Святитель Николай Сербский - о самом первом законе, данном Богом человеку
Сквозная тема работы святителя Николая Сербского "Наука закона" - высший нравственный закон, который Бог дал человеку. В истории человечества было несколько таких законов (заповедей), но первый был дан еще в раю.
Святитель напоминает в главе VI "Библейский закон", что первый нравственный закон был весьма краток и состоял всего из двух заповедей. Первая гласит: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, <…> и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1:28). Вторая заповедь гласит: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:16-17).
Удивительно, но фактически сочетание этих двух заповедей помогает нам понять замысел Бога относительно трехуровневой иерархии мира: Бог - человек - природа.Одна заповедь касается власти человека над природой, а другая - власти Бога над человеком. Природа подчиняется человеку, а человек подчиняется Богу. Это залог порядка и гармонии как в мире природы, так и в человеке и человеческом обществе.
Эта же мысль повторяется в другой работе святителя Николая Сербского, называемой "Символы и сигналы": "Весь мир ниже тебя, человек, все под ногами твоими, а ты ниже лишь Творца своего, стоя у подножия Господа" (глава 7).
Некоторые усматривают в первой заповеди установление Богом некоего природного закона, закона биологического - "плодитесь и размножайтесь". Мол, лишь после введения в силу этого закона у Адама и Евы появилось потомство в виде трех сыновей - Каина, Авеля и Сифа. "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: "Приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец" (Быт. 4: 1-2). "И познал Адам еще жену свою, и она родила сына и нарекла ему имя Сиф, потому что, говорила она: "Бог положил мне другое семя вместо Авеля, которого убил Каин" (Быт. 4:25).
Были у Адама и Евы также дочери, но о них в Книге Бытия не упоминается. От Каина и Сифа пошли дети, внуки и т. д.
Но вот что важно: святитель Николай Сербский подчеркивает, что эти первые законы были не природными, а духовными и нравственными.
Эти заповеди дает не плоть плоти, и не плоть духу, и не дух плоти, но дух духу, то есть духовная сущность духовной сущности. А это значит, что обе заповеди имеют духовно-нравственное значение. Заповедь "плодитесь и размножайтесь" относится к духовному рождению и приумножению, которые в физическом плане символизируют их и выражаются телесным рождением и увеличением численности человечества. Таким образом, первая заповедь является законом нравственным, а не физическим.
Создатель словно бы говорил людям: "Я насадил в вас семя Духа животворящего. Так потрудитесь, чтобы то семя принесло плод духовный и обильный. Да возрастет в вас дух истины и наполнит ниву плоти вашей так, чтобы все тело ваше стало духовным и чтобы возросший дух в недрах ваших объял землю плоти и завладел ею. Когда в человеке свершится полностью духовное рождение, когда дарованные Мною духовные таланты приумножатся и достигнут совершенства, тогда вы, люди, будете богами на земле, как Я - Бог над вами".
Чтобы люди могли, подобно богам, царствовать (властвовать) над природой, они должны обладать истинным, божественным знанием, то есть видением не только внешней природы, но и пониманием ее духовной сущности:
"Так, рождаясь и расселяясь по земле, вы будете властвовать над всеми животными на земле, ибо Я дам вам знание, чтобы познали вы духовный смысл жизни и могли вершить истину в ее символах и вечность - во временных картинах и случайностях современности. То есть вы познаете истинный смысл, заключенный в каждой твари, обретающейся вокруг вас, и благодаря этому знанию станете управлять всеми ими. Ибо истинному знанию даются господство и власть".
Нам очень важно обратить внимание на последние слова святителя: "Ибо истинному знанию даются господство и власть". Потому что те знания, которыми кичится современная европейская наука, очень поверхностны, а часто и просто ложны. Они лишь создают иллюзию власти человека над природой, а реальной власти не дают человеку; наоборот, еще больше загоняют его в рабскую зависимость от природы. Нынешний глобальный экологический кризис - наглядное тому подтверждение.
Не менее интересны и поучительны размышления святителя по поводу второй заповеди. Она, в отличие от первой, носит строго-запретительный характер:
"Эта заповедь имела оборонительную цель. Бог хотел этим Своим запретом защитить душу человека от влияния зла, даже от малой толики отравы зла, которая, примешавшись к добру, может испоганить все добро. Бог дал этот запрет человеку не как тиран, но объяснил неминуемые последствия нарушения этой заповеди: "В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Предостережение совершенно ясное".
