Занятие 35. Понятие греха
Продвигаясь по ступенькам духовной грамотности, можем ли мы легкомысленно перешагнуть через такой краеугольный камень святоотеческой «науки из наук», как правильное понимание греха? Конечно, нет.
Практика показывает, что современный человек чаще всего старается избегать темы греха, считая ее архаичной и устаревшей. Да и само слово «грех» в его восприятии - неприятное и тягостное. Что ж, мы живем в сгущающейся день ото дня атмосфере безнравственности и порока. По сути, в осаде узаконенного греха. Теснимая удушьем греховной жизни, душа человека – по природе христианка – испытывает естественное томление и подспудный страх. Понять, отчего в ней этот страх и как от него избавиться, без помощи свыше, своими только силами она не может - вот и бравирует ответно или ожесточается, или замыкается в себе. Беда и только!
Беда эта происходит от невежества - незнания себя, Бога и своей подлинной, богоданной природы. Прежде всего, от непонимания двусоставности человеческого естества и ее органической зависимости от Творца. Большинством людей, далеких от подлинной церковной жизни, грех понимается линейно – как нарушение неких абстрактных норм морали, установленных не менее (для них) абстрактным Богом. Впрочем, очень часто связка «нормы – Бог» в обыденном сознании размывается, и, поскольку человек своего Отца небесного не знает и не признает, в остатке остаются только голые и сухие правила. «С какой стати им следовать? – спрашивает он себя, - Только из почтения к традиции?»
В христианской антропологии, которая ясно различает в единой человеческой личности две части - внешнего и внутреннего человека, понятие греха трактуется совершенно иначе.
Во-первых, грех это не проекция древней морали, а произвольное (не важно, по умыслу ли или неосознанно) нарушение вселенских законов бытия, открытых человеку в Евангелии. Плотское, грубое тело человека подчиняется законам видимого, материального мира, и они, эти законы, императивны, то есть вполне равнодушны к нам, как к своим субъектам (помните: незнание закона не освобождает… и так далее?) Но и для «внутреннего тела», для души тоже имеются свои законы. Они, с одной стороны, дополняют первые, физические; с другой - существенно отличаются от них, оставаясь столь же объективными, хладными и неумолимыми в смысле обязательности исполнения. Нарушая их вольно или невольно, кого нам винить в последствиях своей неосведомленности или легкомыслия?
Во-вторых, грех это всегда болезнь. Болезнь души, возникающая вследствие попрания законов ее нормального, здравого бытия. Аналогия с телом здесь прямая. Заставляя ребенка мыть руки перед едой, мы исходим из того и точно знаем, что через грязные руки в организм может проникнуть инфекция… с весьма разнообразными неприятными, а иногда и фатально-опасными для него последствиями. Игнорирование «гигиены души» ведет ровно к таким же последствиям: ссадинам, ранам, переломам, опухолям и т.п., но только в тонко-вещественной природе «внутреннего человека». В этом смысле, грех можно представить как некий разрыв в душе – больший или меньший, однако всегда болезненный и опасный. Если опять-таки использовать аналогию с физическим телом, представим себе: разрыв сосуда, кровь хлещет… Кто сошьет его?
В-третьих, всякий грех это еще и завершение некоей «цепочки»: сначала в сердце всевается зернышко зла – помысл, образ, неясное побуждение или чувство; затем захваченный искушением ум начинает внимать ему; наконец, созревает страсть, ищущая выхода наружу в виде греха.
В-четвертых, важно понимать, что, хотя грех, первоначально соблазнительный и внешне приятный, в конце концов и причиняет душе боль и страдания, сам по себе человек, даже и осознавший свое падение, без помощи Божьей и притока божественной благодати практически не может вырваться из этих сетей. Отчасти мы уже выясняли, почему это так. А вот суждение святителя Феофана (Затворника): «Пробуждение грешника есть такое действие благодати Божией в сердце его, вследствие которого он, как от сна пробужденный, видит свою греховность, чувствует опасность своего положения, начинает страшиться за себя и заботиться о том, как бы избавиться от своей беды и спастись. Прежде он был в отношении к спасению слеп, нечувствен и беспечен, теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменения, а только возможность изменения и призвание к тому. Благодать только говорит грешнику: «Видишь, куда зашел; смотри же возьми меры ко спасению».
В следующий раз поговорим о преодолении греха.
Александр Нотин
Изображение: МИКЕЛАНДЖЕЛО (Грехопадение и Изгнание из рая)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.