переправа



Сербия родная. Свет Православия



Опубликовано: 5-07-2012, 10:22
Поделится материалом

Культура


Сербия родная. Свет Православия

Обитель Студеница

 

В XI веке южно-сербские князья, воинственные и властные, попытались было подчинить себе прочих сербов. Но ни Михаил, ни Бодин (таковы были их имена) не добились успеха. И хотя Римский папа прислал Бодину корону, но она так и осталась бессильным символом того, что не могуществом и грозным авторитетом должна быть рождена Сербия, а чем-то совсем другим.

А в середине XII века, когда в Константинополе стал властвовать благородный и мудрый император Мануил, в Сербии возвысились князья, которые правили в северо-восточной части страны, в Рашке, области нынешней Старой Сербии и Косова поля.

Мануил помог рашским князьям в борьбе с Венгерским королевством, которое только что подчинило себе хорватов, и мечтало с той же легкостью одолеть сербов. Но жупаны оказались неблагодарными. То и дело заключали они союзы с Венгрией, а потом бежали к ногам Мануила и клялись ему в верности. Но эти клятвы оказывались пустыми, и когда один из князей был в очередной раз уличен в сношениях с венграми, царь разгневался и велел привлечь его к суду. Жупана отправили в константинопольскую тюрьму. А над Рашкой Мануил поставил князя Тихомира, впрочем, и он не принес своей стране ни мира, ни тишины.

Зато его младшему брату Стефану Немани суждено было начать славное и трудное дело собирания Сербской земли. Светлый лицом и смиренный сердцем Неманя особенно полюбился императору. Он правил маленькой областью возле города Ниша, которая славилась своими древними дубами в три обхвата и звалась оттого Дубочицей.


Стефан Неманя

Около 1165 года, возвращаясь из долгого военного похода через сербскую землю, утомленный и слабый, Мануил, государь великого царства, заночевал под гостеприимным кровом княжеского терема. Он не побрезговал скромной похлебкой из оленьей ноги и хмельным медовым напитком и долго беседовал с молодым жупаном. Мудрый император внимательно глядел в глаза юного князя. Как будто читал он высокое достоинство этой души. Как будто чувствовал смутно: «Нет, этот не предаст, не переступит обетов, не пойдет искать помощи у врагов». Император отдал Нишевскую землю в полное владение Немани и сказал:

- Да будет эта земля твоей, и пусть она принадлежит навеки гебе и твоему роду, и ни с кем не разделяй власти над ней, ни со мной, ни с моими ближними.

Тихо склонил голову Неманя. И страшно, и радостно звучали слова Мануила. Страшно, потому что стать безраздельным хозяином земли - это значит быть в ответе пред Богом за каждого человека, живущего на ней, за каждый плод, который она приносит. Радостно, потому что чувствовал Стефан, что через эти слова царя земного дарует Царь Небесный сербам своего собственного единодержавного владыку.

Тихо правил Неманя в своем маленьком княжестве. Дом его всегда был открыт для гостей, убогих и знатных. Частыми собеседниками его были священники, и один из них убедил Стефана, что ему нужно принять православное крещение. Ведь в детстве Неманю крестил католический священник. Не по каким-то серьезным причинам, а лишь потому, что в то время не оказалось по близости никакого другого.

До сих пор еще показывают маленькую церковку Петра и Павла, где епископ Леонтий перевел Стефана в Православие, как будто из терпящего крушение огромного судна пересадил на быстрый и прочный корабль. И этим делом предрешил дальнейшую историю Сербии.

Неманю очень любили простые сербы, и эта народная любовь раздражала Тихомира и его братьев. Они стали завидовать Стефану, боялись, что Мануил поставит его над ними, и однажды, схватив, бросили в каменную пещеру на вершине горы.

В страшном одиночестве, вдали от человеческого жилья, в холодной темноте заточения будущий сербский государь молился и терпеливо ждал спасения, веря, что Бог его не оставит.

А спустя двадцать лет он возвел на этом месте храм из белого камня с двумя высокими колокольнями - Георгиевыми столпами. И до сих пор славит Господа эта церковь, хотя высокая некогда стена вокруг нее совсем обвалилась, а колокольням турки срубили головы.

