Данным постом «Переправа» начинает публикацию материалов авторского семинара-тренинга Александра Нотина - «Курс познания души» (далее КПД).
В настоящее время этот семинар проводится в Москве в стенах Синодального отдела МП по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. На данный момент состоялось шесть занятий, занятия проходят каждый вторник с 19:00 в зале Отдела по адресу Б. Серпуховская 22/24. Завершение цикла – декабрь с.г.
Несколько соображений по существу вопроса:
Чем обусловлена необходимость таких курсов, и почему именно «Переправа» берет на себя инициативу?
Первое. Благословляя «Переправу» в 2007 году, Патриарх Алексий II поставил перед ней в качестве главной задачу оказание просветительской помощи прежде всего людям, ещё не определившимся со своим духовным выбором. «Храмов, - сказал он тогда нам с отцом Михаилом (Ходановым), - в России построено достаточно. Надо строить души».
Второе. Не успев после распада СССР вырваться из семидесятилетнего большевистского пленения, наша Церковь тут же оказалась со всех сторон окружённой половодьем «культуры греха». Все духовные и материальные отбросы, вся «мерзость запустения», накопленная Западом за многие века его нарастающей апостасии и погружения в трясину растления и деградации на фоне сомнительного прогресса и комфорта – всё это через поверженный советский «железный занавес» хлынуло на просторы России. Стремительный взлёт РПЦ несколько сдержал и купировал этот натиск, но даже и он не решает проблему в принципе. Некоторые наблюдатели с тревогой отмечают известное охлаждение религиозных чувств россиян в последнее годы при одновременном и повсеместном усилении разного рода ересей, сект и других проявлений глобальной культуры греха. Долго такое балансирование, по понятным причинам, продолжаться не может, и если Церковь не найдёт эффективного противоядия от напирающего на неё со всех сторон нигилизма с примесью матёрого сатанизма, всем нам, православным христианам, не поздоровиться. Государству нашему грозит та же беда, ибо без адекватного духовного фундамента оно всё больше напоминает евангельский «дом на песке».
Третье. Многое для нашего спасения РПЦ уже делает. Но есть ли у неё резервы? Мы считаем, что есть, и они кроются в той весьма многочисленной части единого тела Христова, которое именуется мирянами, а апостол Пётр называл её даже «царственным священством мирян».
Ключевая идея проекта «КПД» как раз и состоит в мобилизации скрытого до поры творческого духовно-светского потенциала мирян в поддержку Матери Церкви. Отсюда и наш базовый принцип, который формулируется так: миссионерская работа мирян с мирянами в миру. Такой подход, будучи одновременно и светским и церковным, позволяет нам, мирянам, работая Богу и людям, не вторгаться в юрисдикцию священноначалия, жизнь и работу храма. Мы не подменяем пастырей, а как бы дополняем и усиливаем их служение энергией и дерзновением мирян, остающихся пока во многих случаях, увы, силой пассивной и вялой, самоустранённой от жестокой духовной брани, а потому не достигающей своего искомого церковного КПД.
Четвёртое. Пора резко, открыто и без обиняков поставить вопрос о причинах подобного отставания мирян, причём без вульгарных ссылок на «недостатки» других органов и частей единого церковного тела. Давайте судить самих себя, изменяться к лучшему, а уж потом Господь рассудит каждого по делам его.
Итак, что же мы видим? За плечами нашей многочисленной армии мирян лежит не только пустыня советского безбожия, но и трясина нынешней неолиберальной действительности, которую, к сожалению, во многом подкрепляет и питает государственная машина. А с учётом духовных слабостей, накопленных Церковью задолго до 1917-го года (что и стало первопричиной Революции), этот разрыв, эта пропасть исторического беспамятства и невежества представляется ещё шире и ужаснее. Как её преодолеть, и возможно ли это? Возможно! Что человекам невозможно, то возможно Господу – учит Священное Писание. Всем нам, как воздух необходим духовный ликбез, чтобы точным знанием о себе, мире и Боге, каждому в свою меру заполнить провалы исторической памяти. Культуре греха надлежит противопоставить культуру души и духа.
Приведу такое наблюдение: многие из моих образованных и успешных по жизни собратьев во Христе - а в "Переправе" таковых десятки - богослужение понимают и знают на порядок лучше, чем наследие Святых отцов, а, выходит, и самих себя. Господь же заповедует нам помимо любви к себе «возлюбить ближнего, как самого себя». Но начать-то, по этой формуле, надлежит с себя. А как возлюбить себя, если ты не знаешь во всей полноте своего двуипостасного, телесного и душевно-духовного естества? Очевидно, никак.
