Что значит признавать Бога? Многие говорят сегодня: мы Бога признаём. А сами при этом живут хуже, чем бесы. Если мы признаём Бога, — а сейчас очень многие это декларируют, — то признавайте и его Закон. Не может быть никакого автономного мышления вне Бога. Он создал нас, а не мы Его. Он создал всё кругом. С какой целью? С целью опошления человека? Нет, конечно. Но: для того чтобы он, человек, обрёл наконец Царство Небесное. Грехопадение, от которого мы и по сей день все так страдаем, есть нарушение Закона Божиего. Отсюда и спасение Христом человека поистине страшной ценой. Господь пошёл на вочеловечивание, облёкся в падшую человеческую плоть, вошёл в утробу матери. Это уже был крест. И вся жизнь Христа Спасителя, как Бога, есть сплошное страдание, вплоть до Его смерти на Голгофе. Так что если сам Бог пошёл на такие страдания ради нас, то и реакция наша должна быть соответствующей. Надо быть элементарно благодарными Богу, принявшему за нас такие муки. Надо, конечно, возлюбить Его всеми силами своими. И не забывать, что вне Бога мы все погибнем.
Господь, как я уже говорил, не дал нам ни закона экономического, ни юридического, ни политического. Дал лишь один закон — нравственный. И только соблюдение нравственного закона является подлинной историей человечества. Отсюда все и трагедии, в том числе и сегодняшняя трагедия, которая уже начинается на Земле. Какие жуткие наводнения, какие удивительно страшные катаклизмы, беды, войны, оскудение любви, ненависть!.. Все прямо по Писанию. И всё только от нарушения нравственного закона. Хотите вернуться к Богу и продлить жизнь Земли, чтобы унаследовать спасение? Возвращайтесь к нравственному Закону!
Грех последовательно приводит человека к катаклизмам в природе. Берём Ветхий Завет, Содом и Гоморру. До нравственного разложения это были два богатейших города с изумительной природой, полной благодати — и материальной, и духовной. Был Закон, который они до определённого момента чтили. А потом нравственные скрепы городов обрушились, и жители впали в свальный грех!.. И произошла страшная катастрофа — сошёл огонь с неба, всех попалил, и ещё вчера цветущее море, омывавшее эти два града, стало Мёртвым.
Изначально весь мир находился в гармонии, ибо Бог всё создал добро зело. Если бы природа была автономна и самостоятельна, то, может, она и имела бы свои законы. Но она сотворена и подчиняется закону Божественному. Когда человек разрушает свою нравственную основу и становится ниже животного, что отсюда следует? Природа восстаёт против него. Моё поколение ещё застало природу. Я видел удивительное Подмосковье с его чистыми родниками, с чудесным воздухом, изумительной красоты. Всё это было… А сегодня что происходит? Чернобыль, Фукусима, цунами в Индонезии, локальные потопы, лесные пожары! Бойся, человек, страшных последствий своей разнузданности!..
Отсюда задача: мир вокруг нас надо беречь. Наши предки относились к природе, как к храму Божиему. Я ещё мальчишкой был, и мы ждали, когда мать разрешит нам бегать босиком. Наша семья жила в Подмосковье. Представьте себе: кругом никто битых стёкол не бросал. Единственное — можно было сбить ногу, зацепившись за какой-нибудь корешок. И потому мы с радостью бегали босиком. А сейчас попробуй пробегись! Так что к природе относились как к храму. Так оно и есть: природа, земля-кормилица. А сейчас что с ней сделали?
Это не мои слова — так говорил святитель Николай Сербский. Нет законов природы — есть закон Божественный. К примеру, если мы веруем в Евангелие, в его достоверность, то знаем, что, когда лодка, в которой плыл Господь с учениками, стала тонуть от страшной бури, Он сказал стихии: «Умолкни, перестань» (Мк., 4:39). И от одного только Его слова сделалась великая тишина. Кто же Он, что буря и воздух повинуются ему? (Мф., 8:27). Бог! Кто он? Творец. Поэтому надо стараться угодить Богу, который по любви к нам создал этот мир.
И конечно, грех Адама и Евы не есть грех недоразвитости или детскости Адама, как считают некоторые нынешние горе-проповедники. В их антропологии есть такая точка зрения, что Адам был не совсем зрелым, потому и пал. Такое утверждение — хула на Бога, из рук которого не выходило ничего несовершенного. Адам был совершенен. И, как говорит Серафим Саровский, не существовало такого человека, как Адам, и вряд ли будет. Он был изумителен, он был красив, он был бессмертен, над ним не были властны ни законы природы, ни огонь, ни вода. Всё подчинялось ему. И задача перед ним стояла только одна: постоянное духовное совершенствование. То есть всё большее и большее обожение, соединение с Богом.
