Упоминание об «узком пути» мы находим в Святом Евангелии: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). И там же: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Два разных глагола определяют эти направления движения: в первом случае – путь в жизнь, и немногие находят его, а во втором – в смерть, и многие уже идут по этому широкому пути. У псалмопевца Давида читаем: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33: 14‑15). Пророк Исайя вторит Давиду: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17).
Просьба святых отцов перестать делать зло очень понятна всем. Но вот как на деле прекратить его делать? Согласитесь, очень непросто. А вот добро надо научиться делать. Между узким путем и деланьем добра и зла есть стилистическое подобие. Давайте разбираться, что такое узкий и пространный пути, куда они ведут.
Для раскрытия данного вопроса представим такую образную картину: безкрайняя непроходимая чаща, местами болотистая, с чавкающей под ногами жижей, с линзами глубоких ям, куда можно легко угодить, с корневищами, о которые человек все время спотыкается. Огромная масса людей бредет по этому лесу, люди падают, снова встают и идут. Куда – сами не знают, идут наугад. В этой толпе есть другие люди, которые тоже идут, но обходят стороной коряги, не спотыкаются, а перемещаются по каким-то очень узеньким тропиночкам с твердой почвой, без кочек и ям. Тропинки не прямые, извилистые, и люди идут по ним по-разному: кто-то уверенно, кто-то не очень. Некоторые только взбираются на эти тропки, но у каждого человека они свои. Каждый должен найти свою дорожку и, нащупав ее, потом правильно по ней двигаться.
Представили себе эту картину? У всех людей есть такие узкие тропинки. Они даются Господом каждому человеку, также, как и таланты. Нам надо только найти свой узкий путь и постараться с него не свернуть. В Евангелии от Иоанна Богослова Господь говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). То есть Господь прямо указывает, что без Его света людям не найти верного пути, не выжить.
А как мы вообще живем на земле, если мы не знаем будущего? Мало кто из нас об этом задумывается. Кстати говоря, об этом очень интересно поговорить с детишками, если им 8+. Они сейчас рано взрослеют и многое понимают. Спросите их, как они ощущают себя, если не знают, что может быть с ними через 5 секунд. А в доказательство расскажите какую-нибудь поучительную историю. Например, жил-был мальчик и вдруг потерялся в лесу или его гуси-лебеди утащили. Мы с вами взрослые люди, и уже хорошо понимаем, что такие истории «вдруг» случаются по любому поводу: пришел человек утром на работу, а его уволили. Бывает? Да. Или попал в какую-то неприятную историю. Таких возможностей у каждого – множество. Поэтому ответ на вопрос: «Как мы живем на земле?» - не праздный, он очень важен для каждого и думать над ним надо регулярно. Едете, например, в поезде. И вместо того, чтобы глазеть по сторонам, задайте себе этот вопрос, подумайте над ним не спеша, основательно.
Образ, который очень схож с нашим пребыванием на земле и выбором пути — это столпник, человек, стоящий на столбе (площадке размером 1х1 метр). С трех сторон эта площадка ничем не огорожена, внизу – обрыв. И только с одной стороны к площадке переброшены крепкие мостки. Завязывают столпнику глаза, поворачивают его вокруг оси и говорят: «А теперь шагай!» Что будет дальше? Куда он шагнет – в пропасть или на твердые мостки? Устоит, зацепится или упадет? Этот образ очень похож на нашу жизнь. Мы привыкаем, что сегодня, завтра, послезавтра наша жизнь течет без потрясений, но вот что потом - большой вопрос. Будущее от нас надежнейшим образом укрыто, и никакие гадалки, предсказатели, звездочеты, шаманы ничего точно обещать не могут. Даже страхового полиса, гарантирующего верность предсказаний, они дать не могут, - все в руках Божиих.
Итак, мы не знаем будущего. Сразу возникает закономерный вопрос: а как идти по дороге жизни, не зная будущего? Ответ очень простой. Надо свериться с Тем, кто точно знает. А кто знает? Мы говорили про демонов и про Ангелов, что эти тонкие существа единосущны нашей душе, которая «сделана» из того же материала, что и они. Наш внутренний человек с ними одной природы. Но ни Ангелы, ни демоны, ни наш внутренний человек не знают будущего. Тем не менее, идти и жить надо. Что же делать? Кто знает? Знает Господь. Поэтому вера – самый надежный компас, ведущий по узкому жизненному пути через болота и непроходимые чащи к вечной жизни со Христом, в блаженстве все большего познания Его безконечной любви к нам, познания мира Божиего и тайн вселенной. Как говорил апостол Павел в одном из своих посланий: «Да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие» (Еф.3:18). Святой Василий Великий дал такое толкование на эти слова Апостола: «Ибо Слово, распростершись всюду, и горе и долу, и в глубину, и в широту, горе – в творении, долу – в вочеловечении, в глубину – во аде, в широту же – в мире, все наполнило ведением о Боге» (Толкование св. Василия Великого).
