Искусствовед Мария Голдинова открывает нам сущность раннехристианского наследия
«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4)
В последнее время художники, работающие для церкви, стали все чаще обращаться к раннехристианскому наследию. Оно служит основой для творческой интерпретаций. Постепенно формируется новое, опирающееся на древнейшие образцы, направление в современном церковном искусстве. В недавно украшенных храмах можно встретить как прямые цитаты, так и образы, заимствованные из римских катакомб, коптского искусства, мозаик Равенны и Палестины, древних рукописей, копии и творческое переосмысление энкаустических икон. Современные художники работают в оригинальных техниках: древней энкаустики, светоносной мозаики, темперной и масляной живописи, книжной миниатюры...
Почему православное искусство стало заимствовать раннехристианские мотивы, а характер древнего образа оказался востребован и современен?
С одной стороны, первые века по Р.Х.–это время, когда Церковью ещё не выработан язык искусства, время активного иконографического и богословского творчества и создания нового художественного языка, способного вместить Откровение. Так и в русском церковном искусстве сейчас наступил этап творческого осмысления традиции, поиска нового, адекватного времени, убедительного, живого изобразительного языка.
С другой, искусство первых христиан - запечатленное слово очевидцев евангельских событий, свидетельствовавших о Христе своей жизнью и смертью. Само слово «мученик», «μάρτυς», «martyr» переводится с греческого и с латыни как «свидетель». Искусство мучеников и исповедников христианства первых веков обладает огромной духовной силой, побуждающей к подвигу, постоянной готовности встать «лицом к лицу» со смертью и пострадать за Христа. Это искусство духовно требовательно и не приемлет компромисса. Но оно же несет в себе необыкновенную духовную радость, ведь именно радость давала силы претерпевать мучения! Вспомним, что, страдая, мученики радуются! В России, пережившей свой страшный век гонений и катакомб, ощущение современности искусства первых христиан стало необыкновенно острым. Сейчас, когда перед современными художниками стоят сложные задачи создания иконографии новомучеников, наполнения её непреходящим евангельским смыслом, возникло глубокое чувство сопричастности событиям и искусству христианской древности.
В настоящее время говорят о втором крещении Руси, и здесь тоже прослеживается историческая параллель с первыми веками христианства, когда были известны массовые крещения целых народов. Искусству нужна сила апостольской проповеди. Взгляд очевидца, лаконичный, точный язык произведений, прямой и понятный каждому, и главное, интонация образов, в которых радость звучит мощным победным аккордом, теперь осознаются художниками частью современной реальности.
Нужно сказать, что пасхальная радость из русского искусства не уходила никогда и была свидетельством живой Церковной традиции, не прерывавшейся с апостольских времен. И только в конце XX века современный богослов пишет: «Начало "ложной религии" - неумение радоваться, вернее - отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе...»… Где, как, когда извратилась, замутилась эта "тональность" христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане "глохнуть" к ней»? [Александр Шмеман. Дневники. 1973-1983 –М.: Русский путь, 2005.]
Эта «глухота» не замедлила проникнуть в современное церковное искусство, и выразилась в понимании иконописного канона, как мертвой схемы, в том, что при соблюдении всех правил, из иконы постепенно начало уходить нечто самое главное.
Не откликом ли на эту подмену стали образы, найденные живописцами в сокровищнице древнейшего христианского искусства? Не якорем ли спасения должно послужить естественное желание художника-творца вернуть радость христианскому искусству, а нашим сердцам умение радоваться?
Мария Голдинова
Иллюстрация: Икона Мученики Сергий и Вакх. VI-VII вв.
Энкаустика по левкасу на дереве (сикомора)
28.5 × 42 × 0.6 см
Киев, Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Привезена епископом Порфирием (Успенским) из Синайского монастыря cв. Екатерины. До революции икона находилась в собрании киевского Церковно-археологического музея, куда она и ещё две иконы того же времени во второй половине XIX века были переданы в дар архимандритом Порфирием Успенским. Архимандрит Порфирий Успенский (1804-1885), несколько раз участвовал в дипломатических миссиях в Сирию, Палестину и другие страны Востока, привез оттуда коллекцию рукописей и икон. Он стоял у истоков описания и изучения обнаруженных им на Синае произведений раннехристианского и византийского искусства. Сергий и Вакх Римлянины - знатные римляне, служившие при дворе императора Максимиана (284-305 гг.). За христианское вероисповедание и отказ принести языческую жертву были подвергнуты унижению (одеты в женское платье и в железных обручах на шее проведены по городу), сосланы к сирийскому правителю Антиоху. Вакх до смерти забит бичами, Сергия обули в железные сапоги с гвоздями и гнали из Суры до Ресафы, где он был обезглавлен (ок. 300 г.). Прославляемы в чине мучеников. Память 7 (20) октября.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.