Самый страшный грех, который сегодня парализовал всё, - гордыня, желание быть вне Бога или быть, как Бог, или даже, может быть, стать превыше Бога. После грехопадения в мир вошла смерть. Как страшно вкусить её, как невыносима мысль о том, что кому-то из нас суждено гореть в аду. Очень хорошо сказано у профессора Алексея Ильича Осипова об аде: если вам завтра предложат миллиарды долларов, а за это попытают какую-нибудь там недельку, пожгут огнём, потянут с вас жилы… Вы согласитесь, мил человек, повисеть на кресте? Думаю, вряд ли. Где-то я читал, что в ад однажды поместили такого вопрошающего. Сказали, что побудешь там всего-навсего три дня. И через несколько минут он уже завопил. Ему говорят, что прошло всего полчаса, а тебе ещё три дня…
…Так что в этом-то всё и дело. Поверить в человеческую сущность Христа, в то, что для нас Он стал вторым Адамом, совершенно необходимо. Только тогда мы станем свободными. Свобода — это полное и бескомпромиссное следование за Христом. И — борьба с грехом не на жизнь, а на смерть. Иначе вера наша будет чисто теоретическая. Ибо никакие компромиссы с совестью недопустимы. Вот и всё.
Некоторые спрашивают: как может православным большинством России управлять горстка далёких от Бога и Церкви людей? Отвечаю: по попущению Божию. Хотя видеть это очень больно, тем более что от неё, от этой кучки и горстки, зависят школьные программы, тематика СМИ, которые сегодня отравляют сознание. Значит, таковы ныне мы, православные, и такова наша молитва с делами. Пшик, да и только. Мы — слабенькие. Но Господь попускает всё это, чтобы возгорелась наша ревность о Боге и чтобы мы изменились. Чтобы употребили свою внутреннюю свободу во благо. Что сейчас очень важно для человека, который задумывается о смысле жизни и о цели бытия? На глазах наших ХХ век показал всю тщету идолов, которые казались несокрушимыми, безблагодатность удалённого от Творца человеческого ума и прогресса. К чему привёл нас современный век? К колоссальным достижениям в области технического совершенствования, но одновременно и к стремительной деградации. Где культура, где красота, где философия, где искусство? Всё деградировало!
До тех пор, пока христианство было доминантой европейского человечества, была великая культура, были личности, были нации! Теперь всё деградирует и озлобляется. Отчего в мире столько зла? Вообще откуда оно берётся? Всё просто. Зло имеет три источника. Это — дьявол как основоположник зла; мир, построенный на началах сытости, и человек как носитель приобретённых страстей. С чего начинается проявление зла? Дьявол позавидовал Богу. Я хочу быть как Бог, хочу быть выше Его. Об этом очень скупо говорится в Откровении Иоанна Богослова и у пророка Исайи. Когда он был свергнут за это и отпал от Бога, то увидел в раю чистых Адама и Еву, и страшная зависть поразила его, и он решил соблазнить их тем же, чем был соблазнён сам. Что было им сказано Богом? Вкушайте всё, кроме плодов древа познания добра и зла. В тот день, когда вкусите плод от них, умрёте.
Бог есть Добро, а зло находится вне его, как и обман. Познание добра было заложено в природу Адама. А познание зла заложено не было. Он не знал, что такое зло. Оно ещё не проявило себя, однако свобода у Адама была. И Ева услышала дьявола, который сказал, что вы не умрёте, но будете, как Боги, знать добро и зло. Как Боги, то есть независимо. И так как Адам уже нарёк имена всей твари и всё подчинилось ему, то власть, данная ему Богом над всем Эдемским садом, Раем, в какой-то степени, может, его и ослепила, как в своё время ослепила и дьявола, когда в его подчинении были мириады духов и он был любимцем у Бога. Зависть, которая двигала им, стала двигать и Адамом. Прекрасна сказка у Пушкина, в которой старуха просит у золотой рыбки корыто, а потом, когда стала царицей, захотела быть тем, кто всё ей это дал.
У Адама, как у существа совершенного и не знавшего зла, не было страстей. Причина его падения состояла в отсутствии у него практического знания добра и зла. Всё у него было, а этого не было. Практического знания того, кто он есть без Бога. Существуют два крыла, как говорят Святые Отцы, которые несут нас над бездной мира сего. Пост и молитва, которые соединяют нас с Богом. Есть ли что-либо выше них? Оказывается, есть. Это — послушание. Почему же?
