Николай Николаевич Ге.Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.1889.
Сам здесь
Бывает, что когда господин находится близко, а его слуги не видят его или не знают, что он близко, знающий о нем слуга, предостерегая товарищей, говорит им: тише, молчите, «сам здесь». Так и рабы Божий, пророки и апостолы, Духом Божиим просвещенные, остерегают нас и говорят нам: слышите: «Сам здесь», здесь Тот, Который есть везде и все исполняет. «Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Господь близ» (Флп. 4; 5).
Христиане! Берегитесь: Господь близок. Берегитесь греха в слове, и в деле, и в помышлении: «Господь близ», Который грех ненавидит, и тем оскорбляется и прогневляется, и согрешающих предает наказанию. Вы, которые собрались в храм Господень на молитву и славословие Божие, слышите: «Господь близ»; здесь Сам Господь, перед Которым стоите, молясь, ибо Он смотрит, как вы стоите перед Ним, каким духом и сердцем Ему молитесь, как славословите Его. Преклоняя колена и голову Ему, преклоняете ли и сердце ваше? Прося милости от Него, делаете ли и сами милость ближним вашим; прося отпущения грехов, отпускаете ли и сами людям согрешения их? Стоя перед Богом телом, стоите ли перед Ним духом и сердцем вашим? Молясь Ему языком и говоря: «Господи, помилуй», — молитесь ли умом и сердцем вашим?
Внимайте этому, возлюбленные: «Господь близ»; Сам Господь здесь, Которому предстоите, Который смотрит на вас и слышит, как вы молитесь и поете Ему. Берегитесь, возлюбленные, чтобы молитва и славословие ваше не было вам в грех. Перед царем — человеком стоим со страхом и смирением, когда чего просим у него, тем более должно делать это, когда перед Богом стоим и молимся Ему! «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я» (Пс. 144; 18, 19).
Вы, которые заседаете на месте суда, слышите: «Господь близ»; Сам здесь Судья судей, и судяй всей земли праведно, Царь царствующих и Господь господствующих; Сам Он здесь невидимо присутствует и смотрит на вас, как вы судите людей Его. Берегитесь же, возлюбленные! «Господь близ. Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте: измите нища и убога из руки грешничи избавите» его (Пс. 81; 3,4).
Вы, которые называетесь родителями, имеете у себя детей, слышите: «Господь близ»; Сам Господь здесь, Который видит ваши дела и слышит ваши слова. Как вы с детьми вашими поступаете? Как их учите и наставляете? Не учите ли вместо истины суете, и вместо страха — бесстрашию? И вместо наставления и полезного учения не подаете ли яда соблазнов юным сердцам? Блюдитесь, возлюбленные, как опасно ходите перед Богом, смотрящим на вас, и перед юными детьми вашими, которые, примечая, что вы делаете и что вы говорите, и сами то же учатся делать и говорить.
Вы, которые покупаете и продаете, слышите: «Господь близ»; Сам Господь здесь, Который видит ваши дела, смотрит, как покупаете и как продаете. Не продаете ли гнилую вещь за здоровую, и худую — за добрую, и дешевую — за дорогую? Не лжете ли? Не обманываете ли? И, что горше того, не клянетесь ли именем Божиим во лжи, скверного ради прибытка? Устыдитесь и убойтесь перед очами Божиими лгать, и страшное имя Его во лжи призывать, и людей Его обманывать!
Вы, которые за трапезой сидите и вкушаете дары Божий, слышите: «Господь близ»; Сам Господь здесь и смотрит на вас: как вы вкушаете Божиего добра? С молитвой ли и благодарением? Вкушаете Божиего благодеяния, но памятуете ли Благодетеля? Все Божие добро, а не наше: «Господня бо земля, и исполнение ея» (Пс. 23; 1).
Вы, которые, собравшись воедино, разговариваете, слышите: «Господь близ»; Сам Господь здесь и смотрит на вас, и слышит, что и о ком разговариваете. Берегитесь, чтобы разговор ваш не был вам во грех.
