Мне как не имеющему филологического образования всегда было непонятно (но интересно) то, каким образом у слов могут меняться смыслы на противоположные. Как «догматик» как человек устойчивого и ясного мировоззрения со временем в понимании большинства превращается в «твердолобого упрямца»? Как «прелесть» как высшая степень лести и греховное состояние прельщения становится синонимом восторженности и восхищения?
Сегодня слово «шахид», означавшее мученика за веру (а, стало быть, святого), у нас устойчиво ассоциируется с терроризмом. Понятно, что это слово пришло к нам из арабского языка, ясно, что большинство говорящих на нём – мусульмане. Но и для мусульман, и для арабоговорящих христиан (а их, ох, как немало!) слово «шахид» несёт истинный смысл святости мученичества. И это отчётливо понимаешь на юге Египта в монастыре Эль-Шухада.
Слово «шахид» (شَهيد šahīd), в множественном числе звучащее как «шухада» (شُهَداء šuhadā'), происходит от арабского слова «шахада» (شهادة šahāda) – буквально «свидетельствование», что аналогично греческому μάρτυς – свидетель, мученик в христианстве. Стало быть, монастырь Эль-Шухада – это монастырь Мучеников.
Найти сведения об истории возникновения этого монастыря в русскоязычных источниках практически невозможно. Лишь в книге архимандрита Августина (Никитина) «Русские паломники у святынь Египта» находим, что в 1898 году обитель посетил известный русский востоковед В.Г. Бок, который в своих путевых записках указал, что «находящийся на краю пустыни, на расстоянии приблизительно одной мили к югу от г. Эсне, коптский монастырь Мучеников (Дейр-эш-Шуххад) <…> теперь покинут и монахов в нём нет».
А между тем история этого святого места и впоследствии возникшего на нём монастыря такова. Хорошо известно, что одни из самых жестоких гонений на христиан были в эпоху правления императора Диоклетиана. В 303 году вышел эдикт об уничтожении всех церквей и сдаче властям всех Библий и литургических книг. Начались кровавые гонения.
В дни празднования Рождества 304 года в это пустынное место прибыли солдаты Диоклетиана, и обнаружив то, что христиане продолжают богослужения, устроили кровавую резню, которая длилась три дня. В эти дни мученическую смерть приняли 8140 христиан, среди которых были дети и младенцы. Предание свидетельствует, что первые чудеса свершились уже во время этой резни. Мальчик по имени Захария, сын рыбака, начал громко молиться и взывать к Богу, говоря, что он видит, как множество ангелов принимают и встречают души мучеников. Мальчику вырезали язык, который отдали отцу, но отец воззвал к Архангелу Михаилу, и мальчик был исцелён и продолжал говорить. Тогда и Захарию, и его отца сожгли заживо…
В 400 году на этом месте была освящена церковь Мучеников, вокруг которой впоследствии возник монастырь.
В середине прошлого века, во время служения коптского патриарха Кирилла, произошло небывалое возрождение коптского православия и монашества. Вернулась жизнь и в эту обитель. И во время строительно-восстановительных работ Господь открыл мощи десятков погребенных здесь более чем полторы тысячи лет христиан-мучеников, православных шахидов, как их называют в этом монастыре. Часть тел была найдена обезглавленными, а головы обретены отдельно.
Во время приезда в монастырь нынешнего коптского патриарха Шенуды III при богослужении глава одного из мучеников начала излучать свет в руках патриарха. На одной из женских голов по сей день продолжают расти красивые волосы каштанового цвета. Особое чувство возникает при виде тел убиенных младенцев и женщин, чьи головы украшены коронами.
Наместник монастыря, узнав, что мы из России (а русские бывают здесь крайне редко), пригласил нас в свои покои и с какой-то трепетной интонацией говорил о том, что часто приводит братии в пример русских, которые, несмотря на десятилетия безбожия и гонений, сохранили првославную веру. А потом вернулся в помещение, где покоятся мощи мучеников, и вынес каждому из нас их частицу…
Низкие мазаные глиной неровные купола приземистого храма Архангела Михаила монастыря Эль-Шухада казались соединёнными с Небом гораздо сильнее, чем многие другие – высокие и золочённые…
…Утром, когда мы поездом приехали из Луксора в Каир, наш пассажирский состав более часа не принимали на вокзал станции Гиза. Когда же наконец-то мы прибыли и вышли на перрон, он оказался пустым и оцепленным со всех сторон вооружённой полицией. В горле и в носу появилось странное жжение, из глаз ручьём потекли слёзы. Я не сразу понял, что это было действие слезоточивого газа. Полицейские нас быстро вывели за пределы вокзала, усадили в автобус и только, когда мы въехали на высокий расположенный над железной дорогой автомобильный мост, стало понятно, что множеством полицейских грузовиков оцеплен соседний с вокзалом квартал и всех, кто там находится, вытравливают слезоточивым газом.
Вечером в гостинице по каналу CNN мы увидели репортаж из Гизы, где полиция разогнала шествие христиан-коптов, отстаивавших право строить православный храм в этой части Каира. Холодный голос диктора сообщил о двух погибших и двадцати трёх тяжело раненых христанах-коптах. Ком в горле напомнил утренний привкус слезоточивого газа…
…Мученичество за веру продолжается и в двадцать первом веке, на смерть за веру идут православные шахиды. И этим она укрепляется в наибольшей степени.
P.S. 25 февраля в разгар египетской «революции» от наших друзей из Каира пришло СМС-сообщение: «Дорогие, интернет теперь не работает. Монастыри св. Павла, св. Псоя и др. атаковала армия. 6 монахов в больнице, 2 в тюрьме, наместника убили. Молитесь за нас».
Андрей Остапенко
Фото Андрея Остапенко, Игоря Кодацкого и с сайта монастыря (http://www.elshouhada.org)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.