И предал я сердце моё тому,
чтобы исследовать и испытать мудростию всё,
что делается под небом:
это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим,
чтобы они упражнялись в нём.
Книга Екклесиаста,
или Проповедника, 1:13
Когда мне предложили описать свой «опыт» постижения божественного, я про себя рассмеялся. Как я пришёл к Богу? Но самое странное в этом предложении не сама постановка вопроса, а бесконечность проблемы, над которой меня «принуждают» задуматься. Ведь самое главное заключается в том, что к Богу я не приходил, а Бог пришёл ко мне, как пришёл ко многим до меня, и как придёт ко всем тем, которые объявятся спустя десятилетия или столетия после, если, конечно эти столетия наступят…
Бог не только пришёл ко мне, но и создал меня для какой-то только Ему одному ведомой цели. И постижение этой цели – великая загадка, и, может даже, основная задача всей моей долгой и отнюдь не безгрешной жизни.
«Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я всё ещё с Тобою» (Пс. 138, 13 – 18).
И ещё: «Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал еси. Вся последняя и древняя: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Удивися разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря – и там бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя». (Пс. 138, 4 – 10).
«Но и Бог приходит к людям и даже, чего уж больше? – входит в людей. Нет благомыслия без Бога. В человеческое тело заброшены божественные семена; если их примет добрый землепашец, взойдёт то, что посеяно, и урожай будет под стать семени, из которого возрос; а если дурной – они умрут, как в бесплодной болотистой почве, и взойдут сорняки вместо злаков». (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо 73).
Кто-то давным-давно сказал, что «в нас живет два существа: несовершенный человек, грубый, полный необузданных желаний и слабостей, и другой, сияющий двойник, идеал, заключенный внутри нас, который проявляется в решающие моменты жизни. Это прообраз нас самих, и за этим прообразом – будущее. Это благородное призвание превращается в вечную муку, всегда готовую лишить человека рассудка, стоит ему осознать это. Это счастье и горе тех, кто удостоился этого видения! Они вынуждены вести тяжелейшие битвы, ибо кто захочет отказаться от своей божественной сути, ощутив ее». Этот кто-то - Э. Шюре, написавший небольшую по объему, но великую по содержанию книгу «Великие легенды Франции». Не могу удержаться, привожу еще одну цитату из его произведения: «Мы, хотим того или нет, участники и свидетели великой битвы, глубинной, скрытой и богатой последствиями. Это битва христианства против варварства. Не случайно, людей без оружия, добровольных подвижников добродетельного христианского аскетизма, проповедующих доброту, милосердие и снисходительность среди дикой ненависти, жестокостей и преступлений, короли варваров боялись больше, чем самых мощных армий. Церковь не сразу, но овладевала духом людей и, уверенная в своем интеллектуальном превосходстве, вела их к великим свершениям. Но, «ветхий человек» продолжает дремать в каждом из нас. Он может проснуться в любой, самый неподходящий момент, и… Надо быть настороже…».
Исходя из этого, намного уместнее было бы поставить вопрос иначе, предложить описать тот непростой путь, который я прошёл, прежде, чем назвать себя Православным человеком! Это очень нелёгкий вопрос, и отвечать на него, учитывая ограниченное пространство публикации в FACEBOOK, практически неосуществимо. Разве что в общих чертах…
* * *
«Всем людям всех народов, в общем, известно, что есть боги, ибо это знание у всех врождённое и как бы запечатленное в душе». Это было сказано Цицероном в I веке нашей эры, в трактате «О природе богов». И как сын своего времени, впитавший культуру своей эпохи, он воспринимал мир эстетически. Ибо древние греки и римляне именно эстетически представляли вселенную. В их понимании она была единым гармоническим целым, подчинённым определённому ритму. Иными словами, вселенная воплощала порядок, подчиняющий себе хаос первозданной природы, и как следствие, хаос первозданного варварства, если все эти критерии применить к тогдашнему (да и нашему!) человеческому бытию. Со всем этим невозможно не согласиться, но возникает вполне естественный вопрос: «Кто же установил этот порядок?».
Я не стану углубляться в «доказательную базу» философа-стоика Клеанфа Асского (ок. 339-251) «о богах», утверждавшего, что понятия о них сложилось по четырём причинам. Первой он полагал возможность предчувствия будущего, второй – те великие блага, которые мы получили (получаем!) от природы; третьей – природные явления, устрашающие наши души. И четвёртой причиной, и самой важной – равномерность движений и круговращения неба, Солнца, Луны, звёзд, их различие и разнообразие, красоту и порядок. И, наверное, самое главное, красоту! Давайте и мы, как и греки, и римляне воспринимать Вселенную, и нашу Землю эстетически…
И, как христиане, с любовью!..
Владимир Пестерев (Карзахский)
Продолжение следует
Изображение: Убиси, Грузия, 14 век. Иисус Христос Ветхий Денми
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.