Священное Писание предлагает нам очень хороший и верный способ, как можно пройти по жизни, не свалившись в пропасть: «Возьмись за Ризу Господню, и Он тебя поведет». Господь, как Отец духовный, знает о нас больше, чем мы сами. Все волосы на головах наших подсчитаны Им и ни один из них не падает без святой воли Его. А ведь мы сами количество своих волос не знаем!
Господь, знающий и прошлое, и настоящее, и будущее, видящий все в одном непрерывном временном измерении (континууме), совершенно точно побезпокоится о каждом из нас, проведет по узкой жизненной тропе, предназначенной каждому, без единой ошибки. А тропа жизни никогда не бывает прямой, она всегда извилистая. И мы знаем, какие крутые повороты иногда делает судьба. Нам же надо пройти предначертанный путь безошибочно, не соскользнуть, не упасть в непроходимую топь и не погибнуть там. А если упал, то надо иметь силы и волю подняться и вернуться на правильную дорогу.
Краткая, но точная инструкция по правилам прохождения узкого жизненного пути была разработана много веков назад царем Давидом и сегодня нам известна как 1 Псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет».
О чем говорится в этом псалме?
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», то есть спасется человек, который не водится с нечестивыми людьми. В православном понимании нечестивые – это язычники, - люди, которые увлекаются всякими ересями, ложными учениями. Спасется тот, кто идет по пути заповедей Божиих («на пути грешных не ста»).
«На седалищи губителей не седе» - тоже понятно. Есть такая русская поговорка: «С кем поведешься –того и наберешься». В Министерстве иностранных дел СССР, где я когда-то работал, эту поговорку в шутку трактовали немного иначе: «С кем поведешься – так тебе и надо!»
«Но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь», - то есть воля человека праведного живет по закону Божиему, и закон этот познается человеком постоянно.
«И будет яко древо насажденное при исходищих вод и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» означает, что человек будет как дерево, посаженное в максимально благоприятной для жизни среде, при источнике вод, которое вовремя начнет плодоносить («плод свой даст во время своё», - о котором, кстати, часто упоминает Господь, сравнивая Себя с виноградной лозой, а людей – с ее ветвями, на которых растут плоды винограда). Даже если человек что-то потеряет, то переживать не надо, - все, что ему надо для спасения и праведной жизни, всегда будет с ним, и с помощью Божией во всём, что бы ни делал, преуспеет. Это возможно только при одном условии – человек идет по жизни вместе с Богом, идет по узкому пути, предназначенному только ему. Потерь на этом пути не избежать, но, возможно, они означают не утрату, а, напротив, приобретение, освобождение от ненужного и лишнего, ограждение от невидимого зла.
«Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли». Совсем другой финал ожидает неправедных людей, - они, как «прах», пыль, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно.
«Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут быть оправданными на Страшном суде и не могут быть там, куда собраны будут праведники, так как Господь «знает» (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение («путь» – деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит.
Итак, когда вы забываете, что такое «узкий путь» жизни, то вспоминайте 1 Псалом царя Давида. А лучше всего – выучите его наизусть, так как псалом этот очень важный, упоминается и в утренних, и в вечерних молитвах.
Что здесь еще важно? Узкий путь – это тонкая извилистая тропинка, которая у каждого своя. По жизни тропинки разных людей пересекаются друг с другом, причем, если вы идете по узкому пути, то пересечения возможны с разными жизненными дорогами и людьми, а вот дружба и серьезные отношения – практически с такими же «узкопутейными» хозяевами схожих тропинок. Почему так Господь устроил – мне неведомо, да это и не важно. Важно понимать, что это так. Если вы идете напролом по широкому пространному пути, то будете встречаться с такими же «широкополосными» людьми. И тогда человека настигает неизбежность, которая является следствием выбранного им жизненного пути.
Как же надо выбирать свой узкий жизненный путь? На что ориентироваться? Узкий путь – это путь исполнения заповедей Христовых, что наглядно показано в 1 Псалме, который мы разобрали подробно. Заповеди, как указатели направления и знаки границ узкого пути, ограждают его и определяют местонахождение человека, - на тропинке он или уже скатился в овраг.
Исполнение заповедей – дело сложное, тесное, я бы даже сказал. С одной стороны, заповеди ограничивают жизнь и действия человека, урезают «по полной» все его «хотелки». Апостол Павел так говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Заповеди ограничивают нас от неполезного для души, от того, что не способствует ее спасению и продвижению по узкому пути, ведущему в жизнь вечную.
