Флинк, Говарт Тенирс (1615 Клеве - 1660 Амстердам) -- Благовещение пастухам
Приветствую вас, други мои, со всерадостным днем Рождества Христова! И как не радоваться нам в этот день!.. Чему же нам и радоваться, если мы не будем радоваться рождению Спасителя нашего?.. Вижу, и на лицах ваших изображается радость праздника Господня. О чем же мне и беседовать с вами ныне, как не о том, чем занята душа наша, — о чем, как не о рождении Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего?
Знаете ли вы, как и где родился Господь наш Иисус Христос, и кто первым удостоился узнать о рождении Его и поклониться Ему? Конечно, должны знать; но что радостно, о том всегда будешь говорить и никогда не наговоришься! Господь Иисус Христос, Бог истинный и Сын Божий, прежде век от Отца рожденный, ради нашего спасения пришел на землю и родился в вертепе, по-нашему — в каменной пещере, в которой обыкновенно стояли домашние животные. Родился и положен был в ясли, из которых животные ели. Вот как смирился ради нас Христос Господь, как в самом раннем младенчестве Своем Он начал уже терпеть за нас нужду и скорби... Все это делал Он из любви к нам, грешным.
Послушайте же теперь, братие, о том, кто и как первый узнал о рождестве Христа. Когда родился Господь Иисус Христос и положен был в яслях, в это время, как повествует богоглаголивый апостол Лука, «пастырие беху в тойже стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем... И рече им Ангел: не бойтеся: се бо, благовествую вам радость велию, яще будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давыдове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! И бысть, яко отъидоша от них на небо Ангели, и человецы пастырие реша друг ко другу: прейдем до Вифлеема и видим глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам. И приидоша поспешшеся, и обретоша Мариамъ же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслех. Видевше же сказаша о глаголе глаголаннем им о Отрочати Сем. И ecu слышавшии дивищася о глаголанных от пастырей к ним» (Лк. 2; 8-18).
И подлинно, братие, удивительны, чудны дела Господни! В Вифлееме было тогда много народа. Конечно, между ними были тогда мудрые и знатные — книжники и фарисеи. Отчего же Господь не благоволил им открыть Свое воплощение? Чем бедные пастыри заслужили преимущество перед ними? И не только им первым дано было узнать о рождении Христа Спасителя, но и узнать об этом от Ангела, а затем слышать и видеть радость множества воинств небесных, воспевающих славу в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение? Много было тогда мудрых в Иудее, немало их было и в Вифлееме, но они были мудрые для себя, а не для Бога: Божие слово они толковали по-своему, Господни заповеди по-своему, да еще и хвалились своей неразумной мудростью, а то и забыли, что говорил им Господь через пророка: «погублю премудрость премудрых и разум разумных сокрыю» (Ис. 29; 14). Не таковы были Вифлеемские пастыри! Они не думали о своем уме, а с простотой сердца внимали слову Божию, всей душой старались исполнять то, что слышали, а потому и сбылось на них слово Господне: что Господь утаил от премудрых и разумных, то открыл младенцам, — младенцам по простоте сердечной, по доверенности к старшим себя, по той покорности, с которой они исполняли все поведенное им.
