Ивана Грозного на самом деле? В Вознесенском монастыре, усыпальнице московских княгинь и цариц были захоронения четырех жен Иоанна Грозного: Анастасии Романовой, Марии Темрюковны, Марфы Собакиной и Марии Нагой. Это и были законные жены царя. Даты их жизни и подробности биографии хорошо известны, у трех из них были дети. Что касается остальных мифических «жен» Ивана Грозного, то их упоминания в летописях или мемуарах не могут свидетельствовать даже о том, что они в действительности существовали. С уверенностью можно говорить только о четырех женах Иоанна Грозного, причем четвертый брак совершен по решению церковного собора и был разрешен ввиду того, что третий брак (с Марфой Собакиной) остался номинальным, царица умерла девственницей, так и не став фактической женой царя. Среди обвинений в адрес царя — убийство митрополита Филиппа. При этом ссылаются обычно на соловецкое Житие святого и на сочинения князя Курбского.
Царь Иван Грозный. Художник В.М. Васнецов
Эти источники не могут считаться достоверными. Князь Курбский — польский шпион и перебежчик, делал все, чтобы оклеветать Ивана Грозного. А Житие митрополита Филиппа было написано со слов «старца» Симеона, в миру — пристава Семена Кобылина, тюремщика, который «охранял» митрополита в момент его гибели и со слов соловецких монахов, которые лжесвидетельствовали на церковном соборе против святого Филиппа. Р.Г. Скрынников указывает на то, что «Житие митрополита Филиппа было написано… в 90-х годах XVI века в Соловецком монастыре. Авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: старца Симеона (Семена Кобылина), бывшего пристава у Ф. Колычева и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом». Выгораживая себя, составители Жития указывают заказчиков клеветы на святого Филиппа. Это «Пимен Новгородский, Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский, сиггел Благовещенский Евстафий». Чтобы низложить св. Филиппа, они провели свой собор, который, по словам А. Карташева, стал «позорнейшим из всех, какие только были на протяжении русской церковной истории». Г. Федотов отметил: «Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми». Так что большой вопрос: как именно умер св. Филипп. Нет никаких доказательств того, что в его смерти виноват Иван Грозный. Может быть, «духовные чада» не только оклеветали и царя, и святого, но и отравили их одним и тем же ядом? Неплохо было бы исследовать мощи св. Филиппа на содержание сулемы…
Вячеслав Манягин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.