Пятое. «Курсы познания души» как раз и нацелены на решение данной задачи. В своё время в трудах Отцов мне бросилось в глаза выражение "внутренний человек" (ВЧ). Встречается оно и в посланиях апостолов Павла, Петра и Иоанна Богослова. Мне сразу подумалось, что, возможно, это своего рода спасательный круг, вброшенный Отцами из глубины веков в наше лихое настоящее, именуемое кое-кем на Западе «эпохой лжи». Дело в том, что с понятием "душа" в головах у нас, "немного ученых" (свт. Феофан Затворник) жителей 21-го века, нагромоздилась великая путаница. Оттого-то и вести разговор на эту тему повсюду крайне сложно. Решение этой задачи через понятие "внутренний человек" на практике выглядит не только убедительным, в том числе и для молодёжи, но и интригующе-элегантным. У молодых (и, конечно, не только у них) с ускорением накапливаются острейшие, хотя и не всегда высказываемые внутренние душевно-духовные запросы, порождаемые разнообразными страхами, психозами и другой симптоматикой, присущей больным и основательно запущенным душам. Запрос такой есть, он всюду, он присутствует во всех слоях и возрастных группах, он несомненен и болезненно остр. Наконец, он спасителен. Но в силу многих причин этот запрос не удовлетворяется не только падшим миром, но и, увы, даже церковной жизнью в её нынешнем состоянии становления.
Типичная ситуация: молодой человек, влекомый неясным ему самому зовом сердца, "заглядывает" в православный храм. Что-то ощущает, однако многих слов из проповеди батюшки толком не понимает, ибо не готов, а получить от него должного внимания и разъяснений чаще всего не удаётся. И это как правило не вина, а беда как батюшки, так и нашего молодого «захожанина».
Запросы мирян в структуре проекта КПД и есть то исходное звено, та "печка", от которой и вокруг которой всё псовершается. На занятиях КПД мы начинаем разговор с происхождения и природы души или «внутреннего человека» - ВЧ, его формы, массы, основных характеристик и свойств, отличных от внешнего тела, его функций и потенциалов, многократно превосходящих ограниченный и убывающий ресурс физического тела. Параллельно вводится понятие незримого мира и духовной брани. Материал формируется и структурируется строго на фундаменте Священного Писания и Предания. Мы как бы по крохам собираем объёмный образ «внутреннего человека» из трудов Отцов в единую картину.
Таков первый этап КПД - духовный ликбез или знакомство с ВЧ.
Второй этап - изучение болезней ВЧ и способов их лечения через покаяние, молитву, церковные таинства и прочая.
Третий этап – овладение на практике феноменальными скрытыми ресурсами ВЧ: победа над страхами и страстями, борьба с искушениями, прилогами и другими напастями.
Курсы познания души проходит сейчас фазу опытной апробации. Летом сего года во время вынужденного "простоя" после операции я записал исходный цикл бесед под общим названием "Жизнь внутреннего человека" (https://www.youtube.com/channel/UCI_0hYa2iSGQNuOdAZ4gPwQ/videos), всего более 50-ти семи – десяти минутных видео-роликов. Как получилось, не мне судить, однако первый шаг на пути к КПД был тогда сделан. Впереди ещё немало поисков и трудов. Предстоит, в частности, обогатить Курсы необходимой визуализацией и настройками на разные возрастные и социальные аудитории, игровыми формами и т.п. Неплохо бы к этой работе подключить талантливых режиссёров чтобы выпускать профильную видео-продукцию, а так же методички, пособия для учителей, родителей и иже с ними. Чтобы учить других такой премудрости, надо действовать не по принципу «делай, как я велел», а по принципу, «как я». Надо не выучить наизусть, а пережить, переболеть излагаемое в «КПД», чтобы сигнал от человека к человеку не просто сообщался, но духовно транслировался.
Убеждён, что подобные курсы и семинары-тренинги могут и должны адаптироваться к сознанию детей и юношества, начиная с 9 - 10-летнего возраста, а то и раньше, когда ребёнок впервые заглядывает в тёмные и грязные углы Интернета. По-другому спасти наших детей, как, впрочем, и нас, взрослых от «культуры греха» едва ли возможно – слишком уж неравны силы противоборствующих сторон. Либеральное общество де факто не защищает души человека, будь то ребёнок или взрослый. Тело ещё, худо ли бедно, но охраняется законом. Душу же, которую тот же закон в упор не видит и де юре не признаёт, можно безбоязненно насиловать, заражать и убивать. И никакие заборы, охранники и видеокамеры тут не помогут. Даже власть, деньги и слава здесь бессильны. Пока иной богач будет натаскивать своего отпрыска не соблазняться теми или иными искушениями мира сего, незримый враг, дьявол через своих агентов и адептов изобретёт и внедрит десятки ещё более жутких соблазнов, ребёнка же в золотой клетке долго не удержишь. Выход один: вовремя познакомить юного или уже не очень юного странника с собственным «внутренним человеком», научить его должным образом заботиться о чистоте (гигиене) и здравии (иммунитете) своей нетленной души, через неё установить надёжный двусторонний контакт с Богом, чтобы благодатью духа Его не только достойно пройти сквозь «гневы, скорби и нужды» неопределённо короткого земного пути, но и с достоинством встретить то, что однажды и внезапно ожидает каждого из нас за гробом.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.