Если бы Ева, вместо «саморассуждения» и диалога со змеем испытала бы удивление и позвала бы на помощь Бога или мужа: «Адам, иди сюда! Тут змея разговаривает!», - то Господь за ее послушание и страх Божий своей любовью уберег бы от грехопадения. Но, к сожалению, Ева этого не сделала, дьявол завязал с ней лживый разговор и сделал вброс лукавой мысли в ее душу, - на языке православия это называется «прилог ко греху» (т,е. духовное расположение ко греху, - грех еще не совершен, но готовность это сделать уже есть). Как и Ева, мы, в течение каждого дня своей жизни тоже получаем лукавые вбросы от дьявола: «смертью не умрете», «попробуйте», «откроются глаза ваши», «будете как Боги» и т.д. Помните, как у Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» рассуждал Раскольников: «Тварь я дрожащая или право имею?…..Также как и Ева в Раю, мы довольно часто не придаем этим мыслям, появляющимся в наших головах как-бы ниоткуда, большого внимания, считаем их естественными и незначимыми. А зря! Наша непростительная легкость, с какой мы впускаем в душу прилоги греховных мыслей и дел, часто оборачивается большими проблемами в жизни. Мысли, как и дела, тоже могут разрушать, как разрушили они первых людей.
Второй очень важный момент, на который я хотел бы обратить внимание, — это то, что Ева вступила в диалог с дьяволом. Не надо этого делать! Священное Писание и святые отцы нас научают как удерживаться, как контролировать свои мысли, свое сознание, свою душу, оберегая внутреннего человека от контактов с падшими духами, целью которых является наше падение в греховность, подталкивание к совершению плохих грязных дел и мыслей. Ева соблазнилась, усладилась возможностью стать «как Боги». До сих пор многие из нас, наблюдая за развитием современных технологий, нередко уподобляют себя богам, уходят в «технократическую» самость: «Мы – как Боги!» Эта мысль и сегодня не оставляет нас, она пленила наши души. Ева тоже пленилась лукавыми словами и обещаниями дьявола, вкусив плод с древа познания добра и зла. Больше того, она соблазнила Адама, они оба ели, в результате чего глаза у них действительно «открылись». Но что они увидели? Уподобились ли они Богу? Нет. Они увидели свою наготу, которую не замечали, пока были с Богом и в Боге, пока их души облекал Святой Дух. До грехопадения многие негативные чувства, такие, как стыд, страх, зло были неведомы первым людям, но после грехопадения души их изменились, страх поселился в них. Страх и стыд, которые уже есть плод греха, заставили Адама и Еву прятаться от лица Бога под древом познания добра и зла, - так считает Ефрем Сирин. Древо это напоминало по внешнему виду смоковницу. Кроме этого, первые люди, увидев свою наготу и половую принадлежность, устыдились своего вида и сделали себе пояса, стараясь прикрыть неприглядные места.
Когда Господь, после произошедшего, воззвал к Адаму: «[Адам,] где ты?» (Быт. 3:9), - Он, конечно, не спрашивал его в смысле «где ты спрятался?», - от Бога не спрячешься ни на дне морском ни на другой планете. Бог о себе говорит: «А́зъ е́смь Сы́й» (Исх. 3:14), - я сущий всегда и везде, все во всем. Спрятаться от Него невозможно по определению. Он спрашивает Адама в другом смысле: «Ты со Мной, Адам? Или ты уже отделился, устранился от Меня?» Господь в своем вопросе заложил для Адама возможность правдивого объяснения и покаяния за соделанное им, — это один из важнейших моментов во всем Священном Писании и истории человечества, - выборе им своего дальнейшего пути развития. Адам не отвечает Богу сразу покаянием, от страха и стыда он начинает не с главной причины, а с второстепенного момента: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10)
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3:11)
Что здесь надо было сказать Адаму? Конечно, правду, во всем сознаться и покаяться: «Да, Господи, прости меня! Я нарушил Твою заповедь». Вместо этого, Адам уходит от прямого ответа. Более того, он начинает упрекать и обвинять Бога, в том, что Тот дал ему такую лукавую женщину:
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт. 3:12)
Упрекая Бога, обвиняя свою жену, Адам, тем не менее, совсем не признает своей собственной вины, как главного и ответственного человека, которого Господь поставил охранять и беречь Рай. То же самое делает и Ева, когда Господь спрашивает ее:
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт. 3:13)
Ева тоже обвиняет не себя, она своим ответом подразумевает упрек Господу в том, что это Он разрешил змею-искусителю войти в Рай и позволил искусить ее. Как видим, из ответов Адама и Евы, у них и мысли не было искренне покаяться перед Богом за содеянное зло.