Вы, которые хотите душу и тело свое осквернить нечистотой, слышите: «Господь близ»; Сам Господь здесь, Который видит беззаконное начинание ваше. Устыдитесь и убойтесь беззаконновать перед очами Божиими.
Вы, которые содержите гнев на ближнего вашего и мыслите ему отомстить и повредить ему, слышите: «Господь близ»; Сам Господь здесь и видит злое умышление ваше. Устыдитесь же и убойтесь присутствующего Господа и оставьте злое начинание ваше.
Вы, которые думаете чужое добро украсть и похитить, слышите: «Господь близ» и видит ваше худое намерение. Устыдитесь и ужаснитесь перед очами Божиими совершать беззаконное дело ваше.
Вы, которые или от злобы своей, или от злой привычки клевещете и осуждаете ближнего своего, слышите: «Господь близ» и слышит вашу клевету и суд ваш, которым подобных себе грешников судите. Устыдитесь и убойтесь Господа, перед Которым клевещете и осуждаете людей Его, и удержите язык свой от беззаконного того дела. «Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего: бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего; и се бервно во оце твоем?Лицемере! изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего» (Мф. 7; 3-5). «Не оклеветайте друг друга, братие! оклеветали бо брата или осуждали брата своего, оклеветает закон и осуждает закон» (Иак.4; 11).
Всякий христианин, услыши: «Господь близ». Где бы ты ни находился, что бы ты ни делал, что бы ни говорил или мыслил, Он всякое дело твое видит и слово слышит. Устыдись же, возлюбленный, и убойся перед Господом твоим согрешать. Не уподобляйся, любезный, нечестивым, которые «не предложиша Бога пред собою» (Пс. 53; 5), но уподобляйся святому тому мужу, который написал о себе: «предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15; 8). Зри убо и ты перед собой Господа твоего везде и всегда. Если в чем и согрешишь перед Ним, как человек, не медли, но тотчас падай перед Ним со смирением и проси прощения: «согреших, Господи, помилуй мя!» — и отпустится тебе согрешение твое, ибо милостив Он и человеколюбив и знает нашу немощь.
Никуда я от Тебя, Господи, уйти не могу!
Человек иногда говорит человеку: «никуда я от тебя уйти не могу!» Но от человека уйти и скрыться возможно, вот от Бога мы уйти, действительно, не можем никуда.
В доме ли твоем находишься? Тут Бог. Дорогой ли идешь? Не оставляет тебя Бог. В граде или селе пребываешь? Там присутствует Бог. В пустыню ли побежишь? Там прежде тебя Бог. В земле или глубине морской захочешь скрыться? И там Он с тобой. Думаешь: не скроюсь ли во тьме ночной от Него? Нет, ненадежно и это убежище! У нас день и ночь, свет и тьма: но у Бога нет тьмы, нет ночи, но все свет и день. Очи Божий несравненно «светлейшии суть солнца, презирающии вся пути человеческия, и рассмотряющии в тайных местех» (Сир. 23; 28). Познал это Псалмопевец и воззвал к Нему: «камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря; и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех: еда тьма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей? Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тьма ея, тако и свет ея» (Пс. 138; 7-12). Бежал было некогда от лица Господня Иона пророк, но, десницей Божией удержанный, увидел себя во чреве китове. Никуда от Бога уйти и скрыться невозможно. О бедный грешник! Куда ты убежишь от Того, Который везде есть? И где ты скроешься от Того, Который все видит? Знаешь ли куда бежать? От правды Его -— к благости Его, и от суда Его — к милости Его беги. И сокрывайся верой в пресвятых язвах Христовых. Вот град убежища, к которому христиане прибегают и безопасно укрываются от гнева Божия! О Иисусе! «Сынове человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут» (Пс. 35; 8). Якоже птенцы под крилами кокоша, так и грешники под кровом благости и человеколюбия Твоего укрываются. «Господи! прибежище был еси нам в род и род» (Пс. 89; 2).»Приидите ко Мне, еси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы!» (Мф. 11; 28).
(Из "Сокровища духовного " святителя Тихона Задонского)
Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.