Галкин И.С. Любеч
Человеку, пока он жив, всегда есть, в чём каяться пред Богом. Даже ребёнку. В православных храмах детей исповедуют, начиная с семи лет. По нынешним же временам, когда и двухлетнего малыша за уши не оторвёшь от айфона, можно бы и раньше. Не составляют исключения и святые. Когда за душой праведного Сисоя пришли ангелы, чтобы забрать её на Небо, он слёзно продолжал просить Господа дать ему ещё немного времени на покаяние.
«Всяк человек ложь» – сетует духовидец Давид. Ему вторит писание: «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит» (2 Пар.6, 36).
В других частях «Мозаики» грех сравнивался с грязью или ранами, которыми сам покрывает себя «внутренний человек», преступая заповеди Божьи. На физическом теле этих душевных отметин часто не видно, а, если и видно, то не сразу. Душа же от греховных язв и травм безмерно страдает, отравляя жизнь своему хозяину всё больше и больше. Что с этим делать?
Создавая человека свободным, то есть, предоставляя ему самому выбирать между добром и злом, Господь, конечно, позаботился о том, чтобы у Его любимого чада сохранялась возможность борьбы с грехом и преодоления его последствий. Этот дар именуется покаянием. В Раю Адам и Ева не сразу согрешили, а прошли несколько стадий или фаз склонения ко греху по навету Змея-искусителя: прилог, собеседование, услаждение, пленение, греховное действие, совместный грех. А вот для исправления ситуации им достаточно было одного признания, одного «да» в ответ на прямой вопрос Бога. Нужно было просто сознаться в своей вине и уже одним этим получить прощение.
Исповедь для «внутреннего человека» в зависимости от её глубины и силы – всё равно, что добрый душ или крепкая русская баня после тяжёлых трудов. Называя грех своим именем, причём желательно не потихоньку или про себя, а вслух перед лицом своей совести или священника, мы делаем две важные вещи: во-первых, выносим свои злые мысли, слова и дела на свет Божьей правды; во-вторых, называем грех грехом, и этим устанавливаем некую власть над ним, с помощью Господа выходим из повиновения ему. В этом случае, как утверждает учение Святых отцов, исповеданный грех смывается Богом с тела «внутреннего человека», а нанесённая им рана уврачёвывается. Душа не просто сбрасывает с себя тяжесть и боль совершённого злодеяния, что, разумеется, не раз испытывал на себе каждый, кто регулярно исповедуется в храме, - она ещё реально готовится к предстоящему ей «однажды» и «внезапно», то есть в любой момент выходу из внешнего тела, после чего покаяние становится невозможным. А коль скоро грешим мы почти ежеминутно, и греха в нас, по выражению святого Петра Дамаскина, «аки песка морского», то труд покаяния, очевидно, в идеале должен быть непрерывным и неустанным. Такой молитвенный труд вкупе с вниманием к себе не только очищает поражённую грехом душу, но и закаляет её, даёт силу сопротивляться будущим искушениям и соблазнам.
Дружеский совет. В наши дни лучше всего дух покаяния усваивается через чтение святоотеческих книг. Их, слава Богу, очень много в церковных лавках и интернете. Их целый океан. Надо лишь дать себе труда подыскать своего «заочного духовника» - того старца или святого, древнего или современного, слова которого проникнут в самое сердце и найдут там отклик. Нелишне и попросить помощи Божьей в этом деле, посоветоваться с более опытными друзьями или знакомым священником. Какую бы книгу вам ни послал Господь, уверяю: главной мыслью и важнейшим деланием в ней окажется покаяние.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.