 

 Сербия. Вид на монастырь Студеница

 

Но император Мануил спас несчастного узника, низложил Тихомира ив 1173 году возвел Неманю на сербский престол. Однако ж греческому царю пришлось испугаться своего выбора, когда он увидел с какой радостью и любовью приняли сербы нового правителя и каким единодушием повеяло вдруг от этих разделенных хребтами и скалами полудиких людей. Понял Мануил, что Неманя будет не смиренным исполнителем его воли, а верным защитником своего отечества, и повел войско в Сербскую землю.

Греки, франки и турки составляли византийское войско. Несколько лет длилась их борьба с сербами. Но Мануил умер, и вскоре Немани удалось оттеснить византийцев и заключить с Константинополем мирный договор. «Стефан Неманя принял свое отечество и, славя Бога, возвратился на свой престол, - говорит летописец, - и родил сыновей и дочерей, и просветил божественным крещением. Он собрал погибшую свою землю, ограждая ее крестом Христовым, и князей своих учил уподобляться ему и старцев умудрил премудростию вышнего Благодетеля».

Вступив на сербский престол в 1190 году, Стефан Неманя начал с главного. А что было самым важным в жизни людей того времени? Конечно, вера.

Верил человек во Христа, верил в Его Церковь Православную, тогда и в силу своего государства верил, своего государя любил и знал, что государь творит волю Божию, благую и полезную. Тогда шел человек этот ко всем людям с любовью, искал способа помочь святым намерениям владыки.

А если серб принадлежал католической церкви, то уже прохладнее было его отношение к своему государю и своему народу. Невольно становился он слугой другого государства - Рима, другого властелина - папы. Не совсем надежным был он для страны, а вдруг позовет его папа в новый крестовый поход против своего православного государя?

Еще опаснее были для молодой державы сектанты-богомилы, которых много появилось тогда в Сербии. Ересь эта, как чума, была занесена к сербам из Болгарии. Сектанты жили своими замкнутыми общинами, на всех остальных людей смотрели с презрением, считая, что все, кроме них, достойны вечной погибели. Они говорили, что земля наша - это творение злого духа, что все телесное и вещественное - это совершенное зло. Ни прекрасные горы и голубые просторы морей, ни тишина дубрав, ни ласковые глаза пятилетнего малыша, ни торжественная красота богослужения, ни грустная поэзия народных песен - ничто не трогало их души, все земное было им противно. Они вели жизнь нищую и грубую, селились особняком своими общинами и были недружелюбны.

 

 

Проповедующий поп-еретик. Миниатюра из Хлудовского сборника № 10. XIV в. (ГИМ)

 

Печальную роль сыграли богомилы в истории сербского народа. В Боснии и Герцеговине, где местные князья не боролись с еретиками, они быстро предали свою веру и своих единоплеменников. После завоевания Балкан турками многими тысячами переходили богомилы в мусульманство и становились на службу захватчикам. Они были самыми яростными врагами православных сербов.

Тем, кто исповедовал католическую веру, Неманя предоставил свободу, не трогая их и не насилуя их совести, и даже испросил у Римского папы для католиков в Сербии некоторую самостоятельность. Однако ж сербский государь запретил римским священникам вести открытую проповедь католичества и обращать свой народ в римскую веру.

А вот с богомильской ересью великий жупан поступил строго и решительно. Некоторых, наиболее злостных и упорных, он казнил, а большинство выселил из своей страны. Дома и селения богомилов он отдал нищим и бездомным, которые со слезами благодарили его. Хоть чем-то да послужили еретики столь ненавистному им миру.

Стефан как бы очистил кровь своей страны, заструились теперь по сербской земле чистые реки православного учения. Неманя с любовью и тщанием строил православные храмы, он с радостью молился среди народа и, говорят, любил ночью под воскресенье переодеться в одежду простого воина, оседлать лошадь и долго скакать в горы, и после многочасового пути сойти в отдаленном селении перед маленькой церквушкой, сложенной недавно из грубых камней. Здесь он незаметно входил в храм, который уже начинал заполняться прихожанами, усталыми пастухами и женщинами с черными от работы руками. Он вставал незаметно, слушал Божественную службу и в глубине сердца молился за весь этот трудовой народ.

Так в конце XII века возникла среди европейских государств эта маленькая страна, засияла крестами монастырей, запела протяжным пением пастухов, засветилась тихой красотой мудрых правителей. Но впереди у юной Сербии было не благополучное процветание, но века мучительной борьбы с многочисленными врагами.


Тимофей Воронин

 

Метки к статье: История, Сербия, Воронин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Сербия родная. Свет Православия"
Имя:*
E-Mail:*