Вспомним: что было первичной трагедией человека? Нарушение послушания! Почему так произошло? Потому что ему захотелось быть как Бог. Отчего такое желание возникло? По наущению дьявола. По обману. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что поначалу Адам общался с Богом непосредственно, а не опосредованно, как мы сегодня. Даже Святые Отцы общаются с Ним опосредованно. Я, конечно, не знаю до конца об Отцах. Не исключаю, что, общаясь с Богом, они, скорее всего, выходили за пределы своего естества, но Адам и Ева общались с Ним непосредственно, они видели, лицезрели Бога, находясь в раю. Естественно, они общались и с духовными силами, и архангельским чином. Всё им было открыто. Так в своё время общался с Богом и Денница.
Когда Господь творил человека, Он знал о его грядущем падении. Вспомним великолепнейшую икону Андрея Рублёва «Совет Превечный». Перед нами — три ангела, объятые общей грустью, одной удивительной любовью и общим согласием. Перед Ангелами-Троицей — Престол, а на Престоле — Чаша и закланный в ней Младенец. Ещё до творения человека Бог-Троица предвидел, что человек не удержится на высоте и согрешит грехом смертным. По этой причине и грусть на иконе как констатация того, что придётся спасти человека страшной жертвой Божественной. И вот бесценное человеческое творение пало. И если бы не беспредельная любовь к нему Святой Троицы, то человеческий род закончился бы прямо за вратами рая.
Да, Адам пал и лишился права на своё прежнее непосредственное богообщение. Но Бог есть любовь. И Он, не отнимая у Адама свободы, даёт ему и его потомкам время в виде земной истории, чтобы они, исходя из своего своевольного желания свободы, поняли на деле, что ослушание Богу есть зло и смерть, а покорность воле Божией — подлинное благо и жизнь вечная. А чтобы немощная природа человека не смесилась со злом окончательно, Господь одевает его в кожаные ризы, то есть в наши нынешние плоть и кровь. И хотя она, эта новая плоть, была смертной, но всё же защищала Адама от прямого пагубного воздействия духов поднебесных. До падения у Адама была плоть иного качества — ангеловидная, из тончайшей и светлой физической природы.
Итак, у Адама изменилась плоть. Из бессмертной она стала смертной, грубой, «дебелой». В человеке появился тлен как расплата за грех. Теперь вопрос: что же такое свобода, что Господь не отнимает её у человека, однако делает её онтологически ему присущей? Видимо, только через свободу человек реализуется как образ Божий. Это что-то сверхценное. Ведь мы знаем, что человек плохо воспользовался свободой, но Господь всё равно не отнимает её. Что же это такая за загадка — свобода? Думаю, что, если бы Господь не дал нам свободы, мы были бы просто роботами. Механическими существами. А свобода, как и сама сущность Бога, непостижима, она сокрыта, она вещь в себе, как говорил Кант. Как писал Достоевский, она — величайший дар и страшная трагедия. Дар бесценный, ибо нет ничего дороже свободы. Но как её выразить? Как её употребить? Свобода — в любви! Человек свободен только в любви. В любви к Богу. А отсюда — и к ближнему.
Может, можно как-то ограничить свободу, чтоб не грешить, а в остальном быть свободным? Однако тогда бы в нас не было образа Всевышнего. Образ Божий в человеке заключается именно в даровании ему свободы свыше. Бог свободен и наделяет своё любимейшее существо таким же качеством. Как можно описать понятие свободы в религиозном смысле? Я бы сказал так: это — императивный дар, данный Богом человеку для его бесконечного совершенствования в процессе любви и обожения личности. Даже не императивный… а непререкаемый, что ли, безусловный. Свобода — безусловный дар для постоянного обожения человека. Для настоящей любви и радости всегда быть с Богом. Примерно так. Но, не будучи человеком духовным, понимать эти реалии сложно.