У нас с вами тоже есть такой момент в жизни. Путь грехопадения первых людей не был мгновенным, он был длинным, многоэтапным: пока Ева восприняла слова змея (прилог), усвоила их, соблазнилась, пленилась, согрешила и т.д. В нашей жизни все происходит аналогично. А вот путь назад перед Богом любви может быть очень коротким: «Да, виноват! Признаю, согрешил! Не буду больше повторять! Господи, прости!» Если бы Адам сказал Богу: «Господи, ты долготерпелив и многомилостив, прости и помилуй меня, грешного!», - то ничего бы страшного не произошло, и жизнь всего человечества пошла бы по другому вектору. Вместо этого мы видим, что первые люди уже не могут стать на путь покаяния. А Господь не может насильно их заставить каяться, потому что покаяние, как и любовь, не передаются «педагогическими» приемами через какие-то увещевания, уговоры, тем более, через насилие. Способность любить и признавать свои ошибки – это внутренняя способность человека, которая, если она есть в душе, то вспыхивает как молния, как естественная ответная реакция души на исправление совершенного. Иначе душа начинает чувствовать свое богоотступничество, мучается и невыносимо страдает. Понимание и ощущение того, что Господь покидает душу грешника, приводит его к осознанию нарушения заповеди Божия, раскаянию и стремлению изменить себя – то есть к покаянию, после которого богообщение возвращается и душа оживает вновь. Игнатий Брянчанинов напрямую связывает спасение души с восстановлением нарушенного ею богообщения.
Мы сегодня во многом утратили богообщение, и виноват в этом, конечно, не Бог, а мы сами. Господь создал человека абсолютно свободным, включая и возможность совершать любые поступки. Свобода – это наше величайшее благо, наше величайшее человеческое достоинство, это наша высота как образа и подобия Божия. Образ – это отпечаток. Создав человека, Господь сделал как бы свой отпечаток. Только поэтому Иисус Христос смог вместиться в человеческое тело во чреве своей Пресвятой Пречистой Божией Матери, воплотиться от Духа Святого и стать человеком. Человек – это образ Божий.
Для всех людей на земле спасение означает восстановление утраченного богообщения. Мы утратили его через грех. Как следствие, в мир вошла смерть и человек стал тленным, стал болеть, нуждаться, страдать от всяческих воздействий:
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:16-19).
Изменилась вся земля, - она стала другой, чужой, негостеприимной для человека, сама подверглась Божиему проклятию. Хотя до грехопадения вся земля, весь животный и растительный мир были чрезвычайно покорны человеку.
Сам человек стал страстным. Страсти, как ядовитые сорняки, поселились в его сердце, и в момент нарушения заповеди Божией человек покорился дьяволу.
Святитель Игнатий Брянчанинов определял человека как «храм Божий по телу и душе» («Слово о человеке», т.3). Апостол Павел также говорил: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). И когда человек, по своей воле, перестал быть Храмом Божиим по телу и душе, он мгновенно стал жилищем, «храмом» для противоположного духа, для дьявола. В этом вся проблема человеческого рода, с этого момента начинается отсчет исторического времени, со всеми его плюсами и минусами (которых гораздо больше). О них мы тоже будем говорить позднее.
В качестве домашнего задания предлагаю самим найти в Книге Бытия описание событий, происходивших в Эдеме (приведенные нами ссылки вам в помощь). Прочитайте еще раз сами внимательно эти слова, порассуждайте над произошедшими событиями с точки зрения глубины всего произошедшего и причастности тех событий к вашей жизни. Уверяю вас, внутренний человек испытает заметное облегчение и обязательно поблагодарит вас за этот небольшой труд.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.