Как подчеркивал крупнейший византист Ф.И.Успенский в речи «Русь и Византия в X веке», произнесенной по случаю 900-летия принятия христианства на Руси: «…на событиях 988–989 годов еще лежит печать тайны, которую едва ли в состоянии раскрыть историки при настоящих научных средствах».
Обстоятельства крещения князя Владимира до сих пор вызывают много дискуссий. Весьма спорным с исторической точки зрения является и клише «крещение Руси», которое датируется обычно 988 годом. Византийцы, например, считали, что крещение произошло в 867 году, когда «Россы... сделались Христианами, и приняли себе епископа...»
Русская Киевская епархия (или митрополия) упоминается в 891 году шестидесятой в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и шестьдесят первой в уставе императора Льва (886–911). Эта епархия могла не иметь правильной организации, но номинально уже существовала, включая в свое ведение
христиан при равноапостольной Ольге в Киеве.
Христиане были еще среди дружинников князя Игоря. Так, в летописи помещен договор Руси с Византией от 944 года после победоносного похода русского войска на Царьград. Соблюдать условия договора крещенные русские клялись в соборной церкви Святого Илии на кресте, а язычники присягали на оружии богом Перуном. Церковь Илии названа соборной, то есть главной, значит, к 944 году в Киеве были и другие христианские храмы.
Но все это не умаляет историческую значимость произошедшего при князе Владимире события.
По сообщениям летописных источников, события развивались следующим образом. В 976 году, после смерти императора Иоанна Цимесхия, на престол взошли Василий II со своим братом-соправителем Константином. В это время Византийская империя переживала смутные времена: армия подняла мятеж. Во главе мятежников стояли два прославленных полководца: Варда Фока и Варда Склир. В этот трагический момент Василий II обратился за помощью к киевскому князю.
Зимой 987–988 годов в Киев прибыли императорские послы. Они заключили соглашение с Владимиром, согласно которому тот должен был оказать военную поддержку императору и принять крещение. Взамен император обещал выдать свою сестру замуж за киевского князя. В рамках этого соглашения Владимир направил в Царьград шеститысячный военный корпус. Вслед за этим последовал Корсунский поход Владимира.
Историки до сих пор спорят, что побудило киевского князя, находившегося в союзнических отношениях с Византией, начать против нее военные действия. Традиционная версия гласит, что Василий II отказался прислать в Киев принцессу Анну, и поход на Корсунь представлял собой попытку принудить несговорчивого императора к выполнению условий договора.
После полугодовой осады Корсунь был взят русскими войсками, потому что местный священнослужитель Анастасий указал осаждавшим на водопровод, перекрыв который руссы оставили город без воды. Взяв Корсунь, Владимир якобы стал грозить походом на Константинополь.
Испугавшись, император отправил в город свою сестру и выдал ее замуж за Владимира с одним условием: князь должен принять православную веру. По прибытии Анны в Корсунь Владимир был крещен. После этого русский князь и его жена с группой священнослужителей направились в Киев для учреждения там Русской Церкви.
Так пишут авторы школьных учебников, опираясь не столько на данные летописцев, сколько на житийные легенды. Но возможна иная трактовка этих событий: поход Владимира был направлен не против Византийской империи, а имел целью поддержать законного византийского императора.
Летописные арабские и византийские источники позволяют относительно точно определить дату Корсунского похода Владимира. Он состоялся между апрелем и июлем 989 года. В это время войско руссов, посланное в Константинополь в 988 году, продолжало служить императору Василию II. В апреле 989 года они сражались против войск Фоки, они же помогали ликвидировать последствия мятежа в 990 году, а в 991 году воевали на стороне византийцев в Болгарии.
И истинной причиной брака Владимира и Анны был не захват руссами Корсуня, а бедственное положение правящего императора, который потерял поддержку армии, перешедшей на сторону популярного в ней Варды Фоки. Возможное развитие событий, приводящее к потере императорского титула, заставило Василия II пойти на вопиющее нарушение обычаев византийского двора: выдать сестру замуж за варвара.
Таким образом, нападение Владимира на центр византийских колоний в Крыму можно рассматривать не как объявление войны империи, а как выполнение обязательств союзного договора. В конце концов, разграбив и разорив город, Владимир вернул его под власть императора Василия II, не заявив никаких претензий на Корсунь и другие области в Крыму.
А напоследок — маленькая ремарка по поводу «насильственного» крещения киевлян. Если принять во внимание намек А.С.Пушкина на то, как пришли в Киев славяне-христиане из Моравии (об этом говорится в статье «Код Руслана и Людмилы», которая скоро будет опубликована в «Переправе»), то выходит, что к описываемому моменту большинство населения Киева уже было православным. Посему понятно, что загонять в Днепр необходимо было лишь малое количество людей. И басни о творимом при этом насилии сильно преувеличены.
Владимир Симаков
Изображения:
1. Икона «Крещение Руси» в миссионерском православном приходе Йоханнесбурга Православие.Ru
2. Шаньков М.Ю. Крещение Руси . Сайт прихода в честь святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги (Омская и Тарская епархия МП РПЦ).
3. Крещение князя Владимира. Миниатюра Радзивилловскойлетописи . Сайт прихода в честь святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги (Омская и Тарская епархия МП РПЦ).
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.