Вот каковы были пастыри Вифлеемские, и вот за что они первые удостоились услышать радостную весть о рождении Спасителя. Братие мои! Вы, по своему званию и состоянию, сходны с Вифлеемскими пастырями, о которых теперь идет речь. Нередко попрекают вас тем, что вы мало знаете; самая простота ваша в словах и жизни нередко служит для вас упреком. Вы сами привыкли говорить о себе: "Мы люди темные". Ведайте, други мои, что смирение и простота сердечная — были бы они только искренние, и вместе с ними были бы у вас соединены послушание и повиновение слову Божию, уставам Матери нашей Церкви и всякому поставленному над вами начальству и власти, — суть первые ваши добродетели, которыми вы особенно можете угодить Господу Богу. «И на кого воззрю, — говорит Сам Господь, — токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66; 2)
Святой евангелист Лука, говоря далее о пастырях, замечает, что они в то время, когда родился Спаситель, «беху... бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем». Братие мои! Человек для того и родится, чтобы, исполняя на этом свете какую-нибудь обязанность, тем самым угодить Господу Богу и получить в Небесном Царствии вечное блаженство. И там Господь не спросит, почему ты не был богат, знаменит и славен между людьми, а спросит, как ты исполнял свое дело, хотя бы ты и был простой пастух? Исполнял ли ты его с усердием или ленился? Если не ленился, то трудился ли ты для того, чтобы доставить пользу ближнему, угодить Господу Богу, или только для того, чтобы разбогатеть, чтобы прославиться? Будьте же вы всегда усердны к своему делу, трудитесь и работайте всегда, сколько Господь сил дал, во славу Божию, на пользу себе и ближним, — и вы этим уподобитесь Вифлеемским пастырям и будете угодны, как и они, родившемуся ради нас Господу.
Еще: пастыри Вифлеемские, услышав от Ангела о рождении Спасителя, «приидоша» к Нему, на поклонение «поспешшеся», то есть как только могли, скоро пошли туда, куда указал им Ангел Господень, где надеялись они увидеть рождшегося Спасителя и поклониться Ему. Заметьте, тогда была ночь, и у них были стада в поле, кроме того, по всему видно, что не близко от города. Но весть о рождении Спасителя была для них так радостна, желание поскорее поклониться Ему было в них так сильно, что они оставили все, что имели, и — побежали. Вот, братие, еще один прекрасный поступок пастырей Вифлеемских. Запомните его и старайтесь подражать ему. Бывает нередко — наступит какой-нибудь праздник Господень, или просто — воскресный день, и вот, на нашей колокольне раздается звон колокола, извещая всех, что Господь в храме, что Он ждет к Себе усердных поклонников... Но звуки колокола раздаются иногда в нашем селении, как в какой-нибудь пустыне, и церковь наша, как она ни мала, бывает очень просторна!.. Посмотрю я тогда на немногих, собравшихся в храм Божий, и думаю: "Нет, мои прихожане не похожи на Вифлеемских пастырей!" И вот, я слышу, что мимо храма Господня проехала одна повозка, потом другая, еще несколько. Куда спешат мои прихожане мимо храма Господня, во время службы Божественной? И мне отвечают, что они спешат в ближнее село; там торговый день! Но скажите мне, разве нельзя отправиться туда, если нужно, после Божественной литургии? Да и для чего вы имеете обыкновение отправляться туда иногда целыми семьями, вместо того, чтобы пойти только одному кому-либо из семьи?.. Итак, вот отчего иногда бывает храм Господень пуст! "Нет, — повторяю я тогда, — мои прихожане не похожи на Вифлеемских пастырей!"
Нередко также бывает еще вот что: отправив служу Господню и возвращаясь домой, вижу: в одном месте кто-то молотит, в другом — кто-то перевозит с поля хлеб; нередко увидишь еще кого-нибудь, который строит что-то в своем дворе. Все эти люди вовсе не думали о том, чтобы, подобно пастырям, поспешнее прийти на поклонение Господу! Но что же? Неужели они думают, что в час, Самим Богом определенный для поклонения Ему, они могут что-нибудь приобрести для своего хозяйства? Нет! «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии», — говорит Священное Писание (Пс. 126; 1). Итак, если уж не из любви ко Господу Богу, если не из благодарности за Его милости к тебе, то, по крайней мере, для того, чтобы твоя работа шла успешнее, ты бы пришел в храм Господень и помолился.
Братие мои! Ныне праздник, и праздник великий. Не с тем говорил я все это, чтобы опечалить вас; пусть ничто не мешает вашей радости о празднике Господнем. Но не забывайте того, что я сказал вам о рождении Спасителя нашего и о пастырях Вифлеемских, которые первыми удостоились поклониться Ему. Не забывайте, и дай Бог, чтобы мы сколько-нибудь были похожи на этих пастырей! Аминь.
(Беседы сельского священника с прихожанами)
Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.