Занятие 30. Страсти – что это такое?
Отмеченный святителем Тихоном (Задонским) «неприметный уход» христианства из нашей жизни это не просто недостаток современной цивилизации. Если бы! С христианством, а, вернее, с православием наше общество утрачивает целый пласт фундаментальной духовной культуры, на которой зиждется и без которой невозможны благополучие и здравие ни отдельно взятого человека, ни социума в целом. Подобно жуку-короеду, нигилизм выедает и подтачивает корни этой культуры, корни веры, оставляя за собой пустоту и неутихающую боль.
Вот и слова, составлявшие некогда остов миропонимания, совершенно извращаются и теряют свой настоящий смысл. Из грозных и предупредительных они превращаются в слащаво-жеманные, из ясных - в туманные. Так без устали работает мельница постмодернизма, мельница страстей, кредо которой «запрещено запрещать» (кстати, это лозунг – в основе своей марксистский, но вполне усвоенный и принятый на вооружение нынешними либералами). Этих «оболганных» слов тысячи, впрочем, сегодня мы обсудим одно из них - страсти…
Говорят, начальство надо знать в лицо. Верно. Но разве не стократ важнее знать в лицо врага своего? В переводе с греческого существительное «страсть» является однокоренным с глаголом «страдать», и означает оно (!) внутреннюю болезнь. Естественно, речь здесь идет не о плотском недомогании, но о болезни «внутреннего человека», состоящей порой из десятков и сотен малых и больших страстей с их мутациями и комбинациями. Думаю, если бы из этих душевно-духовных патологий кому-то вздумалось составить «Каталог страстей человеческих», этот труд по объему не уступил бы «Большой медицинской энциклопедии». А уж о его актуальности как настольной книги homo sapience наших дней и говорить не приходится.
Следует разграничивать понятия «страсть» и «грех». В самом общем смысле, страсть это внутреннее греховное побуждение, но еще не сам грех. Св. Никита Стифат в этой связи писал: «…страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается». При этом и сама страсть вполне греховна: как сказано в Писании, даже мысленное вожделение есть уже совершение блудного греха. Совершение, кем? Внутренним человеком, конечно. Господь это объясняет так: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 21-23).
Прежде чем обратиться к детальному изучению страстей (нас еще ждут несколько занятий «Азов» на эту тему), выделим несколько важных моментов общего характера, без учета которых, строго говоря, невозможно осознать ни масштабов бедствия под названием «страсти», ни способов борьбы с ним.
Момент первый: страсть, даже микроскопически малая и, казалось бы, вполне безобидная уже есть признак безумия души. Почему? Согласно учению Отцов, она как болезнетворная опухоль начинает разъедать и истреблять во внутреннем человеке образ Божий, и в этом смысле одержимый ею человек действительно напоминает безумного, который, не ведая, что творит, повреждает свою плоть, «раздирает, - пользуясь образным выражением Григория Синаита, - свою врожденную красоту».
Второе: страсть – и в этом ее главная опасность - изгоняет из души благодать Духа Святаго, неспособную пребывать в грязном теле и душе, порабощенной греху. В отсутствие же благодати душа погружаеся во тьму и, тем самым, сама добровольно отдает себя на растерзание демонам-мучителям. Действие этого «алгоритма», а, лучше сказать, духовного закона подтверждается на каждом шагу – даже одна, вроде бы вполне безобидная, страстишка, тащит за собой целый ворох более матерых страстей и производных от них грехов. И если исходная страсть еще может быть плодом личного недосмотра и произвола, то все за ней последующие, вне сомнений, прививаются больной душе падшими духами, поощряемыми отсутствием благодатного Божьего света.
Третье: как и зло вообще, страсти (представляющие собой часть вселенского зла, а, может быть, и более того – самый его корень) не имеют собственной природы. Здесь Православие решительно расходится как с языческими, так и со всеми без исключения позднейшими верованиями и философскими учениями. По утверждению Иоанна Лествичника, «зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей. Добродетели же многие даровал Он нашей природе». Попечением Божиим Адам и Ева были сотворены «чистыми душами», изначально в них не было и намека на страсти. Гордыней (будете, как боги! – внушал им Сатана) и преслушанием единственной заповеди Творца первые люди сами, не выдержав испытания свободой, заразили злом свои души, низведя их из естественного состояния в противоестественное. С этого все и пошло…
Четвертое: Святые отцы не уставали повторять, что у истока всякой страсти обязательно лежит некое «природное свойство к добру», и в этом смысле лечение внутреннего человека есть не прибавление к нему неких новых качеств, но очищение души его от поразивших ее пороков и язв. «Не пища зло, - пишет преподобный Максим Исповедник, - но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, но тщеславие». Лечение души возвращает ее из нижеестественного состояния в естественное (Адамово), и даже вышеестественное и «непадатательное». Только так душа восстанавливает свою природную силу и способности.
И последнее: исцеление души ведет к бесстрастию, однако это бесстрастие не означает бесчувствия: исцеляя душу, мы не умерщвляем страсти, но преображаем их, очищаем, возвращаем страстные силы души к тому состоянию и источнику, из которого они вышли и в котором только могут достичь полного расцвета и вечного блага – к Богу.
Как диагностировать в себе действие болезненных страстей? Очень просто: для начала обратите внимание на то, как вы воспринимаете критику. Любую – и справедливую, и… не очень. Если в вас закипает кровь, если на попытку другого человека указать вам на ваши слабости и недостатки вы гневно парируете: «Сам ты больной!», - внимание! - вы страдаете гордыней, а это мать и царица всех страстей, и, скорее всего, за этой лютой страстью уже притаились ее «милые дочурки». Отсюда следует, что ваши душевные силы, скорее всего, уже ослаблены и употребляются неправильно, ибо «доброе употребление их есть: ведение, благоразумие, любовь и целомудрие».
Александр Нотин
Источник изображения: www.pravmir.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.