Так или иначе в нас есть три воли. Воля божественная, воля человеческая и воля дьявола. Воля человеческая коренится в свободе. Однако если я нарушаю заповеди и погружаю своё существо в мир страстей, даже и пользуясь при этом великолепнейшим знанием, данным мне от Бога, — творить, — то что я имею? Возьмём исторический процесс: каких огромных успехов достиг человек в прогрессе! Но во что всё это обратилось? Многие достижения сделали нас гораздо более несчастными, чем были наши предки, которые ездили на лошадёнках. Там жили по заповедям, любили Бога и ближнего и умирали за Христа, чтобы воскреснуть в вечности. А сегодня кто живёт по заповедям? Совершенствуют очередной «Мерседес» и при этом поддерживают однополые браки! Чем выше, чем быстрее идёт закон либерализации и связанный с ним закон прогресса, тем сильнее нравственная деградация человечества. И апокалипсический конец вырисовывается уже довольно явно. Сейчас одна только надежда, что именно православие на какое-то время ещё спасёт мир. В этом-то и суть Октябрьской революции, через которую Господь, повторюсь, вопреки дьявольским козням большевиков-интернационалистов не дал России смешаться в ХХ веке в общий апостасийный процесс, а удержал за «железным занавесом», и через жертвы, через торжество мучеников Церкви показал смысл истории, который угасает в богоборчестве и вновь воскресает через покаяние и возвращение к Богу. Да, Запад преуспел в прогрессе. Но что там сегодня творится? Нет семьи, нет мужчины и женщины. Там всё потонуло в нравственном беспределе.
Каким образом верующий человек получает отношение ко Христу? Каким образом он через веру во Христа обретает бессмертие? Вот смотрите. Господь принял на себя нашу падшую человеческую природу и исцелил её страданиями на Кресте. Спрашивают: какое отношение человек имеет к тому, что Господь сам в себе исцелил человеческую природу? Как человеку-то исцелять своё естество? Вот он уверовал во Христа. И что ему делать? Как ему исцелять своё естество?
Господь Иисус Христос облекается в падшую плоть человеческую, однако падшую только в плане своей изъязвлённости первородным грехом, то есть склонностью и тягой ко греху. Но без самих грехов. Эту-то плоть Он, соединившись с ней, возрождает и очищает через Божественные страдания на Голгофе. И она после Его славного воскресения становится бессмертной. И именно её, эту качественно новую плоть, более совершенную, чем у Адама в раю, мы, недостойные, дерзаем обрести у Бога через собственное преображение путём воцерковления, участия в Таинствах Христовой Церкви и личной борьбы с грехами через соблюдение нравственного закона. Здесь у каждого — свой крест и своя Голгофа. Тот же путь, пусть и в человеческой миниатюре. Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин., 14:6). И оставил нам свои заповеди. Соблюдение заповедей Христовых является основой для соединения с Христом, залогом нашего личного преображения и бессмертия.
Внешне кажется, что сил исполнять заповеди никаких нет. Но не сил нет, а нашего элементарного желания! Силы же даёт осознание нами той пропасти, над которой мы все зависли. Притча о блудном сыне показывает нам три момента исцеления человека. Придя в себя (курсив мой. — Н.П.), он понял, что у него есть отец, Бог, а он — Его сын. Второй момент — это осознание своей греховности: я живу так, что даже свиньи питаются лучше, чем я. И третье, наконец, — осознание своего недостоинства. Это именно смирение себя перед Богом. Отсюда и вознаграждение. Придя в себя, человек начинает понимать, что есть Бог. Что Он — Отец любящий. И, когда это осознание произойдёт, тогда человек поймёт, что это для него лично Бог сошёл на землю. Ради него. Ради него родился и распялся. Поэтому все три момента здесь очень важны.
Есть и три вида благодати — призывающая, оправдывающая и вознаграждающая. Призывающая — это чтобы человек пришёл в себя, чтобы опомнился. Это и есть свобода! Самая изумительная! Потому что не может прийти в себя робот. Поэтому мы имеем массу примеров, когда вчерашние идолопоклонники, богатеи, миллионеры выбирали для себя добровольную жизнь в Боге. Ибо поняли, что главное — это Он, а всё остальное — тлен и прах. Благодать оправдывающая даруется человеку Богом по мере его покаяния. Она утешает его, поддерживает в его решимости сопротивляться греху и стяжать святость. А благодать вознаграждающая обретается нами в прощении, когда нам прощаются все наши грехи — по любви Божией и по нашему усердию в их преодолении. На земле в Церкви Христовой мы получаем такого рода благодать через Таинство исповеди и евхаристии, которые укрепляют нас духовно на брань с грехами и таинственно соединяют со Христом ещё в этой жизни.
Христос — наша основа. Именно как Богочеловек, как Человек идеальнейший. Где мы найдём подобную личность в истории, кто из древних хоть как-то может приблизиться ко Христу? Сократ? Нет. Платон? Нет. Кто ещё? Любые самые совершенные и самые нравственные представители рода человеческого всё равно бесконечно далеки от Его совершенства.
Протодиакон Николай Попович
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.