Ключевой герой русского народного эпоса – сын крестьянина, Илья Иванович Муромец. Вспомним его собратьев – детей разных народов. Роланд – племянник (а по некоторым версиям – побочный сын) Карла Великого, Рустам - сын знаменитого богатыря, Геракл – сын Зевса... С каждым из них у Ильи немало общего, но они – отпрыски царских родов, потомки языческих божеств… А русским героем стал простолюдин, плебей, о котором надменные князья и бояре подчас говорили: «Мужик, деревенщина!». Об этом стоит задуматься. Илья человечнее, чем исполин Святогор, мудрее, чем Добрыня, честнее, чем Алёша. Сила и мудрость простого человека непобедимы – такое убеждение присуще русскому народу и оно нас никогда не подводило. Вот игры в «элитарщину» не раз приводили Русь на грань гибели – и у великих наших богатырей опускались руки.
Это прочувствовал Алексей Константинович Толстой, в его стихотворении Илья Муромец – носитель консервативных крестьянских ценностей. В патриции он не стремится, не потакает ничьей спеси, поварчивает на тех, кого искушают новомодные украшения жизни:
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!..
Первым подвигом Ильи был подвиг милосердия. Болезнь с младенчества приковала его к постели. Но, когда калики перехожие попросили у него милостыню – Илья испытал настолько сильный порыв помочь им, что его вознаградили исцелением и богатырской силушкой.
В. М. Васнецов «Витязь на распутье»
Последний подвиг «старого казака Ильи Муромца» тоже известен: проехав по последней из «трёх дорог», Илья нашёл клад, несметные сокровища. Но к чему богатырю золото да серебро? Всё своё богатство он потратил на храм:
Построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.
В версии другого сказителя развязка выглядит так:
«Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».
Герои русского богатырского эпоса – самоотверженные защитники Православия и Отчизны. Таков Добрыня: один из его исторических прототипов – дядька князя Владимира, креститель Новгорода, подавивший мятеж волхвов. Таков и Алёша: он был сыном одного из святых ростовских епископов. По одной версии он – святителя Леонтия, по другой – Феодора. Они были крестителями Залесской Руси. Судьбы наших легендарных богатырей крепко связаны с Крещением Руси – исторически и мистически. Недаром Демьян Бедный в богоборческом порыве написал пьесу «Богатыри», в которой осмеял разом Крещение, Илью, Добрыню, Алёшу. Кощунственную комедию поставили в московском Камерном театре. Пьеса возмутила Молотова и Сталина, и вскоре Демьяна Бедного исключили из партии. Иногда и из партии воинствующих атеистов исключали за хулу на Крещение Руси…
Илья Муромец. 1895. Иллюстрация к книге "Русские былинные богатыри".1895 Andrei Ryabushkin
Проходили века, но герои русских былин всегда действовали в эпоху крещения Руси – при князе Владимире. Подвиги Ильи напрямую связаны с преодолением язычества. Он одолевает Идолище поганое, он отрубает голову вражескому богатырю Жидовину, который, по мнению некоторых исследователей, символизировал хазарскую экспансию. Князь Владимир в богатырском эпосе – далеко не идеальный герой. Подчас он несправедливо обижал Илью, но, когда нужно было встать на защиты Отечества, богатырь забывал об обидах, служил народу и государству. В этом сюжете – важная метафора нашей истории.
В эпической биографии Ильи есть и минуты затмения. В ответ на лукавство князя он подчас впадал в ярость, однажды затеял стрельбу по золотым куполам, а потом – загул с «голями кабацкими». Таковы все самые любимые в народе эпические герои: они подчас ошибаются, оступаются, поскольку не схематичны, а человечны. В этом Илья схож и с Гильгамешем, и с Гераклом, и с нибелунгами, и с Давидом Сасунским…
Другое дело – его исторический тёзка. В 1643-м году Илья Муромец – воин и монах – был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Полностью отождествлять его с былинным героем нельзя: эпос вобрал в себя многие сюжеты, славные дела столетий, который народ связывал с любимым образом богатыря. И всё-таки в этой истории есть поразительные факты!
Кто бывал в Киево-Печерской лавре – тот не забудет мощи святого угодника Илии Печерского, Ильи Муромца, широкоплечего, крепкого человека. В ХХ веке несколько раз предпринимались исследования останков богатыря. Анатомы определили, что Илья перенёс серьёзную болезнь позвоночника, подтверждая былинный сюжет о многолетнем бессилии молодого сильного мужчины. А ещё на его теле обнаружено множество ран, одна из них – от вражеского копья, смертельная, в сердце. Видно, защитник земли русской принял неравный бой.
В 1956-м году на экраны страны вышел цветной широкоэкранный кинофильм режиссёра Александра Птушко «Илья Муромец». Роль богатыря исполнил Борис Андреев – актёр, олицетворявший героизм народа. Получилась впечатляющая, истинно эпическая картина. Компьютерных технологий в те времена не было – а чудеса «Ильи Муромца» впечатляют и по сей день… А разве можно забыть взгляд богатыря с картины Васнецова? Это полотно известно каждому русскому человеку, оно вдохновляет, учит мужеству, учит любить Отечество. Бдительно глядит вдаль православный богатырь – старый казак Илья Иванович Муромец, крестьянский сын, непобедимый воин. Он несёт свой крест, не прячась за чужими спинами. Первым грудью встречает вражьи стрелы. Не исчезнет память об Илье – не переведутся богатыри на земле русской.
Арсений Замостьянов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.