переправа



Никита Михалков: о кинокритике, смыслах и правде жизни



Опубликовано: 1-07-2011, 15:00
Поделится материалом

Культура


 

Никита Михалков

 

Ксения Кириллова, рецензент фильма "Цитадель" о "сермяжной правде" после встречи с "кинопредстоятелем"


Некоторые говорят, что Михалков прикармливает своих критиков. Действительно, прикармливает. В самом прямом смысле слова. С рук. Кусочками только что распиленной ножом цитадели, возвышавшейся на огромном торте. Только вот делает он это уже после того, как эти люди высказались о его фильме, а не до этого. Притом вовсе не обязательно высказались положительно. Впрочем, обо всём по порядку.

 

"Цитадель" по кусочкам

 

Скажу честно, что поклонницей Никиты Михалкова я не была никогда, как, впрочем, и не входила в число тех, кто непременно считал своим долгом обругать очередную картину «кинопредстоятеля». Любой фильм я всегда старалась оценить именно как фильм, безотносительно личности автора, и делая в первую очередь акцент на смыслах, заложенных в картине. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что моя рецензия на фильм «Цитадель», в общем-то, не слишком хвалебная, неожиданно выйдёт в финал конкурса рецензий на трилогию «Утомлённые солнцем», а победители смогут побывать 28 июня в Москве на неформальном обеде с самим «Маэстро».


Именно там Никита Сергеевич признался зрителям – ему не хватает конструктивной критики, связанной не с тем, почему он снял в картине свою дочь или почему так высоко оценил своё творение на фоне других, а с тем, смог ли он передать в фильме ту мысль, ради которой, собственно, и брался за видеокамеру.


– Дело не в том, что нам было нужно, чтобы нас хвалили. Я хотел понять, существуют ли ещё в наших кинозалах люди, которые смотрят кино, пытаясь ощутить то, что хотел сказать автор. Ещё Пушкин говорил, что судить художественное произведение нужно по тем законам, по которым оно сделано. Оценивать фильм нужно именно так. Можно сказать: «Мне это не нравится, потому что картина не соответствует тем законам, по которым она сделана», – пояснил Михалков собравшимся. – Я принимаю любую критику, мне интересно слушать человека, который размышляет. Тогда возможен разговор, в процессе которого люди могут что-то объяснить друг другу, убедить, рассказать, сблизиться, в конце концов. В этом и есть наша задача – сблизиться со зрителем.

 

Нужно сказать, что с этой задачей режиссёр справился неплохо – по крайней мере, с теми восемнадцатью зрителями, чьи работы были отобраны из более чем пятисот рецензий, сблизиться ему удалось. На дружеском обеде люди из разных уголков России и даже ближнего зарубежья (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Тольятти, Минск и т.д.) смогли запросто сфотографироваться и поднять бокалы за одним столом с «Маэстро», главным «попом» России Сергеем Маковецким, Юрием Николаевым, на «Утренней звезде» которого выросла добрая половина победителей, и другими звёздами.

 

Если честно, мне показалось, что, шутя и разговаривая с людьми и угощая их уже упомянутым фирменным тортом «Цитадель», режиссёр не просто играл на публику роль гостеприимного хозяина вечера, но действительно хотел искреннего разговора по душам. Впрочем, и зрителям не менее важно было высказаться и быть услышанными.


Вера Елесова уверена – никто не может утверждать, что «так не бывает» – в жизни вообще и особенно на войне. В её душе фильм Михалкова породил живой и яркий отклик.


– Когда я всё же убедила моего отца рассказать мне хоть что-то о войне, он вспомнил эпизод, когда прямо на него падала с самолёта бомба. Бежать в этом аду было некуда, и папа молча смотрел на неё. А потом… её унесло ветром, – рассказала зрительница. – Разве после этого так уж странно, что цитадель взорвалась сама?


Андрея Кабилова из Тольятти тоже трудно упрекнуть в лести. В свои тридцать лет он впервые попал в Москву и честно высказал собравшимся всё, что покоробило его в столице: и равнодушие людей, и потребительский подход к жизни. Сам Михалков уверяет: он собрал думающих зрителей не для того, чтобы они хвалили или ругали именно его фильмы, а для того, чтобы голос этих людей был услышан независимо от того, о чьих произведениях они будут говорить.

 

Идея создания некого форума свободной критики зародилась у самих гостей вечера. Правда, Никита Сергеевич предупредил – тех, кто будет писать честно и непредвзято, неизбежно ждут гонения.