С другой стороны, Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Иго – это служение, бремя – это заповеди Божии. На самом деле, исполнение заповедей абсолютно не мешает жить нормальной человеческой жизнью. Более того, по мере их принятия и исполнения, познавая свою немощь в этом процессе, человек через Бога получает поддержку, начинает держаться за Его ризу. Господь направляет человека как малого ребенка, ничего у него не отбирает, ничего не запрещает из того, что ему полезно, поэтому иго Его становится благим, а бремя становится легким.
Приведу простой пример. Кто из нас живет по принципу разумной достаточности? И сколько благ реально требуется человеку для жизни? Если бы мы имели это понятие и внутренне оценивали нужность или ненужность разных благ, их полезность в соответствии с предписаниями Господа, то результатом такого анализа стал бы очевидный вывод, что человеку, на самом деле, нужно очень немного. И в этом немногом можно жить полноценно, так как жизнь по Христу, как Он нам ее заповедал, делает нашу жизнь наполненной любовью и радостью. Апостол Павел так и говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Сол. 5:16-18).
Чему радоваться? Когда человек ступает на узкий жизненный путь, угодный Господу, то сердце его наполняется радостью оттого, что Господь входит в душу, и многие проблемы, которые досаждали ранее, отнимали силы и время, становятся легкими, как перышко, зачастую просто исчезают, растворяются в воздухе. Очень многие наши проблемы рождаются не вовне, а внутри нас, вследствие греховных дел и помыслов. Часто мы завидуем тому, что нам неполезно, желаем того, что нам на самом деле лишнее, страдаем от отсутствия того, что нас может погубить. Когда мы освобождаемся от всего этого, когда Господь посещает нашу душу и наполняет ее своей безграничной любовью, то в сердце, которое избавилось от лишнего груза, поселяется радость, любовь и благодарность к Отцу Небесному. Такой человек начинает легко переносить все неприятности, болезни и прочие испытания судьбы.
Из своего личного опыта я знаю, что когда стараешься хоть немного исполнять заповеди, очищать свою душу от страстей, воздерживаться от грехов, - сначала больших, потом поменьше, - то тогда жизнь наша начинает устраиваться. Это еще один важный показатель узкого жизненного пути, ступив на который, человек не идет, а как-бы летит, едва касаясь ногами, как будто его несет неведомая сила, - берет за шиворот, как котенка и мягко, но крепко, ведет в правильном направлении. А человеку, по словам святых отцов, остается только ногами перебирать. Дело в том, что на узком пути сам Господь организует нашу повседневную жизнь, обеспечивает всем, что нам полезно. Мы, конечно, можем просить Его о чем-то, что нам очень хочется, ведь сам Спаситель учил апостолов: «Просите во Имя Мое, и дастся вам». Но Господь, как любящий отец, отводит «исполнение желаний» от просящего, если они могут навредить или безполезны. Поэтому просить надо не все подряд, а то, что полезно для души, для спасения. У нас с Валентином Юрьевичем Катасоновым есть любимая присказка на эту тему: «Спасибо Тебе, Боже, за то, что у меня есть и трижды спасибо за то, чего нет!»
Мы, более или менее сознаем, что Господь нам дает, и совсем не видим, от чего Он нас отводит. А на узком жизненном пути Он нас оберегает от коряг, от всяческого зла, от скорбей и искушений. Когда человек старается жить по Божиим заповедям, то постепенно количество его жизненных скорбей уменьшается, так как уменьшается количество ошибок и промахов. Человек, для которого 1 Псалом является руководством к действию, жизненной инструкцией, находится в безпроигрышном положении по сравнению с несведущими людьми, для которых вера – пустой звук.
Скорби, которые нам посылаются, служат лекарством для исправления ошибок и верным средством выведения на узкий путь. Я тоже прошел через скорби, через депрессию, со всеми вытекающими последствиями. И только получив этот негативный опыт, Господь показал мне мой узкий путь, с которого я стараюсь не сходить ни при каких обстоятельствах, понимая прекрасно, что меня ждет в противном случае. Хотя, надо признаться, первые шаги по узкому пути я делал очень неуверенно. Но даже они помогли мне многое понять. Потом, когда я немного укрепился духовно, скорби начали потихоньку уменьшаться, внутренний человек окреп. Когда человек начинает духовно выздоравливать, то скорби-лекарства становятся менее горькими, их уже не надо «принимать» в большом количестве. И постепенно они уходят совсем.
Как понять, что вы находитесь на узком пути? Если вы молитесь утром и вечером, следите за собой, внимаете себе, стараетесь исполнять заповеди Божии, стремитесь к Господу, боретесь с темными силами, которые окружают нас со всех сторон и стараются навредить на каждом шагу, то жизнь начинает налаживаться как-бы сама собой. Вы это обязательно почувствуете. В начале пути мы тыркаемся, как слепые котята, натыкаемся на препятствия, мешаем друг другу, и, получая по заслугам, привыкаем к боли, ощущению постоянного страдания. Нам начинает казаться, что это норма, и так должно быть всегда. Нет, не так. Господь сказал праведникам: «И радость ваша будет совершенна». Заметьте, не счастье, а радость, - так как «птица счастья» способна натворить больших дел, далеко не всегда угодных Богу. В Православии нет понятия «счастье», но есть понятие «радость».
