Рождество. Отвыкли. Новый год — это всем понятно и без оливье. Хотя с оливье лучше. В Германии Рождество — это целый сезон. С подарками, ярмарками, глинтвейном на улице. Правда, сам праздник — семейный и на редкость скучный. Соберутся, кофейку выпьют, пирожными заедят и сентиментальные песенки рождественские споют. Нам тоска, а им радость. На то и немцы.
В Англии на Рождество меня угощали странными «зверем»: в огромную индейку засунули огромного целого гуся, в чье чрево поместили курицу. Всё сшили вместе и запекли. Три птицы неплохо сработались — гости оценили. А еще на Рождество англичане любят бить кому-нибудь морды. По полицейским сводкам сие заметно.
Европу, в отличие от нас, этого праздника никто не лишал. Рождество празднуют повсюду. Законный праздник, выходной день.
В Германии некоторые пытаются переименовать его в «Праздник зимы». Дескать, чтобы «клерикалы» не придавали ему религиозный оттенок… Каждый год здесь все меньше и меньше людей посещают церковь. Даже по воскресеньям. За ненадобностью! И виноват в этом не социализм, а хваленый европейский либерализм. Свобода. Как можно навязывать кому-то христианские ценности?! Секуляризация Европы идет полным ходом.
А что Рождество значит для нас, русских?
В архиве издательства «Посев» во Франкфурте-на-Майне я как-то нашел заметку из эмигрантского журнала 30-х годов. Автор, офицер Императорской Русской Армии, рассказывал, как в Первую мировую войну на фронте, в канун католического Рождества к ним пришли парламентеры с немецкой стороны. Цель визита была простой: поздравить врагов в праздником! Принесли бутылку Рейнского вина.
Поначалу русские офицеры не знали, что делать, но потом решили проявить гостеприимство. Немецким парламентёрам завязали глаза, чтобы они не смогли увидеть расположение русских батарей, и… проводили в блиндаж.
Когда им развязали глаза, немцы увидели перед собой накрытый стол. Удивились. Оказывается, русские офицеры могли позволить себе гораздо более обильное угощение, чем им коллеги по ту сторону фронта. Застолье было корректным. Если тосты и касались войны, то лишь скорейшего ее завершения. Вопрос о том, кто победит, не поднимался вообще. В конце вечера гостям снова завязали глаза и проводили к «ничейной земле».
Через тринадцать дней, на православное Рождество, через парламентёров запросили о новом перемирии. На сей раз гостями немецкой стороны были русские офицеры. Всё прошло чинно и без инцидентов.
Боевой дух обеих армий это не подорвало. Развал Восточного фронта произошел позже, и совсем не из-за Рождественского перемирия…
Да, религиозных запретов больше нет. Но стало ли Рождество от этого «народным праздником»? Или затерялось в огромном блоке новогоднего пьяного безделья? У нас ведь празднует всё: католическое Рождество, Новый год, православное Рождество, Старый Новый год… Одним словом, «тяжелый бронепоезд».
«Что же в этом плохого? — спросите вы. — Правительство заботится о том, чтобы народ полноценно отдыхал».
А ответ-то предельно прост: Рождество — это празднование прихода в наш мир Спасителя. Уберите смысл — не будет праздника. Только пьянка. И станет ли Рождество для нас тем, чем оно было столетиями, зависит не от правителей. Все ли это понимают?
Андрей Окулов
Источники изображений:
Заглавная фоотография - http://lifeglobe.net/entry/1430
Вифлеемская звезда, храм Рождества Христова, Вифлеем - http://www.pravmir.ru/
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.