– Вы должны знать – вас будут бить, унижать, над вами будут измываться, на вас будут презрительно смотреть сверху вниз. Но с тем, что будет происходить, ничего в результате нельзя будет поделать. Есть потрясающая восточная мудрость: «Если ты спокойно сидишь на крыльце своего дома, мимо тебя пронесут твоего врага». Это очень важно понимать нам всем, – посоветовал режиссёр.


Себя Михалков, сталкиваясь с описанной выше реакцией, успокаивает тем, что мужество и верность огромной съёмочной группы сами по себе уже доказывают, что этот фильм ещё при его создании был важен многим людям.


– Не страшно, когда ненавидят не за что, страшно, когда есть, за что ненавидеть. Мне давало силу видеть, как такое количество людей столько лет работали, не сбегали, не проклинали тот день и час, когда начали это делать. Притом люди работали над фильмом восемь лет в наших условиях и в дни, когда на рекламе за пару дней можно получить «лёгкие» деньги. Это уже огромная победа, – заявил он.

 

Никита Михалков и Ксения Кириллова

 

Наверное, встреча со зрителями в полной мере достигла своей цели – это действительно получилась не пиар-акция, а разговор о смыслах. Никита Сергеевич согласился ответить и на некоторые мои вопросы:


– Никита Сергеевич, известно, что произведение имеет свойство «переживать» своего автора. Сейчас каждый трактует ваши фильмы по-своему, но какие смыслы закладывали в трилогию «Утомлённые солнцем» лично вы? О чём эта притча?

– Это очень трудно сказать в двух словах. Это картина о любви, в первой части которой показано разрушение любви и жизни, а во второй – созидание. Если первая часть – это жизнь и смерть в конце её, то вторая часть – это, наоборот, смерть, вопреки которой в конце созидается жизнь. Мне хотелось, чтобы люди, посмотрев трилогию, ощутили всю тщетность и мелочность тех проблем, которые окружают их сегодня.


Также мне хотелось, чтобы люди увидели, что мир един. Комарик, который рождается буквально тут же, на глазах, и пьёт кровь из щеки солдата, почти убит человеком, которому он спас жизнь, потому что человек из-за этого комара отодвигается от места, в которое попало три пули. Точно также с рождением немецкого мальчика. Рождающая его женщина предлагает его убить, а именно этот мальчик спасает жизнь всем, кто находился в машине вместе с роженицей.


– Словом, разрушение стереотипов?

– Конечно, и это как раз и есть то самое, что мне интересно. Просто время тех, кто думает за пределами штампов, ещё не настало. Этих людей нужно воспитывать, настоящего зрителя необходимо созидать.


– Возвращаясь к третьему фильму. Митя заслужил прощение?

– Понимаете, дело в том, что и Митя, и Котов – это сиамские близнецы. У них обоих руки в крови.


– И каждый пытается искупить эту кровь в своей дальнейшей жизни?

– Правильно! И каждый пытается убить другого и не может этого сделать, притом не может осознанно. Он сознательно не делает этого, потому что, убивая его, получается, что он убивает себя. И Митя действительно уходит из жизни добровольно.


– Так как же всё-таки надо жить, чтобы в итоге цитадель взорвалась сама?

– Если мы внутренне будем ощущать свою правоту, не оглядываться на других, правда всё равно будет за нами, потому что она – правда. Мы стараемся не лгать, мы не стараемся специально кому-то понравиться, и, если мы будем верны себе самим, мы сможем выстоять. Есть хорошая фраза: храбрость – это всего лишь терпение в опасной ситуации.


От себя же могу добавить – в словах Никиты Сергеевича действительно есть сермяжная правда.

 

Жить по совести, не оглядываясь на клевету, не защищая себя, не ставя свой нравственный выбор в зависимость чужой подлости – это не самый лёгкий, но самый верный способ одержать победу.

 

Так, двадцатилетний мальчишка Егор Бычков из провинциального уральского города, начав борьбу с наркоторговцами, даже не мог предположить, что станет через пару лет всероссийской знаменитостью, люди, репрессированные в советское время и заклеймённые «врагами народа» не знали, что их именами назовут улицы.

 

Торжество Божьей правды в судьбах конкретных людей мы действительно можем наблюдать не только в кино, но и в жизни. Наверное, время расставит всё на свои места лучше, чем это сделают скептические кинокритики или восторженные зрители.

 

Фото авторские

Ксения Кириллова

 

Метки к статье: Михалков, Кириллова
Автор материала: пользователь pereprava

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Никита Михалков: о кинокритике, смыслах и правде жизни"
Имя:*
E-Mail:*