Посещая в храм в любое время, понимаешь, что пришел к себе домой. Туда, куда подспудно всегда стремится душа, тоскующая по высшему смыслу жизни. Почему? Да всё просто: в храме все сделано для того, чтобы соединить человека с Богом. Той Истиной, которая – и лишь Она одна – сделает его мирным, сильным и свободным.
Встреча с Творцом – как же это важно! Входя в храм, чувствуешь, что попал туда, где всё правильно, спасительно и верно. Храм – самое лучшее, что сотворили разум и руки человеческие. Все, что в нём, напоминает о нашем высшем предназначении – стать сынами Божьими и обрести вечную жизнь через освобождение от греха. Потрясающее ощущение!
Люди всех веков вкладывали в храм лучшее, что имели. Он – поистине шедевр во всех отношениях. Музыканты сложили для него самые высокие и совершенные песнопения, прославляющие Бога и Его святых. Художники создали гениальнейшие произведения искусства – иконы, фрески и настенные росписи. Сходите в Третьяковский музей и взгляните на «Троицу» преподобного Андрея Рублева! Чуткий и тонкий человек через созерцание этой иконы обязательно уверует в Бога.
Писатели и поэты – люди святой жизни – сложили богослужебные тексты – акафисты, молебны, каноны и молитвы. Архитекторы и зодчие строили храм так, чтобы каждый из его архитектурных элементов был наполнен красотой и глубокими символами.
Храм возводился как корабль, везущий свою команду – верующих людей – через житейское бурное море к берегам спасения. Его купола – как паруса, крест – крепкая мачта. С другой стороны, один купол на храме символизирует Христа. Пять куполов – это Христос и апостолы. Есть и двенадцатикупольные храмы – по числу святых апостолов.
Перед входом в храм находится паперть – площадка со ступенями. Это – образ нашего мира. Через неё мы входим в храм Божий. Там же, на паперти, стоят нищие и просят милостыню. Нищих мы должны любить и посильно помогать им. Ведь всё, что у нас есть, по сути, не наше, но дано нам Богом для правильного использования и в помощь ближним. А кто ближний? Тот, кто в беде.
Внутри храма начинается его первая часть – притвор, где обычно расположен свечной ящик и продаются духовная литература. Притвор – это как бы преддверие главной части храма – нефы (по-гречески «нефа» означает «корабль»). В середине храма во время богослужения молятся верующие. По стенам висят святые иконы, горят лампады. Держачок внутри лампады, через который проведен фитиль, тоже символизирует раскинутые руки человека в молитве. Огонек фитиля – образ нашей горячей веры ко Христу Спасителю.
Ближе к алтарю по центру находится аналой с иконой праздника. Слева – литийный, или заупокойный столик, перед которым совершается панихиде – свод молитв, где говорится о Судном дне и милости Божией. На столике – латунное Распятие, перед ним – специальные чашечки-крепления для поминальных свечей.
Третья и главная часть храма – алтарь. Перед началом службы туда заходяят священники и облачаются в священнические ризы – одежды. На Пасху их облачения – красного цвета, на Рождество – белые, а на Богородичные праздники - голубые. На вседневных службах ризы – желтые, на Святую Троицу – зеленые. Во время Великого Поста, предваряющего Пасху, в облачениях священников преобладает тёмный цвет как знак скорби и траура.
В центре алтаря стоит престол, слева – жертвенник. Справа – ризница с богослужебными облачениями. Об алтаре и его предназначении мы поговорим в следующий раз. А пока начинается вечерняя служба.
Из алтаря раздается возглас священника:
«Благословен Бог наш – всегда, ныне, и присно, и во веки веков!».
Протоиерей Михаил Ходанов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.