Мне всегда казалось, что все разговоры о том, что иконопочитание – «язычество», представляют собой какой-то камуфляж:
«Вот, вы кланяетесь доскам!»
Странное и предельно примитивное суждение. Как будто кто-то нарочно тебя подначивает. И хочется сказать: друг, почто темнишь и недоговариваешь? Ты целуешь своих родителей, жену, детей? Ты вкладываешь их фотки, по американскому образцу, в свой бумажник и на дальней стороне плачешь порой от разлуки и целуешь эти фотографии, запечатлевшие милые для тебя образы? Язычник ты? Для нас святые – тоже отцы, матери, братья и сестры по духу, и мы их любим. И – целуем их изображения. И вспоминаем их образы как бы вживую. Нелепо думать, будто мы считаем, что святой – внутри доски. В общем, хватит, ребята, об этом.
Дело – в другом. Обвиняя нас в «язычестве иконопочитания», вы, конечно же, имеете в виду Христа-Бога и поступаете здесь точь-в-точь так же, как древние и современные иудеи, для которых Бог – неизобразим, а Христос, как Бог, – неприемлем. Однако Евангелие утверждает, что Христос – Истинный Бог, которого мы, люди, в лице апостолов и евреев того времени, лицезрели в человеческой плоти. Помните, что Христос говорит Филиппу? «Видевший Меня видел и Отца… Я и Отец – одно».
Люди и видели Его, и разговаривали с Ним, и касались Его. Из глубины веков христиане донесли до нас образ Богочеловека Христа Иисуса. Именно этот образ мы и изображаем на иконах. Отрицание иконы Христа – главной иконы Церкви – влечет за собой отрицание Его Богочеловечества, сводит на нет истину Его слов, приведенных выше, и, в конце концов, приводит к неприятию Его Божества.
Вот в чем суть.
Протоиерей Михаил ХОДАНОВ
Изображение: Патриарх Никифор направляет императору Михаилу II прошение о восстановлении иконопочитания (миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы) - http://dic.academic.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.