Кроме того, она носит назидательно-воспитательный характер, Бог здесь выступает Педагогом:
"Древо познания здесь второстепенно; главное - заповедь Божия, которая проистекает из беспокойства Бога о человеке как самом совершенном творении на земле, как живом подобии Своем. Господь мог и помимо того древа просто заповедать Адаму: не ищи зла, не познавай зла, не смешивай добро со злом. Однако Он избрал именно такой, выразительный способ поучения, чтобы человек, видя пред собой это древо, чаще вспоминал о заповедях Создателя своего, а впоследствии - о своем грехе. Подобно тому как учитель лучше всего учит детей по картинкам, то есть символическим изображениям, точно так же и Творец учил и наставлял Адама и Еву".
Господь предупреждал, что нарушение второй заповеди приведет к раздвоению, двоедушию человека:
"Второй заповедью Бог запрещает человеку вкушать плоды древа познания добра и зла. Этой заповедью Бог хотел уберечь человека от познания именно зла, от смешивания добра со злом, от служения двум господам сразу, то есть от двоедушия, как позднее сказал Господь Иисус Христос".
Святитель здесь напоминает нам о словах Спасителя: "Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Мф. 6:24).
Впрочем, в своей работе "Наука закона" святитель показал, что в эпоху возвышения науки над Церковью (Новое время) появилась новая форма раздвоения, двоедушия: человек поклоняется Богу и природе. Вместо постижения и исполнения высшего нравственного закона Бога человек начинает открывать законы природы и пытается им следовать. Сам того не замечая, человек из повелителя природы (как это было задумано Богом и заложено в первой заповеди) стал ее "образованным" рабом.
Об обеих заповедях мы еще раз читаем в Книге Бытия, глава 2, стих 15: "И взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его". "Возделывание" - первая заповедь, "защита" - вторая.
Святитель обращает внимание на то, что указанные слова нельзя понимать буквально, речь идет не о природе Эдемского сада, а о человеческой душе: "Возделывание нивы души своей и защита ее - вот какие две задачи ставил Господь перед Адамом и не требовал ничего больше. Возделывать и защищать - что еще нужно?!"
Святитель также обращает внимание на взаимосвязь двух заповедей, на то, что нарушение второй заповеди сразу лишило человека тех прав, которые были дарованы ему первой заповедью:
"Этот первый закон был дан человеку безгрешному, пока он еще не вкусил и не познал греха, пока смерть не вошла в его жизнь. Этот и именно такой закон является совершенством. Однако человек, нарушивший вторую заповедь, своевольно ускользнул из-под власти Божией, вследствие чего из-под его власти ускользнула вся природа и установила свою власть над ним. Тем самым и первая заповедь стала неосуществимой".
В главе VII "Истина и ее символы" святитель продолжает тему раздвоенности человеческой природы после первого грехопадения:
"До тех пор, пока человек не вкусил от древа добра и зла, он знал лишь добро, желал лишь добра и творил лишь добро. Отведав запретный плод, человек разделился, раздвоился сам в себе. А когда в душе его появился дуализм, тогда дуализм появился и в мире, представ пред его косящим взором и двоящимся разумом. Для изгнанника из рая, нарушившего запрет у древа познания добра и зла, весь мир превратился в единое огромное древо познания, причем познания как добра, так и зла. Хотел он или не хотел, но теперь человек был вынужден вкушать плоды этого древа".
Ярким проявлением зла святитель видит поклонение природе, которое берет начало еще от первых потомков Адама: "Поколения за поколениями потомков Адама поклонялись и Богу, и природе, искажая при этом понятия и о Боге, и о природе. Обожествление Бога со временем переросло в обожествление демонов, а обожествление природы - в суеверие, что, перемешавшись, произвело на свет шарлатанские мифологии, подчас пагубные. Так подтвердилось слово апостольское, что весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19)".
Святитель продолжает рассказ о том, как человек от поклонения Богу стал постепенно, но неумолимо переходить к поклонению природе:
"Изгнание из рая, или удаление человека от лица Божия, имело своим последствием то, что человек, бывший прежде властелином природы, стал рабом природы. Он, питавшийся вблизи Бога каждым словом Божиим, то есть духом и истиной, иначе говоря, духовным смыслом и значением всякой сотворенной твари, теперь стал питаться полевою травою (Быт. 3:16), желая иногда наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк. 15:16). Но и это ему никогда не удавалось в полной мере.
Возделывание и защита, которые в раю относились к духовным талантам, вне рая повернулись к плоти и плотской жизни. Человек на земле начал трудиться для тела и воевать ради тела. Сущность и ее символ, или явь и сон, изменили свое положение в соответствии со взглядами человека, словно некто раньше с дерева смотрел вниз, на тень от дерева, а потом, спустившись на землю, стоя в тени, поднял глаза и стал смотреть на дерево.