Когда человек утверждается на узком жизненном пути, сам Господь начинает устраивать его жизнь сообразно пользе для конкретного человека. Совсем неправильно считать, что на вашем узком пути должны быть такие-то хоромы, такой-то сверхдостаток, такое-то здоровье и так далее. Нет. Ваш узкий путь индивидуален, и Господь подберет его наилучшим образом, чтобы привести вас к спасению самым коротким путем. Будет ли от этого ваша жизнь менее содержательной? Никоим образом. В этом смысле заповеди никак не ухудшают жизнь, а только улучшают. Я вспоминаю слова известного математика XVII века Блеза Паскаля. Он говорил: «Если я выполняю заповеди Христовы, а Бога нет, то я ничего не теряю. Но если я их не выполняю, а Он есть, то я теряю все!» Задумайтесь над этими словами! Если я живу как нормальный нравственный человек, никому зла не желаю, забочусь о своих ближних, - по милости Божией мне легче спастись. По крайней мере, я имею надежду на спасение. Но если я не выполняю заповеди, а Бог есть, то я гарантированно теряю все шансы на спасение и попадаю не в жизнь, а в смерть вечную с теми темными, отвратительными, лукавыми, злобными врагами рода человеческого, с которыми я «подружился» здесь, пока шел напролом по головам других людей, демонстрируя свою подлость, жадность, своеволие, злодеяния. Вот два образа жизни. Как по мне, - тут даже выбора нет!
Если в вашей жизни, при том, что вы продолжаете молиться, стараться жить по заповедям, вдруг происходит падение, то следом обязательно придут трудности, — это закон жизни. Слово «падение» здесь очень точно передает состояние человека, который отошел от заповедей Христовых, - как будто падает с мостков прямо в болото. Когда такое происходит, вы сразу это почувствуете. Из души уходит радость и спокойствие. Будут происходить какие-то событийные сбои, нестыковки, десинхронизация, нарушение планов, то, что раньше совпадало – не совпадает. Когда нестыковки и сбои умножаются, — это верный признак того, что вы отстранились от узкого пути. Главное здесь – понять и признать, что виноваты не сторонние недруги или обстоятельства, а сбой произошел внутри нас. И имя этому сбою – отступление от Христа.
Что надо делать? Внимать себе, находить червоточины греха и выбираться обратно на узкий путь. Как именно? Молитвой, усиленным вниманием к себе, просьбами к Богу помочь вернуться на путь истинный, тщательным исполнением Его заповедей. Все. Рецепт очень простой.
Сегодня жизнь так устроена, что у людей, практически, не остается другого выхода, как стараться быть с Богом. Если раньше еще можно было на что-то рассчитывать и куда-то прятаться, то сегодня, когда темные силы окружают нас со всех сторон, и мы видим, как сжимается кольцо, чувствуем, как становимся все менее свободными, растет количество внешних угроз, - выбора у человека нет. Его слабых сил без помощи Божией просто не хватит, чтобы грамотно противостоять всем негативным факторам и выжить. Это и есть единственно возможный узкий путь.
Священное Писание и Предание говорят нам о движении человека к своему спасению за гробом, которое достигается не где-то там, а на земле, путем жизни, ориентированной на заповеди Христовы.
Мне очень хочется пожелать вам, чтобы все в вашей жизни состоялось. Если вы еще только планируете выбираться из болота, то, пока находитесь в теле, вы не опоздываете. Душа тоже при вас, она никуда не денется и обязательно подскажет правильный путь. Молитва поможет. Господь, который называется верным и никогда не отказывается от своих обещаний, на Тайной вечери сказал своим ученикам: «Аз есмь путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6). Какой путь? Узкий путь исполнения Его заповедей. Об этом Он тоже говорит, что Его любят те, кто исполняет заповеди. А святые отцы добавляют, что Бога можно обрести в исполнении заповедей Его. И никак иначе. Он – истина и жизнь, потому что Он есть всегда и в вечную жизнь можно войти только через Его врата. Что еще может быть яснее?
Мне кажется, что любой здравомыслящий и думающий человек, вполне может эту истину понять, примерить ее к окружающему миру, разобраться, что вокруг очень много кривых зеркал, которые хорошо бы отодвинуть от себя подальше, а еще лучше - побить на осколки и выбрать свой узкий путь, - он обязательно есть у каждого. И дальше – только вперед, - осваивать свою тропинку, двигаться по ней все более и более уверенно, конечно, при поддержке Ангела Хранителя.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.