Мучительная загадка
Когда-то давным-давно мне довелось побывать в нашей Северной столице, в знаменитом Павловском дворце. Переходя из зала в зал, я оказалась на втором этаже, где буквально остолбенела перед портретом сидящей молодой дамы неземной красоты на фоне пурпурного занавеса. Скажу сразу: не одно десятилетие перед моим мысленным взором периодически возникало то удивительно благородное, слегка холодноватое лицо с большими изумрудными глазами в обрамлении блестящих волнистых иссиня-черных волос. А тогда, к моему глубокому сожалению, смотрительница смогла назвать мне лишь имя красавицы: Зинаида. Столь же благородно-отстраненно-холодноватое, созвучное чему-то зимнему — Зи-на, зи-ма…
Кем была та обворожительная незнакомка, когда и где жила? Была ли она реальной женщиной или плодом фантазии некоего художника (его имени я тоже не знала)? Эти вопросы нет-нет, да и мелькали в моей голове, пока лет двадцать назад я не посетила Павловский дворец вторично. Но, увы! Даже намека на тот самый врезавшийся мне в память потрясающий женский портрет обнаружить не удалось…
И вот представьте себе мою нечаянную радость и даже восторг, когда, готовя материал о сегодняшних героинях и перебирая иконы и фотографии многочисленных Зинаид в одной из поисковых систем, я наткнулась на тот самый, так поразивший меня когда-то портрет. Вернее, почти тот самый, с некоторой разницей в деталях (может быть, в Павловске была какая-то его копия или за давностью лет мне просто так показалось?). Портрет 33-летней княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (1861–1939) кисти французского художника-импрессиониста Франсуа Фламенга (1856–1923) (кстати, писали ее и наши Серов и Маковский).
По моим внутренним ощущениям, совсем неслучайно именно теперь нашелся ответ на столь долго мучившую меня загадку — в этом, несомненно, присутствовал некий сокровенный смысл. Мои догадки подтвердились минуты через две, когда я узнала, что 15 сентября Зинаиде Николаевне исполнилось бы 150 лет. Такие знаки-совпадения говорили, на мой взгляд, только об одном: следует вспомнить эту необыкновенную женщину, почтить ее память.
Но прежде — рассказ о жившей в I веке святой Зинаиде Тарсийской, в честь которой позднее стали называть девочек во многих христианских странах.
Сестры-мученицы
Сестры Зинаида и Филонила, родом из Тарса Киликийского Малой Азии (ныне Турция), приходились, по преданию, родственницами апостолу Павлу. По всей вероятности, его чудесное перерождение из ярого гонителя христиан в ревностного проповедника слова Божия не осталось незамеченным и в собственном семействе — Зинаида и Филонила, утвержденные в вере Христовой, оставили свой дом и отказались от всего имущества. Они обучились врачебному искусству и совершали истинно апостольское дело — проповедуя и безсребно (бесплатно) врачуя всякий недуг и язву в людях.
Придя в город Деметриаду к северу от Тарса, сестры поселились в близлежащей пещере (вертепе), где проводили время в непрестанных молитвах и трудах. Как отмечено в их весьма кратком житии святителем Димитрием Ростовским, «именем Христовым Зинаида врачевала всевозможные недуги, чем обратила к Истинному Богу многих приходящих язычников, а Филонила, предавшись посту и бдениям, совершала великие чудеса».
Естественно, что все это не могло не вызвать раздражение и злобу живущих в Деметриаде язычников. Их уговоры и даже угрозы не оказывали никакого воздействия на сестер-христианок. Тогда как-то ночью идолопоклонники «вошли в вертеп и тела их каменьями до успения смертного побиша…»
Так приняли мученическую кончину святые девы Зинаида и Филонила — «души их в селения райския вселишася», — которым молятся об исцелении всякой немощи душевной и телесной.
Одна из русских Зинаид
Зинаида Волконская, Зинаида Нарышкина, Зинаида Юсупова, Зинаида Гиппиус, Зинаида Серебрякова… Словно россыпь бриллиантов, сверкающих множеством граней-талантов в созвездии-короне ослепительных красавиц Российской империи, к каждой из которых можно отнести пушкинские строки: «Царица муз и красоты…» И среди них самый крупный и самый красивый — княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон.
Ее родословная начинается в VI веке — с восточного правителя Абубекира бен Райока, одним из потомков которого был правитель Ногайской Орды хан Юсуф-Мурза (1480–1555). Его правнук Абдул-Мурза осел на московских землях и в 1681 году принял православие с именем Дмитрия Сеюшевича Юсупова-Княжево, за что был проклят сородичами: «Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, проживут не более двадцати шести лет. Продолжится это вплоть до полного уничтожения рода».
Поразительно, но это проклятие неумолимо действовало на протяжении трех веков — и именно на Зинаиде Николаевне пресекся прямой род ногайских мурз. Богатейшей российской наследнице рубежа XIX–XX веков, последней владелице подмосковной усадьбы «Архангельское» и многочисленных родовых дворцов в Москве, Петербурге, Крыму. К 1917 году Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Им принадлежало 250 тысяч десятин земли в семнадцати губерниях России; сахарные, кирпичные, лесопильные заводы, фабрики и рудники, ежегодный доход от которых составлял более пятнадцати миллионов золотых рублей.
Роскошь Юсуповских дворцов была сказочной: так, комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были обставлены мебелью казненной французской королевы Марии-Антуанетты; среди ее драгоценностей были сокровища, принадлежавшие ранее чуть ли не всем королевским дворам Европы; ее картинная галерея соперничала с Эрмитажем…
И при этом — поразительные, истинно христианские качества ее души: верность, доброта, милосердие. Как вспоминал ее сын Феликс: «Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованиями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. …Всюду, где появлялась мать, она приносила свет, ее взгляд сиял добротой и кротостью. Она одевалась со сдержанной элегантностью, не любила украшений и, хотя располагала лучшими в мире, появлялась в них только в особенных обстоятельствах...»
С восемнадцати лет Зинаида занималась активной благотворительностью: она стала попечительницей приюта солдатских вдов, чуть позже — десятков приютов, больниц, гимназий Петербурга и Ялты. В 1883 году 22-летняя княжна помогала семьям черногорцев, пострадавшим в борьбе с турками. В Первую мировую войну на ее средства оборудовались поезда и лазареты, организовывались госпитали и санатории для раненых, в том числе и в ее имениях. Позднее создавались столовые для голодающих, строились школы и церкви.
За свою патриотическую деятельность княгиня Юсупова была награждена дипломами и благодарственными письмами многих обществ и учреждений, в числе которых «Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III», Российское общество Красного Креста, Елизаветинское благотворительное общество…
И в заключение приведу наказ Зинаиды Николаевны сыновьям, своего рода ее жизненное кредо: «Чем больше дано вам, тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это». Есть чему поучиться, не правда ли?
________________________
* Имя «Зинаида» переводится с греческого как «божественная».
Ольга Глаголева
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.