Однако взоры людские все больше уставали смотреть с арены тени, где пал Адам, вверх, на духовную сущность. И постепенно, охваченный усталостью и замешательством, замешательством от путаницы истины с символами истины, человек наконец в страхе стал поклоняться природе как божеству. Как только из его духовного поля зрения выпал истинный и единственный Бог, он вынужден был наполнить пустоту и сделал это таким образом, что природу - то есть творение Божие - обожествил и стал почитать вместо Бога. Но как только человек признал природу богом, он начал считать природу законодателем и признал законы природы. Истина для него была потеряна, и человек в полном замешательстве оказался в тени истины".
Некоторым кажется, что в нашем грешном мире можно "синтезировать" добро и зло, находить какие-то компромиссы, "оптимальные решения", которые могут человеку нормально или, по крайней мере, сносно жить. Святитель Николай Сербский показывает, что именно такой "синтез" и обрекает человека на смерть как физическую, так и духовную.
Для иллюстрации этой простой и очевидной мысли святитель дает очень яркое сравнение: "Но где бы ни смешивалось добро со злом, зло всегда преобладало. Когда вода смешивается с бензином, она не годится ни для питья, ни для горения".
Еще одна мысль, которую святитель повторяет несколько раз: "Хотя запретное древо названо "древом познания добра и зла", на самом деле человек познает больше зла, чем добра. И по мере приближения человеческой истории к своему концу пропорция все более меняется в сторону зла. Величайший вклад в это вносит безбожная наука, плоды которой хотя и могут быть привлекательными на вид, но являются смертельно ядовитыми.
В главе VIII "В чем смысл Всемирного потопа" святитель, в частности, пишет: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт. 6:5). Природа, как древо познания добра и зла, стала древом познания зла и добра, зла в первую очередь (курсив мой. – В. К.)".
О соотношении добра и зла в нашем мире святитель написал специально небольшую книжицу, которая так и называется "Мысли о добре и зле" (впервые издана как дневник в 1923 году). Очень рекомендую всем ее читать и перечитывать. Это как противоядие против "духа мира сего", в который мы все погружены.
В предисловии к работе Лаврентия, епископа Шабацко-Валевского (1998 г.) мы читаем: "Все, что написано владыкой Николаем, написано по вдохновению Духа Святаго, каждая мысль представляет собой духовное сокровище. Мысли эти должно запоминать, "слагать в сердце своем" и следовать им каждый день; только так они смогут послужить нашему спасению".
Ниже привожу пример одного небольшого эссе, в котором святитель продолжает тему последствий нарушения первым человеком данной ему в раю заповеди Бога. В этом эссе, как в большинстве других, Николай Сербский несколькими выразительными мазками, искусно используя аллегории и символические образы, дает картину целого мира, картину борьбы добра и зла, света и тьмы. В большинстве его миниатюр три участника: Бог, дьявол и человек. Все они очень поучительны и дают слабому и падшему человеку надежду. Итак, миниатюра "Грех непослушания":
"Грех непослушания Богу настолько тяжел, что Адам в одиночку не смог бы понести его последствий и не погибнуть под его тяжестью. Страшный дух непослушания хорошо знал это и потому толкнул первого человека на грех, неминуемо ведущий к вечной смерти. Но мудрый Творец знал больше духа непослушания. Он решил умножить род человеческий, чтобы люди могли разделить тяжесть совершенного греха; вечную смерть Он заменил смертью временной, а уничижение - существованием в мире света и тьмы.
Первый человек был подобен большому чистому зеркалу, в котором отражался один лишь Бог. И демон непослушания стремился отразиться в нем, но не мог. Тогда он решил залить это зеркало своими густыми черными чернилами, но в этот момент зеркало разбилось, и работы демону прибавилось, потому что с умножением человеческого рода зеркало продолжало делиться на все более мелкие кусочки, и демон метался между ними, изнемогая все больше и больше. И сегодня зеркало продолжает дробиться на миллиарды частей, и каждую частицу демон преследует со своими адскими чернилами. Но зеркало будет дробиться до тех пор, пока не закончится трагедия этого мира, до тех пор, пока непослушание не потерпит окончательного поражения; тогда оно восстановится в своем первозданном сиянии.
Однажды, когда демон праздновал победу, думая, что зеркало стерто в пыль и работа его закончена, Бог снова явил миру зеркало в его целости и совершенстве - в лике Сына Своего Иисуса Христа. Эта неожиданность повергла демона в отчаяние и побудила к последнему злобному нападению. Но дни его сочтены, и конец приближается. Это уже не похоже на философию, не правда ли? Это сама жизнь, и этого достаточно".
В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Фото: www.globallookpress.com
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.